В этом году исполняется 30 лет со дня открытия Транскавказской магистрали. Дорога жизни и спасения – так называют ее местные жители. Транскам – единственная дорога, связывающая Россию с Южной Осетией. Когда ее перекрывают лавины или камнепады, то республика оказывается отрезанной от внешнего мира. Может, когда-нибудь две Осетии соединит железная дорога или появится между ними воздушное сообщение... А пока Транскам является единственной круглогодичной перевальной дорогой, которая соединяет разделенный народ.
Невозможно представить, какова была бы судьба народа Южной Осетии, не будь этой дороги, связывающей ее с Россией. Об истории строительства Транскавказской магистрали через Главный Кавказский хребет сказано и написано очень многое. Известно, что в 30-е годы прошлого столетия в Москве был утвержден план строительства дороги через Рокский перевал. На строительство были выделены средства. Был утвержден проект Рутена Гаглоева. Работы по строительству тоннеля начались, но их завершению помешала Великая Отечественная война. Только в 1974 году повторно был утвержден план строительства Транскама, и в 1986-м официально дорога была принята в эксплуатацию.
Как рассказал «Кавказ Сегодня» Николай Иванов, мониторинг состояния дороги проводится ежедневно. «Как только дорога оказывается перекрытой, то вступает в действие Единый регламент взаимодействия органов управления, в рамках которого по команде начинают действовать соответствующие службы. Раньше на Трнскаме периодически происходили трагические случаи: не было слаженности между действиями служб, которые ответственны за безопасность дороги. Дорога вовремя не расчищалась, не давалась команда о ее закрытии. Сейчас таких поблем нет. В Едином регламенте взаимодействия заранее прописаны задачи каждого ведомства. Благодаря налаженным действиям всех служб за уже более 10 лет на Транскаме под лавинами не погиб ни один человек». По словам Иванова, такое взаимодействие способствует сокращению сроков простоя дороги из-за снежных лавин и камнепадов.
К концу 2016 года закончится строительство нового противолавинного комплекса протяженностью почти 700 метров, который позволит перекрыть 20 лавинных очагов. «Построено огромное количество искусственных сооружений протяженностью почти 2000 м. Это противолавинные галереи, новые тоннели, а также подпорные стены, которые защищают дорогу и от обвалов с горных склонов, и от подмывов водами реки Ардон», – отметил Николай Песьяков.
В прошлом году были завершены работы по реконструкции Рокского тоннеля, который считался одним из самых опасных участков Транскама из-за камнепада и слабых склонов. По словам Николая Песьякова, сегодня Рокский тоннель один из самых технологичных, надежных и современных тоннелей в стране.
Нельзя сказать, что на сегодняшний день на Транскаме нет проблем, но они решаются постепенно. С 2002 года Транскам был передан в введение Федерального дорожного агентства. С этого момента начались серьезные работы по реконструкции дороги и дан старт новому этапу ее жизни. Если в 90-х годах Транскам в народе прозвали «дорогой смерти», поскольку под лавинами и камнепадами гибли люди, то сейчас Транскам – дорога жизни.
«В Едином регламенте взаимодействия заранее прописаны действия каждого ведомства. Благодаря налаженным действиям всех служб за уже боле чем 10 лет на Транскаме под лавинами не погиб ни один человек», – Николай Иванов, заместитель начальника Главного управления МЧС России по РСО-Алания.
«За последнее время построено огромное количество искусственных сооружений общей протяженностью почти 2000 км. Это противолавинные галереи, новые тоннели, а также подпорные стены, которые защищают дорогу и от обвалов с горных склонов, и от подмывов водами реки Ардон», – Николай Песьяков, руководитель пресс-службы филиала ФКУ УПРДОР Кавказ.
«Для Южной Осетии Транскавказская магистраль стала символом спасения нашего народа – дорогой жизни. Дорога сегодня имеет не только социально-экономическое значение, но и политическое. Для нас это история, которую мы должны помнить», – Леонид Тибилов, президент Южной Осетии.