Адам Буражев
Автор

Многомиллиардные проекты Ингушетии

Адам Буражев
Автор
30.09.2016

Делегация из Ингушетии принимает участие в ежегодном международном экономическом форуме в Сочи. Как стало известно, власти региона представили на этой площадке крупные инвестиционные проекты, которые при реализации позволят трудоустроить тысячи безработных. Подробнее об участии субъекта в форуме и текущем состоянии дел в секторе экономики порталу «Кавказ Сегодня» рассказала заместитель министра экономического развития республики Ася Кациева.

- Ася, как Ингушетия представлена на форуме, какие проекты регион презентовал?

- В Сочи на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016», принимает участие делегация из Ингушетии во главе с руководителем республики Юнус-Беком Евкуровым. В рамках форума глава намерен подписать ряд важных документов, которые позволят привлечь в Ингушетию новые инвестиции.
Все проекты направлены на производство импортозамещающей продукции. Это строительство молокоперерабатывающего завода, завода по производству крупногабаритного кирпича, завода по производству автомобильных аккумуляторов, создание производства кранов, завода по производству сжиженного природного газа.
В частности, речь идет реализации проектов позволяющих привлечь в реальный сектор экономики региона порядка 6,4 миллиарда рублей инвестиций и создать тысячи новых рабочих мест.

- Если говорить о текущем положении дел, то с какими показателями закрыли полугодие? Насколько динамика отличается от показателей прошлого года? Есть ли успехи или провалы в различных направлениях?

- По итогам первого полугодия у нас наблюдается хорошая динамика в сельском хозяйстве – республика занимает первое место по темпу роста среди регионов СКФО по индексу сельскохозяйственного производства. Рост составил 19% в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года. Индекс промышленного производства - 98,5%. На снижение данного показателя повлияло снижение индекса производства по добыче полезных ископаемых. За счет роста производства пищевых продуктов на 7%, индекс промышленного производства находится в положительной области в обрабатывающих производствах.
С начала года выросли инвестиции в основной капитал на 10,7% и составили 4,9 миллиардов рублей. Индекс потребительских цен в июне 2016 года снизился до отметки 101,76% к уровню декабря 2015 года. Важно отметить, что это лучший результат по снижению темпов инфляции среди регионов СКФО.
Основными проблемами, сдерживающими социально-экономическое развитие региона, по-прежнему остаются острая нехватка объектов здравоохранения - дефицит коечного фонда составляет около 42%, образования - дефицит мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях составляет 18,7 тысяч мест и 24,6 тысяч мест соответственно, а также высокий уровень безработицы и медленные темпы модернизации производства.

- Как обстоят дела с вовлечением населения в малый и средний бизнес? Как этот сектор экономики поддерживается? Предоставляется ли грантовая помощь? О каких суммах идет речь и кто ее может получить?

- В республике осуществляют деятельность около восьми тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает работой более 17 тысяч человек, что составляет 11% от общего числа занятых. В целях вовлечения населения в малый и средний бизнес ежегодно реализуются мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Ингушетия «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которых предприниматели могут получить финансовую поддержку.
Необходимо отметить поддержку, которую получают субъекты малого предпринимательства через бизнес-инкубаторы в Магасе и Карабулаке. Это предоставление необходимой для ведения бизнеса информации, консультационная поддержка, предоставление в аренду офисных помещений на льготных условиях и др.


В рамках оказания имущественной поддержки администрациями муниципальных образований оказана поддержка 20 субъектам малого предпринимательства в виде выделения подвальных помещений для ведения бизнеса на безвозмездной основе.
В текущем году предприниматели могут получить два вида поддержки: субсидии на создание или развитие центров времяпрепровождения детей; субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства товаров, работ, услуг. Лимит средств, выделенных из федерального бюджета, к сожалению, небольшой – порядка 31 миллиона рублей. Для сравнения, в прошлом году было выделено 54,4 миллионов рублей.
Учитывая, что объем финансирования небольшой, а желающих получить поддержку много - принято 150 заявок - на большие суммы предпринимателям рассчитывать не стоит. Размеры субсидий каждому заявителю будут определяться соответствующими комиссиями на основе оценки представленных ими бизнес-проектов.

- В последнее время разговоров ходит про стандарты АСИ. Расскажи, пожалуйста, подробно, что это за стандарты и как они внедряются в регион?

- Стандарты АСИ — комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов и повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей. В настоящее время в республике по линии Минэкономразвития Ингушетии ведется работа по внедрению двух стандартов. Это стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе – ключевой проект Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Он направлен на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает в себя 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами. В основе внедрения стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения субъекта. Итоги внедрения стандарта, т.е. исполнение его пунктов в регионе, оценивается независимой экспертной группой, создаваемой самим агентством из представителей местного бизнес-сообщества.
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации направлен на создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров. Во втором полугодие 2016 года Республика Ингушетия приступила к внедрению Стандарт развития конкуренции.

- Что касается инвестиций, наша республика интересна инвесторам? Какие инвестиционные проекты сегодня реализуются у нас?

- На протяжении последних лет велась активная работа по улучшению инвестиционного климата субъекта, что привело к активизации инвестиционных процессов. Предоставление налоговых льгот стимулировало приток внебюджетных инвестиций в экономику республики, в результате чего, объем внебюджетных инвестиций увеличился с 1,6 миллиардов рублей в 2009 году до 6,9 миллиарда рублей в 2015 году (по оценке). Инвесторами уже создано 676 рабочих мест, общим фондом оплаты труда в размере 174 миллионов рублей в год. Благодаря принятым мерам, объем внебюджетных инвестиций в экономику республики за последние три года составил более 20 млрд.рублей. Кроме того, в республике реализуются импортозамещающие проекты, по приоритетным направления развития народного хозяйства. Совокупный объем - 6,3 миллиарда рублей.
Приоритетными направлениями развития экономики Ингушетии, являются сельское хозяйство, промышленное производство, создание транспортно-логистических центров. На сегодняшний день инвестиционный портфель региона включает в себя 38 инвестиционных проектов, в различных отраслях экономической деятельности, однако, есть приоритетные направления – это промышленность, сельское хозяйство, туризм, социальная сфера.

- Иностранцы намерены вкладываться в регион? Какие планы и договоренности существуют на сегодняшний день?

- Не секрет, что иностранные инвесторы не совсем охотно идут в республики Северного Кавказа. В настоящее время прямого притока иностранных инвестиций в республике нет. Однако, в рамках визита китайской делегации в республику подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между Ингушетией и Хуасиньской китайской энергетической компанией. Основной сферой сотрудничества станет энергетическая отрасль. В частности, мы договорились о модернизации старых нефтяных скважин, разработке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства, тепличных хозяйств, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

- Много вопросов у наших граждан возникает относительно программ по поддержке молодых семей? Насколько я знаю, через Ваше ведомство проходит только одна - "1000 квартир". Расскажите о ее сути. Какие гарантии предоставляются государством? Почему нельзя получить деньги на руки и купить себе квартиру сразу? Вопрос не праздный. Если человек живет в съемной квартире, то ему надо воровать у государства, чтобы выплачивать ипотеку, жить, снимать квартиру и кормить семью одновременно.

- Разработанная Минэкономразвития Ингушетии подпрограмма «1000 квартир» в составе государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждена постановлением Правительства Республики Ингушетия от 5 августа 2014 года. Основной из категорий граждан республики, имеющих приоритет на участие в программе «1000 квартир», является «молодая семья».
В рамках реализации мероприятий программы осуществляется 100 процентное погашение процентной ставки многодетным родителям, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, молодым ученым и учителям в возрасте до 35 лет, государственным гражданским служащим республики и лицам, замещающим государственные должности.
Условия на 2016 год следующие: уровень процентной ставки по ипотечному кредиту - 12% годовых, срок кредита - до 30 лет, первоначальный взнос - 20% от стоимости жилья, стоимость одного квадратного метра жилья – 24 тысячи рублей.


Финансирование программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, ограниченность которого не позволяет выдавать готовые квартиры. Суть реализации мероприятий программы в том, что участник программы, имеющий достаточную платежеспособность, оформляет ипотечный кредит в Сбербанке Ингушетии на льготных условиях для приобретения квартиры в строящемся многоквартирном доме. При этом 20% от стоимости квартиры участник оплачивает за счет собственных средств. Предусмотрена возможность внесения первоначального взноса или погашения ипотечного кредита сертификатом на материнский (семейный) капитал.
При расчете суммы кредита учитывается платёжеспособность заемщика, в случае не достаточности платежеспособности, заемщик имеет возможность привлечь дополнительно двух созаемщиков, чья платежеспособность плюсуется к платежеспособности заемщика.
Таким образом, руководством республики созданы все условия для улучшения жилищных условий участников программы, данная программа по предоставляемым льготам не имеет аналогов на территории Северо-Кавказского федерального округа.
При этом правительство республики Ингушетия таким проработало юридическую сторону вопроса таким образом, что денежные средства не выдаются на руки участнику, а перечисляются банком на счет подрядной организации. Участник ежемесячно оплачивает сумму основного долга, не превышающую пять тысяч рублей, а проценты субсидируются за счет республиканского бюджета.

- И сколько семей смогли таким образом улучшить свои жилищные условия?

- Всего за период реализации мероприятий программы с 2013 года 52 семьи получили ипотечные кредиты, обязательства перед ними по ежемесячному субсидированию начисленных банком процентов выполняются в полном объеме. Дополнительных гарантий для исполнения правительством республики Ингушетия обязательств по финансированию мероприятий подпрограммы «1000 квартир» не требуется.

- Ася, речь идет о том, что человек, условно, берет ипотечный кредит уже сегодня, а квартира ему будет строиться какое-то время, явно, не месяц и не два. Все это время человек выплачивает кредит, и арендную плату за квартиру, в которой проживает. Финансово очень сложно для большинства, а мы говорим как раз о тех людях, которые нуждаются в поддержке. Нельзя ли предоставить возможность заемщику самому найти себе квартиру в любом городе и купить квартиру в уже построенном доме?

- Ипотечный кредит выделяется банком-исполнителем для участия жителей республики в долевом строительстве, многоквартирный дом строится в сроки, в соответствии с утвержденным графиком строительства, если многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию, ипотечные кредиты на данный объект банком не выдаются.
Подрядная организация, участвующая в программе и предоставляющая квартиры участникам, должна иметь всю разрешительную документацию (разрешение на строительство, разрешение на земельный участок, проектно-сметную документацию, страхование объекта и т.д.). В случае предоставления возможности приобретения участниками квартир на свое усмотрение (у любого подрядчика), возникает риск невозможности оформления ипотечного кредита в банке, невозможности получения участником права собственности на квартиру в регистрационном органе и т.д. Речь не идёт об иногородних подрядных организациях (в других регионах), так как их обслуживают отделения банков, находящиеся на территории данного региона. При этом главная задача республиканских властей – развитие жилищного строительства на территории Республики Ингушетия, и никак не переселение граждан в другие регионы. Программные мероприятия финансируются только за счет средств республиканского бюджета, что является поддержкой для местных строителей (инвесторов), позволяет обеспечить жильем часть граждан, не подпадающих под реализацию других жилищных программ.


Юристами правительства республики Ингушетия при разработке данной программы учтены все меры, чтобы обезопасить участника от недобросовестных подрядных организаций, не соблюдающих требования к строительству и финансовым расчетам при продаже квартир (в связи с этим денежные средства банком перечисляются напрямую на счет подрядной организации).
К примеру, из 32 участников программы, получивших кредит в 2014 году, большинство уже проживает с семьями в собственных квартирах в центре Назрани, ежемесячная плата по основному долгу в соответствии с графиком платежей за двухкомнатную квартиру составляет чуть более полутора тысяч рублей, процентная ставка в размере 10,3 тысяч рублей субсидируется из республиканского бюджета. Никакой финансовой нагрузки участники не испытывают.
Участники, оформляющие ипотечные кредиты в 2016 г. в городском поселении Сунжа, получают квартиры в многоквартирном доме, имеющем большую степень готовности - ввод в эксплуатацию запланирован на 2017 год. В настоящее время завершаются работы по внутреннему ремонту и благоустройству двора.

- Теперь все стало понятнее. Недавно, президент РФ Владимир Путин заявил, что доллар больше не привязан к ценам на нефть в России. Иными словами на цены внутреннего продукта цена барреля больше не должна влиять и соответственно, цены местных производителей должны упасть. Однако этого не происходит. В чем причина? Можно на примере Ингушетии.

- Основными нефтедобывающими предприятиями отрасли являются ОАО «Ингушнефтегазпром» и ОАО «РН «Ингушнефть». На сегодняшний день вся добываемая этими предприятиями нефть с 2011 года реализуется по среднерыночной цене на нефть (Brent) ПАО «НК «Роснефть».
Что касается цен на продукцию, не так давно Минэкономразвития Ингушетии проводило сравнительный анализ на строительные материалы, производимые в республики со среднероссийскими ценами, так цена на щебень у двух самых крупных производителей республики ГУП «Ингушское карьероуправление» и ООО «Гранит-М» составляет 280 рублей за кубический метр. Это второе место по стране, ниже лишь в РСО-Алания. При этом по трем позициям с начала года цена на пиломатериалы, щебень, кирпич строительный в республике не выросла.
Несмотря на то, что продукты питания в республику на 65% завозятся из соседних субъектов, индекс потребительских цен на продовольственные товары в июне 2016 года составил 99,87%. Кроме того, индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции с начала года постоянно снижался.

- Глава Ингушетии заявил, что все социальные объекты (больницы, интернаты, дома престарелых и т. д.) Ингушетии будут снабжаться продуктами, исключительно местного производства. Означает ли это, что они будут на порядок дешевле, а в связи с ростом конкуренции в тендерах на поставку улучшится их качество?

- В последнее время, в условиях кризиса, руководством республики уделяется огромное внимание собственному производству, в том числе производителям сельхозпродукции. Собственное производство исключает промежуточные звенья, обуславливающие увеличение цены продукции для конечного потребителя за счет транспортных расходов и торговых наценок.
В целях обеспечения успешной реализации продукции местных производителей планируется активное проведение на территории республики ярмарок, на которых у населения республики имеется возможность приобретать продукты и сельскохозяйственную продукцию по ценам ниже рыночных. Вместе с тем продукция, выпускаемая в регионе, будет отвечать одному из основных критериев – сниженной цене, что позволит производителям товаров заключить контракт с государственными и муниципальными заказчиками на поставку продукции.

- Как организовать контроль за необоснованным повышением цен, когда даже бабушка продающая зелень на улице увеличивает ее цену эквивалентно росту доллара при прежней себестоимости той же зелени? Кто будет этим заниматься и вообще, насколько это реально - обуздать цены и заставить их снижаться?

- Минэкономразвития еженедельно ведет работу по сбору информации о ценовой ситуации на продовольственных рынках республики. Мониторинг цен проводится на основании данных, представленных администрациями городов и районов, и данных статистических служб. Кроме того, еженедельно проводится анализ цен по СКФО, отмечая динамику цен по субъектам. Сравнивая цены по регионам, стоит отметить, что в республике самые низкие цены на мясную продукцию и хлебобулочные изделия.
Регулярно проводятся ярмарочные мероприятия по реализации сельскохозяйственной продукции республиканских производителей по ценам ниже рыночных. В качестве целевого ориентира для изучения рыночной ситуации, чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции.
В первом полугодии 2016 года по данным Росстата индекс потребительских цен составил 101,76 % к декабрю предыдущего года. По данному показателю среди регионов СКФО республика занимает последнее место. И следует отметить, что Ингушетия показывает снижение темпа инфляции, как в сравнении предыдущими месяцами, так и к уровню прошлого года. Это говорит о стабилизации цен и об отсутствии кризиса или дефицита на продовольственных рынках.
В настоящее время зафиксировано снижение цен на овощную и молочную продукцию и отмечен незначительный рост цен на некоторые виды цитрусовых. На остальные виды продовольственных товаров наблюдается стагнация цен.

- Ингушетия - один из основных поставщиков и производителей сельхозпродукции в регионе, однако, небольшие фермерские хозяйства не в состоянии конкурировать с крупными производителями и сдавать свою продукцию по предложенной государством цене просто невыгодно. Они сработают себе в убыток. Выход - только самостоятельная реализация. Но это не поможет в случае большого количества продукции. Не успеют реализовать. Все просто сгниет в амбарах. В результате - в проигрыше и государство и фермеры. Принимаются ли местными властями какие-то меры, чтобы дать стимул мелким фермерам?

- Минэкономразвития Ингушетии по итогам 2015 года был проведен анализ потребности республики в важнейших видах продукции. Анализ показал, что население обеспечено продуктами питания собственного производства от рекомендуемых размеров потребления лишь картофелем на 174,4%. По двум пунктам - рыбопродукты и масло растительное, маргарин - полностью не обеспечены. По остальным восьми продуктовым наборам - хлебопродукты, овощи, фрукты и ягоды, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, молокопродукты, яйца и прочие продукты - от 2% до 55,7%.
Одной из мер роста показателей местного производства и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств является госпрограмма развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В рамках реализации этой программы оказывается поддержка, в том числе, субсидирование, на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств химической защиты растений, на развитие элитного семеноводства, снижение процентной ставки по кредитам и многим другим направлениям.
В общем, создаются все возможные условия для развития фермерских хозяйств и привлечения новых людей в эту отрасль.