Валерия Поддаева
Автор

Республиканская Одетта: прима балета Роза Хакулова

Она танцевала партии Эсмеральды, Золушки, Жизели, Китри из «Дон Кихота», заветной для всех балерин Одетты и, безусловно, роли героинь национального эпоса принадлежали ей

Валерия Поддаева
Автор
25.04.2024

Роза Талиевна Хакулова – главная балетная леди Кабардино-Балкарии, которая принесла искусство в массы. Первые ее зрители приезжали на спектакли и балеты на тракторе, в запряженной повозке, которая была еще нагружена рабочим инвентарем или бидонами молока после вечернего надоя. Балет они решительно не понимали, но все же приходили смотреть, ведь танцевала их Розочка. Со временем к происходящему на сцене простые сельские жители, которые восстанавливали страну после войны, привыкли и даже полюбили. Билетов на концерт в небольшой театр им. Шогенцукова было не достать и приходилось стоять долгие очереди. Брат заслуженной артистки вспоминал, что однажды в кассах ему отказали в проходе – зал забит. Тогда молодой джигит заявил, что никакой премьеры не будет, ведь на правах старшего сейчас просто заберет Розу домой. Пустили в порядке исключения, но смотреть выступление сестры ему пришлось стоя.

Звезда Розы Хакуловой взлетела на балетном небосклоне, когда девушке было 16. Тогда она уже стала танцевать ведущие партии мировых произведений. Хотя, ее маленькая ножка в пуантах коснулась сцены достаточно поздно по артистическим меркам. Роза пришла в балет в 11 лет. С раннего детства талантливая девочка перевоплощалась в разных героев: примеряла национальные платья, танцевала с платком у зеркала и мечтала, что однажды выйдет на большую сцену.

В свои 16 после балетного класса в хореографическом училище, она играючи поступила в ГИТИС, где ее друзьями стали Марис Лиепа, Майя Плисецкая и Екатерина Максимова. После они даже приезжали в Нальчик, погостить у Хакуловой. После окончания главного театрального ВУЗа страны Роза Талиевна долгое время работала в разных городах России на должностях главных балетмейстеров и режиссеров-постановщиков, а в 2001 приехала домой, в Кабардино-Балкарию.

На родине она полностью посвятила себя развитию искусства, которым владела в совершенстве, преподавала и ставила новые партии. Она спешила жить и созидать, мечтала создать танцевальный пансион и возродить артистическую балетную славу республики. Но в конце 2010 примы не стало. Ее дело продолжили ученики, которые в память о своем Мастере принесли республике множество высоких и всемирных наград.

Фото: Илья Питалев. РИА Новости