В Национальном музее Северной Осетии почти 25 лет отсутствует постоянно действующая экспозиция. Закрывая музей в начале 90-х годов на реконструкцию, никто и подумать не мог, что это может затянуться более чем на 20 лет. А тем временем в республике выросло уже несколько поколений, которым буквально на пальцах объясняют историю родного края и рассказывают о богатом наследии предков, которые сосредоточены в фондах Национального музея Алании. Лишь изредка уникальные исторические, археологические и этнографические артефакты выставляются на тематических выставках. Как рассказывают сами сотрудники Национального музея, отблески надежды после долгих лет нахождения в стадии хронического капитального ремонта появились в 2007 году. Было принято решение о создании большого и современного музейного комплекса, который бы отвечал всем передовым экспозиционным требованиям.
Национальный музей является одним из старейших музеев на Северном Кавказе. Он был открыт в 1893 году как музей Терской области по инициативе представителей интеллигенции столицы Северной Осетии, бывшей в ту пору сосредоточением оживленной археологической деятельности, в связи с обнаружением знаменитого кобанского могильника с уникальными бронзовыми изделиями, которые и составили основу музейной коллекции.
Сегодня Национальный музей – одно из крупных и старейших музейных объединений на территории Северного Кавказа. В настоящее время в него входит 12 музеев-филиалов, выставочный зал, библиотека, научный архив. Коллекции музея насчитывают около 400 тысяч ед. хранения.
Проект реконструкции нового музейного комплекса в 2007 году был разработан известным cанкт-gетербургским архитектором, заслуженным архитектором России Валентином Гавриловым. Он известен по всей стране как специалист по созданию крупных музейных комплексов. Проект был рассмотрен и одобрен. Подписан государственный контракт с архитектурной мастерской Гаврилова. Но неожиданно для всех проект был признан непригодным. «Архитектурное решение не позволяло использовать новые технические приемы современного экспонирования и было явно архаичным», – говорилось в заключении. А уже в 2008 году новообъявленный конкурс на разработку нового проекта музейного комплекса выиграло североосетинское ООО «Стиль».
Однако ультрасовременный проект владикавказского архитектора Олега Припутнева у музейщиков вызвал ряд вопросов. По задумке, музей будет вписан в пространство парка культуры и отдыха имени Коста Хетагурова. На территории старых музейных фондохранилищ и на прилегающей к ним парковой территории будут построены глухие бетонные бункеры. Музейщики выразили свое решительное негодование, долго ссылались на функциональную и стилистическую непригодность проекта. По их словам, то, что музей остается без огороженной территории, подвергает опасности фонды музея. Однако вопреки протесту музейщиков был дан старт строительным работам. Реконструкция музея началась в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России». Реконструкция первой очереди музейного комплекса предполагала строительство во дворе музея новых фондохранилищ и работы на втором этаже прилегающего к его зданию Дома искусств, который тоже был официально передан Национальному музею. Строительство шло быстрыми темпами, но так же быстро остановилось в 2012 году, т.к. финансирование объекта было приостановлено.
Почему-то строящийся объект оказался в буквальном смысле этого слова брошенным. На нем не были произведены консервационные работы, из-за чего объект стал разрушаться. По стенам бетонного сооружения течет дождевая и талая вода. Как рассказывают сотрудники музея, с тех пор, как были снесены старые фондохранилища, в музее появились серьезные проблемы с хранением экспонатов. Музейщики рассчитывали, что через пять лет после реконструкции перейдут в новое здание, но прошли все сроки, а они так же находятся в состоянии ожидания. Несмотря на условия работы, сотрудники музея продолжают осуществлять собирательскую и научно-исследовательскую работу. Ежегодно фонды музея пополняются новыми экспонатами. Только в 2015 году в фонды музея поступило 80 тысяч новых предметов.
20 января текущего года на строящемся объекте побывали председатель правительства Северной Осетии Вячеслав Битаров и министр культуры республики Мадина Атаева. Они осмотрели замороженный объект, одно из помещений фондохранилищ музея и посетили выставку «Легенды Кавказа». По словам Вячеслава Битарова, нынешнее состояние Национального музея произвело на него тяжелейшее впечатление.
Реконструкция музея возобновится в 2017 году, об этом представителям СМИ сообщила Мадина Атаева. Она отметила, что ситуация с Национальным музеем критическая. «Первый вопрос, с которым я обратилась к правительству и к главе нашей республики, – что-то нужно придумать. Эта тема для меня очень больная, и думаю, для всех в Осетии это важно. Если бы некий такой условный враг задумал идеологическую диверсию против осетинского народа по уничтожению его исторической памяти, по воспитанию неуважения к наследию предков, первое, что ему надо было бы сделать, – это ограничить доступ граждан Осетии к их наследию... В конце прошлого года была достигнута договоренность с Министерством культуры России о возобновлении финансирования реконструкции музея. Сроки, в которые проходил наш визит, исключали в принципе возможность попасть в программу 2016 года. На тот момент она уже была сформирована. В итоге достигли соглашения о том, что в 2017 году оно будет включено в федеральную целевую программу «Культура России» – в объемах порядка 453 миллионов рублей. Первый транш должен прийти только в феврале 2017 года. Сумма довольно большая, но ее совершенно недостаточно, чтобы на общую ситуацию смотреть с оптимизмом. Теперь еще 2016 год как-то надо прожить...» А пока что, по словам Мадины Атаевой, на объекте начнутся консервационные работы, чтобы не допустить разрушения того, что уже было сделано.
Однако сотрудники Национального музея заявили, что их не устраивает проект реконструкции. Они сообщили, что в подвалах недостроенного фондохранилища скапливаются грунтовые воды. Мадина Атаева заверила журналистов, что в подвале грунтовых вод нет, что это лишь воды, которые стекают по стенам недостроенного здания. Как сообщил заведующий экспозиционным отделом Национального музея, заслуженный работник культуры России Эльбрус Кантемиров, они изначально всем коллективом выступали против строительства по проекту владикавказского архитектора, неоднократно они обращались к представителям власти, однако все их обращения остались без ответа. «Это бесчеловечное сооружение для музея, возможно, неплохое для бомбоубежища. Музейщики тоже люди, надо с их мнением считаться», – заключил он.
А пока что замороженная стройка музея за эти годы стала пристанищем творческой молодежи города, которую они превратили в своеобразный арт-объект.
«Нужно до 2017 года сохранить то, что мы имеем. Мы попали в федеральную программу. Как только она будет запущена, нужно будет эффективно использовать те средства, которые будут выделены», – говорит Вячеслав Битаров, председатель правительства РСО-Алания.
«Судьба и положение Национального музея – государственная проблема. Нет ни малейшего сомнения, что только политическая воля может форсировать строительство, для которого необходимы значительные средства. Конечно, для экспозиционной работы тоже понадобятся кадры и средства, но здесь, и в этом тоже нет сомнения, объединенными силами всех культурных и научных учреждений мы готовы помочь коллективу музея как можно эффективнее справиться со стоящими задачами», – отмеил Руслан Бзаров, доктор исторических наук, директор Института истории и археологии РСО-Алания.
«Если бы некий такой условный враг задумал идеологическую диверсию против осетинского народа по уничтожению его исторической памяти, по воспитанию неуважения к наследию предков, первое, что ему надо было бы сделать, – это ограничить доступ граждан Осетии к их наследию», – сказала Мадина Атаева, министр культуры РСО-Алания.