Шамиль Абдуллаев
Автор

Магомедрасул Магомедрасулов: «Не будет зрителя – не будет театра»

Шамиль Абдуллаев
Автор
13.10.2016

Люди разучились ходить в театр, особенно в горах, куда вывозились дежурные спектакли с фонограммой… В горы надо возить спектакли, которые будут понятны местным жителям… Сельчане намного теплее и добрее относятся к актеру, их аплодисменты самые теплые и искренние…

Директор Аварского музыкально-драматического театра Магомедрасул Магомедрасулов дал эксклюзивное  интервью порталу «Кавказ Сегодня».

РАЗЛУКА ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

– Магомедрасул Магомедович, коллектив Аварского театра в мае 2016 года выступил перед своими земляками в Азербайджане. Эта была первая за последние годы поездка Аварского театра в Азербайджан. Как вас встретили на азербайджанской земле?

– Насколько я знаю, несколько актеров с аварского театра в последний раз там (в Азербайджане – ред.) были в 1991 году. Артисты посетили два три населенных пункта. Это была частная поездка, а не официальные гастроли.  

Любители аварской музыки договорились с актерами, которые работали в Аварском театре, попросили принять участие в мероприятиях, проводимых в одном из аварских населенных пунктах в Азербайджане. Наших артистов там хорошо встретили, потом пригласили выступить в других селениях. Выходит, официального выезда коллектива нашего театра в Азербайджан не было около тридцати лет. Раньше условия были намного лучше, даже государственных границ не было. Не знаю, почему так долго не ездили, вероятно, позиция властей… Иногда люди не понимают, что язык и культура намного больше сближают народы.

Раньше ко мне приезжали делегации из Закатальского района. Они говорили, как границы появились, Дагестан про них вообще забыл. Но вопрос больше касался политики.

Конечно, идея проведения Дней культуры Дагестана в Азербайджане была с восторгом принята дагестанцами, которые живут в соседней республике. И, естественно, мы с удовольствием поддержали эту инициативу. За две недели до официальной поездки я отправился в Азербайджан – Закатальский и Белоканский районы. Посмотрел площадки, встречался с руководством городов (Закатала, Белоканы – ред.), обговорил все вопросы.

Отправились туда с проектом, который в нашем театре живет буквально три года. Эта моя работа, называется она «У очага наших предков». Постановка состоит из вокальных номеров, куда входят старинные национальные и более современные аварские песни в живом исполнении, а после каждой песни мы даем фрагменты лучших спектаклей, которые вошли в золотой фонд Аварского театра.

Кроме того, к постановке мы добавили элементы азербайджанской культуры и танцевальные номера. Публика с восторгом приняла выступление наших артистов, залы были переполнены. Вы знаете, невозможно удивить Азербайджан музыкой, но, кажется, нам удалось это сделать. Я сужу по аплодисментам и отзывам зрителей.

Нас очень тепло встречали, очевидно, что надо почаще ездить, общаться. Как бы там ни было, это наши земляки, они очень соскучились по дагестанской культуре. Но есть политиканы как с нашей, так и с другой стороны, которые пытаются препятствовать нашему культурному взаимодействию. Надо сказать, что этнические дагестанцы вносят значительный вклад в развитие Азербайджана. Имею в виду спортсменов, ученых и деятелей культуры.  

В беседе с министром культуры Азербайджана Абульфасом Гараевым я предложил организовать регулярные перекрестные поездки творческих коллективов двух республик. Готов лично сопровождать азербайджанских коллег в поездке по южным районам Дагестана.

ПОКОЛЕНИЕ, НЕ ЗНАЮЩЕЕ ТЕАТР

– В Дагестане больше десяти государственных театров, а еще больше народных, которые ежегодно соревнуются на фестивале «Маска». Можно ли назвать Дагестан театральной республикой?    

– Дагестан - единственный в мире субъект, где есть одиннадцать национальных государственных театров. У нас на одиннадцати языках на сцене играют актеры! Этим мы можем похвастаться. Но назвать республику театральной будет несерьезно при таком отношении к театру, здесь нечем хвалиться.

Театр был и есть аккумулятор всех культурных достижений народа. Все, что происходит в жизни, показывается на сцене. Труппа несет больше нагрузки, чем какой-либо другой творческий коллектив. К сожалению, не все это понимают. Люди разучились ходить в театр, особенно в горах, куда вывозились дежурные спектакли с фонограммой. Естественно, халтура никому не интересна, особенно когда доступны интернет, цифровое телевидение. В горы надо возить спектакли, которые будут понятны местным жителям. Сельчане намного теплее и добрее относятся к актеру, их аплодисменты самые теплые и искренние.

После того, как мы начали вывозить большие, хорошие спектакли, люди говорят – «Почему вы не приезжаете? Мы думали, что Аварский театр закрыт...». В хорошем смысле это вынуждает нас ездить в горные районы.

Представляете, наш театр вообще не был в некоторых селах Шамильского и Хунзахского района. И сейчас мы наверстываем упущенное время, когда нет ни сцен, ни отопления, ни даже клубов, пригодных для выступлений.

С недавних пор мы готовим спектакли для детей, постановки имеют большой успех, особенно в селениях. Там выросло целое поколение и даже два поколения, которое не знает, что такое театр. Оказалось, что Аварский театр не был в селе Мехельта (Гумбетовский район – ред.) двадцать семь лет, в Каспийске не выступал восемнадцать лет. О чем можно говорить? Нам должно быть стыдно. О какой театральной республике можно говорить, если такая тенденция наблюдается в регионе.

Театры не хотят выезжать за пределы города, они больше ориентированы на городского зрителя. Коллективы придумывают себе массу проблем: нет транспорта, нет домов культуры. Но можно выступать и в спортзалах, актовых залах, в большом классе, на крайний случай - в коридоре школы. Если желание есть, то возможность найдешь. Вот, в прошлом году в течение недели аварский театр выступал в Шамильском и Хунзахском районах. К своему стыду и радости поняли, что сделали очень хорошее дело.

Хочу подчеркнуть, что после прихода на пост главы республики Рамазана Гаджимурадовича многие чиновников стали обращать внимание к проблеме культуры, и театры получили импульс развития.

Что касается народных театров, то нет целенаправленной политики по оказанию помощи этим коллективам. Еще хуже ситуация в плане отношения глав районов к своим театрам. Некоторые из них даже не знают, что у них есть народный театр. Не выделяются средства из местного бюджета, народные театры держатся на энтузиастах.

Фестиваль «Маска» – это время, когда чиновники очередной раз вспоминают, что есть народные театры, на этом исчерпывается все, что касается поддержки театров. Шанс попасть в государственные театры может стать одним из стимулов для актеров народных театров. Мы готовы принять на работу людей, которые выиграли в номинации – лучшая мужская роль, лучшая женская игра. Такие конкурсы должны стимулировать актеров, выявить новые таланты, которые могут дальше продвинуться в театральном искусстве. А так нет смысла проводить фестиваль для галочки, может, поэтому и престиж «Маски» падает и желающих принять в нем участие все меньше. Мы со своей стороны готовы оказать режиссерскую или другую помощь народным театрам, можем предоставить часть списанных костюмов.

ГОТОВЫ ВЫСТУПИТЬ ГДЕ УГОДНО

– Репертуар театра должен обновляться ежегодно. Как с этой задачей справляется Аварский театр?

– За год минимум четыре новых спектакля должно быть в репертуаре. В этом году мы планируем перевыполнить план. Когда труппа большая, а у нас один из самых больших коллективов среди национальных театров, то часть актеров занята на репетициях, другая часть дурью мается, создают конфликтную ситуацию. Чтобы актеры были заняты, мы добавили еще два, три спектакля. Получается, в год у нас будет не четыре, а шесть или семь постановок.

В ноябре откроем сезон премьерным спектаклем «Махмуд из Кахабросо», а восемнадцатого ноября Аварский театр примет участие в первом республиканском театральном фестивале «Воспевшие Дагестан», где будем говорить о поэте Махмуде.

Есть еще комедия, которую мы поставили вне плана, где рассматривается проблема пьянства, алкоголизма. В этом году у нас два внеплановых спектакля, кроме четырех плановых.

В настоящее время есть более двадцати постановок для взрослых и три детских спектакля. Готовы выступить где угодно, провести репетицию и выйти на сцену. Часть прежних спектаклей вычеркнули из репертуара, потому что костюмов нет, актеры забывают роли. Легче поставить новый спектакль, чем реанимировать старый.

Сейчас полностью программу обновили. Наш театр музыкально-драматический, но раньше музыкальная часть изживалась, выдавливалась. Бывало, что музыкальные номера проводились с фонограммой. Целые монологи произносились чужими голосами. А сейчас я обнаружил, что в коллективе есть актеры, которые поют не хуже эстрадных певцов. Даже зрители удивляются, что у театральных актеров такие колоритные голоса. Теперь все музыкальные номера идут в живом исполнении без фонограммы.

Двадцать восьмого октября на сцене нашего театра выступят актеры Театра на Таганке со спектаклем «Я, Владимир Высоцкий…». Режиссер-постановщик друг Высоцкого, народный артист России Валерий Золотухин.  Спектакль создан на основе книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет…».   

Аварский театр впервые в Дагестане установил систему синхронного перевода. На наших спектаклях спокойно сидели иностранные делегации. К нам приезжала лингвистическая делегация по линии ЮНЕСКО. Они изучают языки, записали выступления наших актеров, и мы их угостили аварской кухней. Показали любимое место Расула Гамзатовича в нашем буфете, там есть его стол, стул, пенек, мы все сохранили. Он работал суфлером в Аварском театре – это его первое рабочее место.

 

ПРИВОЗИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ ХЛАМ…

– Вопрос противодействия экстремизму и терроризму один из важнейших для Дагестана. Какова роль театра в этом вопросе? Что для этого делается в Аварском театре?

– Я уже устал говорить, функция театра – это профилактика таких идей. Все что происходит после – уже задача силовых структур. Профилактическая работа проводится слабо. Есть категория людей, которые занимаются этим вопросом, засучив рукава, другие видимость создают.

Есть населенные пункты, в которых театр боится выступать. Там коллектив закидали камнями, не пустили в клуб. В четырех селах, где была такая ситуация, я лично поехал со спектаклями, приняли на «ура». Выяснилось, что раньше привозили культурный хлам.

Как можно привезти в село спектакль «Дом Бернарды Альбы», который рассчитан на европейского зрителя? Печальная вещь, там еще и тема суицида... Для сельского жителя это неприемлемо, такие моменты тоже надо учитывать.

Например, в село Самилах наш коллектив ездил два раза. В первый раз мало кто пришел на спектакль, но потом пришли многие. Там люди жаловались, что привозят номера, где выступают полуголые девушки и играет фонограмма. Необходимо соответствовать интересам зрителя, иначе люди перестанут ходить в театр.

Профилактическая работа должна вестись грамотно. Нельзя ставить примитивные спектакли, где все в черно-белом цвете - один хороший, другой плохой - зрителям это не нравится. Нам не хватает пьес, в которых грамотно поднимаются вопросы экстремизма, а плохую пьесу мы ставить не будем.

Иногда говорят, что в других регионах России есть тематические спектакли, возьмите, мол, оттуда. Но нам не нужны чужие пьесы, спектакль должен отражать реалии Дагестана. Театр сам тоже придумывать не будет, не уверен, что мы справимся.

Есть у нас хороший спектакль «Аманат», где затрагивается проблема наркомании, даже телеверсию сделали. На площадке нашего театра проходит много таких мероприятий. В целом, профилактическая работа все же идет.

МОНТАЖНИК СТАЛ АКТЕРОМ ТЕАТРА

– Какие проблемы стоят перед Аварским театром в условиях дагестанских реалий?

– Наиболее острый вопрос – это кадровый голод. Остались несколько человек – гиганты актерского мастерства, потом провал идет. Сейчас набрал актеров, из них только два три человека имеют профильное образование, остальные очень талантливые молодые люди.

Мы ставили детский спектакль. Получилось, что перед премьерой главный герой заболел, а дублера тоже не было. Вызвали актера, который был занят в другом спектакле. В это время на сцене был наш монтажник, он собирал декорации. И вот монтажник говорит - а можно я попробую? Все засмеялись. Он вышел и настолько хорошо сыграл, что все были в шоке. Месяца четыре назад перевел его в штат актеров. Уверен, через несколько лет он будет одним из ведущих актеров Аварского театра. Шикарно играет, сейчас занят в нескольких спектаклях. До этого случая он у нас два года работал монтажником, окончил техникум, был троечником.

Второй больной вопрос – это отсутствие вуза, который готовит кадры. Считаю, что действующие факультеты актерского искусства не отвечают современным требованиям. За последние четыре года ни один выпускник не пришел в Аварский театр.

Я предлагал декану профильного факультета заключить договор о сотрудничестве. Мы готовы принять студентов на практику, они могут сыграть в массовках, промежуточных ролях. Могут принять участие в репетициях, общаться с великими актерами, получить бесплатные мастер-классы. В деканате мое предложение приняли на ура, но до сих пор никто не пришел.

Министерство культуры должно пригласить специалистов, которые проведут с актерами мастер-классы. Если наши актеры не могут поехать на стажировку, то пусть их здесь готовят.

А еще театрам не хватает финансирования. В наше время мало кто соглашается работать в театре из-за маленькой зарплаты. Ежегодно нам давали один миллион рублей на четыре спектакля. На этот год на все четыре спектакля дали двести пятьдесят тысяч рублей. Чтобы вы понимали, для подготовки одного спектакля нужны четыреста пятьдесят тысяч рублей.

Мы сейчас привыкаем зарабатывать на других отраслях. Планируем открыть торговую лавку при театре, будем торговать сувенирами с театральной и дагестанской символикой. Чтобы не ходить с протянутой рукой по кабинетам. Летом у нас много туристов бывает, думаю, лавка будет иметь успех.

По нашей инициативе готовится документ, чтобы театры могли оставлять себе часть денег, заработанных от аренды своих помещений. Раньше все деньги, заработанные от аренды театральных площадок, уходили в госбюджет. В этом вопросе глава республики нас полностью поддерживает.

Вырученные деньги мы можем направить на оплату коммунальных услуг или ремонт оборудования. Нередко после арендаторов приходится убирать за ними, ломаются скамейки. А желающих арендовать помещения много, у нас часто проходят различные фестивали, конференции.

 

ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ АВАРСКИЙ ТЕАТР

–  Какова роль национальных театров в сохранении языка и культуры народов Дагестана?

– Есть категория спектаклей, которые стали живым уроком для сегодняшнего зрителя. По этим спектаклям молодые люди изучают, какие раньше были костюмы, обряды, взаимоотношения возрастов – старший, младший… Отношение мужчин к женщинам, сестрам, матери… Все эти вещи как в зеркале отражаются на сцене. Вот чем выигрывает театральное искусство.

Мы восстанавливаем фольклор, эпосы, старинные песни. Два года назад в Турции в аварских поселениях я собрал уникальную коллекцию инструментальной аварской музыки. Песни передавались из поколения в поколение с девятнадцатого столетия, привез шестьдесят мелодий.

Аварский театр (здание – ред.) внесен федеральный реестр памятников. Это проект известного архитектора Геннадия Мовчана, другого подобного здания в мире нет. Есть информация, что в Ленинграде было такое здание, которое разбомбили во время блокады. Выходит, это единственное в своем стиле здание и единственный в мире Аварский театр.

Скоро у меня выйдет книга по истории Аварского театра, называется «Очаг аварской культуры». В первые дни Великой Отечественной войны труппа Аварского театра в полном составе добровольно записалась на фронт, двадцать актеров отправились защищать Родину.

Героически погиб директор театра Абдулкадир Гусейнов. Актер Мухамад Алибеков стал кавалером пяти боевых орденов, дослужился до командира танкового полка. Другой наш актер Испагиев Махач – капитан Военно-воздушных сил, блестяще выполнил все поставленные задачи боевого летчика и вернулся с фронта.

 

О МУНДИРЕ МАРШАЛА СОКОЛОВСКОГО И ГЕРОЕ РОССИИ НУХИДИНЕ ГАДЖИЕВЕ

– Кому вы посвящаете свои стихи?

Благодаря стихам я подружился с Расулом Гамзатовичем. Али Камалов (ныне председатель Союза журналистов Дагестана – ред.) уговорил меня предоставить стихи для печати в журнале. До этого я никому не показывал свои стихи.

Через некоторое время Расул Гамзатович вызвал меня к себе. Оказалось, что он прочел мои стихи в газете. Гамазатов их оценил и сказал, что это забытая форма. Продолжай, мол, писать. Потом я принес другие свои стихи на русском и аварском языках, он долго читал, делал пометки у себя в блокноте. И как начал ругать! - ты чем занимаешься, бросай комсомольскую контору, переходи сюда (Союз писателей Дагестана – ред.) на работу…

У меня была толстая тетрадь стихов. Дал одной даме прочесть… Потом она заявила, что потеряла тетрадь и все. А у меня память неважная, не заучивал стихи. После этого, можно сказать, у меня и случился надлом. В итоге, Гамзатович не смог сделать из меня поэта.

Писал на разные темы, были лирические вещи, об однополчанах, о героях афганской войны, пишу акростих.

Вы слышали о Нухидине Гаджиеве? Это герой афганской войны. Его товарищи погибли. Некоторое время он один удерживал позицию, а потом подпустил «духов» и вместе с ними взорвал себя гранатой. Ему я посвятил акростихи.

Гаджиев получил звание Героя России спустя четырнадцать лет (1997 году – ред.). Я тогда работал зампредседателя комитета правительства Дагестана по делам ветеранов войн, с большим трудом вышел на маршала Сергея Леонидовича Соколова, через него добился признания заслуг Гаджиева. Маршал зашел к президенту Борису Ельцину и получил указ о награждении Нухидина.

Из Саратовской области к родителям Нухидина приезжал Игорь Николюк, плакал, ноги матери целовал. Он рассказывал, что после того как получил ранения, попросил укрыть его камнями, так как ничего уже не мог делать. Нухидин его укрыл, потом подпустил к себе врагов и взорвал себя. Игорь единственный, кто остался жив в том бою.  

Мы дружили с маршалом Сергеем Леонидовичем. У меня дома его мундир, единственный на Северном Кавказе мундир маршала. Соколов в нем принимал парады, будучи министром обороны Советского Союза. Мундир подарили мне его сыновья после кончины маршала. Они сказали, что музей министерства обороны просил мундир, но подарили мне. В фойе Аварского театра выставляли мундир в День победы, он большой интерес вызвал у горожан…

О МОБИЛЬНОМ ТЕАТРЕ

– Каким вам представляется театр будущего?

– Театр будущего в моем представлении не должен исключать живую игру актеров, прямой контакт зрителя и актера – на этом держится театр. Если актер на сцене часто использует какие-то технические средства, интерактивные технологии, то он перестает играть, эмоции, настроения уходят на второй план.

Театр будущего должен быть очень мобильным. Раньше в Дагестане раньше было тысяча сто сорок шесть домов культуры. На сегодня их осталась пятая часть. Что-то приватизировано, другую часть довели до такого состояния, что продали по остаточной стоимости, превратили в магазины, мечети, склады.

Больной вопрос для театров – отсутствие площадок, где можно худо-бедно настроить декорации, подать свет, звук и выступить. Эта проблема существует по всей республике. Не думаю, что количество площадок будет увеличиваться и появятся новые дома культуры. В этих условиях театр должен быть мобильным.

Мобильность заключается в технической оснащенности, когда площадки для выступления быстро разворачиваются и упаковываются. Выехал в село, развернул сцену прямо на поле, собрал народ, выступил и обратно. Мобильность позволит театрам выступить в горах, в селе, где угодно. Из-за отсутствия мобильности театр стали забывать.

Начиная с поздней осени и до весны театр не может выезжать в районы, потому что нет условий для выступлений. Помещения не отапливаются, актеров негде расселить. Кроме того, театр должен находить репертуар применительно к своему времени, иногда зрители не воспринимают некоторые сцены.

А не будет зрителя - не будет театра…