Валерия Поддаева
Автор

Как осетины царя русского «на прочность» проверяли

Шел 1837 год. Поездки на Кавказ для российских правителей были не просто любознательным путешествием, а важным стратегическим решением

Валерия Поддаева
Автор
22.04.2024

Барышень и прочую свиту, которая требовала особых условий следования по всему маршруту, в такие походы не брали.

Это уже многим после великие княгини будут примерять черкесские черевички, украшать платья фурнитурой от горских мастеров и накидывать на волосы расписные платки из тончайших шелков.

По дороге из Тифлиса император Николай I сворачивает на военно-грузинский тракт и велит сопровождающему его конвою держать курс на Владикавказ. Эту крепость основала еще его бабушка Екатерина Великая. Но ни она, ни ее наследник Павел так далеко на рубежи России ни разу не заезжали. Отважный внук был первым.

К прибытию высокого гостя готовились с особенным волнением, усердием и даже опаской. Портрет императора и его нрав передавался исключительно из «уст в уста» и характеризовал его как решительного, своенравного человека, поступки которого часто зависят от расположения духа. Переживания горцев были не напрасны. Впереди императорского эшелона уже летели вести, как за трусость с некоторых тифлисских вояк летели эполеты, и как он разжаловал нескольких чиновников за бездеятельность. 

В теплый и сухой октябрьский день Государь наконец-то прибыл в Терскую область. Сначала он долго любовался видами Большого Кавказа, с упоением наблюдал как шумит крепость и в лучшем расположении духа спустился к жителям Владикавказа. Сначала императора приветствовали, кланялись, а после преподнесли подарок, которым решили проверить на прочность «Белого царя». Конь был, действительно, достоин венценосного всадника, однако, было одно «но». Характером он обладал точно под стать императору. Толпа зевак замерла в ожидании первой скачки.

41-летний император махом вскочил на коня и клацнул сапогами, подгоняя вороного. Но тут своенравное животное встало на дыбы, стараясь сбросить неугодного седока. Ко всеобщему изумлению Николай смог не только удержаться в седле, но и жестче натягивать поводья. Через несколько минут ошеломленная публика увидела, как конь ослабил пыл и принял нового хозяина. Император проскакал свой круг почета и полностью удовлетворенным соскочил с жеребца на радость джигитам, которые после такого мастерства приняли царя своим.

Поездка на Кавказ очень понравилась Николаю I. Несмотря на неспокойствие в некоторых областях атмосферу он счёл благоприятной и очень дружелюбной. «Край везде спокоен. Все ездят без конвоя, даже по самой границе и до Владикавказа", - писал Романов своим военачальникам в столицу. В Терской области он пробыл всего лишь день. Наутро, отстояв положенную службу в храме, император со свитой умчался в сторону Екатеринодара, забрав с собой горский и уже нестроптивый подарок.

Фото: Алексей Даничев. РИА Новости