Дмитрий Тарасенко
Автор

Ингушетия: фактор электоральной стабильности

Дмитрий Тарасенко
Автор
07.11.2017

В России издавна существует традиция давать промежуткам времени звучные названия – будь то век, десятилетие, пятилетка или год. Ну, например, Серебряный век, Десятилетие детства, Пятилетка качества или Год экологии. Это удобно, практично и репрезентативно.

Следуя традиции, будущий год уместно назвать Годом выборов. Смысл такого наименования, в основном, сводится к федеральной кампании по избранию президента страны. Однако политическая жизнь в 2018 году будет кипеть не только на общенациональном уровне. Яркий пример – Ингушетия, в которой в грядущем году изберут главу региона.

По этому поводу Агентство политических и экономических коммуникаций -  российская компания, работающая в сфере исследований, в том числе политических, рейтинговых и региональных, а также общественных коммуникаций и медиапроектов (АПЭК) - выпустило доклад Нины Барахоевой, представителя  организации в регионе, доктора филологических наук.

 

Явка как индикатор

Доклад заслуживает внимания, как минимум, по двум причинам. Во-первых, сделан действительно экспертный анализ исследуемой темы – объективный, многосторонний и качественный. Во-вторых, он поднимает по-настоящему актуальные вопросы политической жизни самого малого по площади региона Российской Федерации (не считая городов федерального значения). Но малый – это не значит «политическая периферия». Повышенное внимание к республике со стороны федерального центра (выраженное, в том числе, значительным объемом государственных инвестиций в регион) – одно из подтверждений.

Прежде всего, автор доклада дает политическую оценку предстоящим региональным выборам в Ингушетии в контексте выборов федеральных. И такая позиция легко объяснима: действительно, голоса избирателей, отданные в регионе в ходе президентской кампании - лучший индикатор политической ситуации в республике. Как заявляет автор исследования, это «точная оценка деятельности региональных руководителей на местах».

Можно как угодно относиться к данному выводу, но оспорить его весьма трудно. Как и трудно в текущей ситуации найти более убедительный критерий.

Действительно, практически невозможно на текущий день ни в системной, ни в так называемой «несистемной» оппозиции отыскать действующих лиц, которые не только способны составить конкуренцию на предстоящих выборах действующему президенту страны, но и даже более-менее ощутимо приблизиться к нему по показателям. И, как справедливо отмечает автор доклада, это обстоятельство применимо, в том числе, даже к «электорально проблемным» субъектам федерации. Кстати, к таковым Ингушетия никоим образом не относится.

Поэтому главная интрига будущей электоральной кампании – не в персоналиях, а в статистике. Успех и убедительность ее будет определяться явкой избирателей на участки для голосования в день выборов.

Именно явка станет в этот период главным критерием оценки деятельности глав субъектов, что вполне резонно: чем больше доверие электората к региональному руководству – тем активнее явка. Соответственно (перефразируя народную мудрость), «цыплят» придется на этот раз считать не по осени, а по весне.

 

Выбор лидера: региональное прогнозирование

Разумеется, существуют некоторые обстоятельства, без прояснения которых преждевременно делать какие-то более-менее убедительные прогнозы на будущие выборы регионального лидера. Из них два главных. Первое: чья кандидатура будет предложена главой государства на этот пост? Вторая: выразит ли сам ныне действующий лидер республики готовность участвовать в этом процессе (если будет предложена именно его кандидатура)?

Но давайте будем честными: обозначенная интрига – чисто номинальная, условная. Разрешение этой гипотетической интриги уже не за горами, но попробуем порассуждать на эту тему.

Здесь мы видим картину, сходную с ситуацией на федеральном уровне. Можно иметь любые, самые крайние и максимально оппозиционные взгляды, но скажем откровенно: невозможно ответить на вопрос «если не Евкуров, то кто?» двузначно. На текущий момент в Ингушетии просто нет другого лидера, который мог бы приблизиться по популярности и «политическому весу» к действующему главе республики.  

Как резонно подмечает Нина Барахоева, на любые словесные аргументы оппозиции Евкуров отвечает практическими показателями. Если перефразировать эту мысль более жестко, то пустопорожней болтовне противопоставляются реальные дела. Исход «полемики» более чем очевиден. При этом речь идет не о ситуативном реагировании действующего главы на текущие вызовы, а конкретная системная работа, основанная на краткосрочном и стратегическом планировании.

«У главы региона есть детальная программа, построенная с учетом актуальных запросов населения, которая при необходимости дополняется и актуализируется с учетом новых задач и запросов», - отмечает автор доклада АПЭК. И это действительно так. Достаточно из открытых источников ознакомиться как с убедительными результатами социально-экономического развития региона, так и с долгосрочными планами.

 

О роли личности в оценке перспектив

Как справедливо отмечает Барахоева, деятельность Евкурова на должности главы республики давно преодолела рамки региональной политики. Это и высокий авторитет ингушского лидера в мусульманском мире, и межрегиональное сотрудничество, и высокая медийная узнаваемость на федеральном уровне, и достаточно высокий рейтинг политического влияния по оценкам того же АПЭК.

На основе этих факторов можно составить не только оценочное суждение об имеющихся результатах работы политика, но и его потенциал как наиболее вероятного регионального лидера на ближайшее будущее.

Кого можно поставить для сравнения рядом с Евкуровым? Вопрос риторический.

 

Краткие выводы

Автор также рассматривает несколько факторов, которые, по его мнению, способны теоретически или реально повлиять на активность избирателей. Среди наиболее значимых факторов называются заметные социально-экономические успехи региона, активизация общественно-политической активности жителей республики в связи с масштабным празднованием 25-летия республики и множеством значимых проектов, реализуемых в его рамках, а также успешная, в целом, реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». Кроме того, в данном субъекте СКФО - устойчиво низкий уровень протестных настроений.

Соответственно, можно с уверенностью сказать, что у региона - хорошая база для успешного проведения избирательных кампаний. Как президентских, так и главы Ингушетии. И этот фактор электоральной стабильности является определяющим.

Резюмируя сказанное, можно прийти к двум самым главным выводам: ни исход президентских выборов на территории Ингушетии, ни выборы главы республики не предполагают каких-то сюрпризов. И доверие к федеральной власти и национальному лидеру – Владимиру Путину - в регионе огромно, и на текущий день Юнус-Бек Евкуров - единственная реальная кандидатура на должность главы Ингушетии.