Виктор Осипов
Автор

Большой джихад имама Шамиля

В преддверии выхода фильма об имаме Шамиле публикуем интервью с экспертом об одной из самых видных фигур российской истории

Виктор Осипов
Автор
19.04.2024

Споры о личности Шамиля, его роли в истории Кавказа и России, начались ещё при жизни имама. Не теряют они остроты и сегодня. Своим мнением на эту тему поделился эксперт-политолог Валерий Новиков, заместитель Представителя Республики Дагестан в Ставропольском крае.

 

- Валерий Павлович, кем, на Ваш взгляд, является Шамиль в историческом контексте?

- Шамиль – значимое явление отечественной истории, один из героев борьбы за права угнетённых. Но не враг России, а один из соавторов нашей цивилизации, которую Президент РФ назвал нерушимым единством исламской и славяно-православной цивилизаций.

Моё восприятие Шамиля заключается в одном слове: «мусульманин». Он идеал мусульманина. Он жил, дышал, думал в соответствии с шариатом – в тех рамках, в которых был воспитан. Да, он совершал ошибки и сам это признавал. Но никогда не лукавил и всегда служил Всевышнему. Своё служение видел в том, чтобы сохранить мусульман в религиозной, прежде всего, чистоте – их нравственность, быт, оградить от соблазнов этого мира и так далее. Он для этого имамат и создавал.

Шамиль привёл наш российский ислам – через кровь, через трудности, через ряд ошибок и побед – к тому состоянию, в котором он сейчас находится. К тому, что наши мусульмане являются одной из лучших частей мировой исламской уммы. Находясь в составе нашего государства, они заняли там достойное место, которое им помогает оставаться мусульманами.

 

- За что и с кем воевал имам Шамиль?

- Хороший вопрос. Он не воевал против кого-то конкретно. Имам Шамиль воевал за ислам, против явления «грех». Или «харам», как говорят мусульмане. Воевал с тем, что разлагает исламское общество.

 

- Что за государство он создал?

- Имамат Шамиля – теократическое государство, основной идеей которого было сохранение шариатского способа проживания мусульман, сохранение веры на основе развития социальной сферы. Шамиль решал вопросы религиозной толерантности на законодательном уровне, вопросы государственного образования, экономики, торговли, промышленности... Я уж не говорю о военной, армейской функции.

Даже после пленения и почётного пребывания Шамиля в Калуге в Дагестане устанавливается военно-гражданское управление. И в его основу положены принципы имамата.

Тогда в российской внутренней политике были изменены многие подходы. И прежде всего подходы к межрелигиозному взаимодействию. Ислам был, по большому счёту, если не уравнён, то признан. В том виде, что ислам, шариатское правление имеют право присутствовать здесь наравне с христианскими принципами и христианскими законами. Это заслуга имама Шамиля и, наверное, всё-таки заслуга именно его калужского периода.

 

- Как он жил и работал в Калуге?

- Шамиль занимался, прежде всего, общением с людьми. К нему приезжала масса посетителей, в том числе иностранцев. Он много писал, вёл обширную переписку, выступал в качестве эксперта. Как мне представляется, имам ещё давал и какие-то консультации, советы по выстраиванию экономической политики в Дагестане.

Ну а ещё Шамиль постигал Россию. Однажды на вопрос «Вы тоскуете о Кавказе, хотели бы вы на Кавказ вернуться?» – он ответил: «А зачем? Кавказ сейчас здесь, в Калуге». То есть, для него географическое положение было не особо значимо.

 

- Валерий Павлович, обстоятельства заключения мира в Гунибе, пленение Шамиля – как Вы их оцениваете?

- Шамиль вёл очень серьёзную, изнурительную войну. Ему наносили серьёзный военный урон. И проблема была прежде всего в том, что люди устали от войны. Сам он понимал, что тяжело устоять без какой-либо помощи извне, прежде всего экономической и военной. Измотанный, измученный, уже в солидном возрасте, он уходит в Гуниб.

В какой-то период Шамиль сознаёт, что долгого и кровопролитного штурма не избежать. Он идёт на переговоры. Какой разговор произошёл между ним и Барятинским? Есть различные оценки, но мне кажется, что Шамиль пошёл на прекращение сопротивления, понимая его тщетность.

А второе... Здесь, наверное, религиозные люди лучше расскажут о внутреннем состоянии мусульманина. Был малый джихад – газават, война. Но есть ещё и большой джихад, в ходе которого мусульманин должен осознать весь пройденный путь, исправить ошибки и так далее. На мой взгляд, Шамиль склонился к тому, чтобы не стать последним мучеником этой войны.

Ведь он мог броситься на штыки, он был храбрейшим человеком. Но не пошёл на это. Видимо, склонился к тому, что дела ещё не закончены. Что нужно продолжать начатое, но в другой форме – в той, в которой он потом 9 лет и провёл. И эти годы стали очень плодотворными.

 

- Каково значение его поездок в Крым и Турцию?

- Имам Шамиль ещё в Дагестане говорил о желании совершить хадж. Это мечта, понятная любому мусульманину. Ему в Калуге обещали, но как-то не получалось. Шамиль начал болеть. И вдруг его неожиданно переводят из Калуги в более тёплое место – в Киев. Там приходит весть, что он отправляется в хадж – неожиданная даже для Шамиля. Он быстро собирается, едет в Одессу, садится на пароход и уезжает в Турцию.

Имама принимают на самом высоком уровне. Народ в восторге, толпы его везде сопровождают. Он выступает, проводит встречи. В то время между Египтом и Турцией были сложные отношения, но Шамиль убеждает и султана, и египетского правителя примириться, что способствует своевременному открытию Суэцкого канала, которое было под угрозой.

Это приводит к тому, что Европу наводняет наш российский керосин. И мы практически становимся монополистами в экспорте этого стратегического по тем временам сырья. Есть мнение, что это был дипломатический ход Российской империи, в котором участвовал Шамиль. Предполагаю, что его ранний отъезд был связан, в том числе, с решением и этого вопроса.

А потом был хадж, было выступление перед паломниками, которые хотели увидеть праведного имама, как его многие называют.

На мой взгляд, это был последний акт Шамиля в его больших и светлых свершениях в интересах формирования нашего единого государства, России. И нашей цивилизации, в которой мы живем.

 

Фото: Кавказ Сегодня