Анастасия Степанова
Автор

Арсен Казибеков: «Мы создали социальную сеть для мусульман с учетом консервативности общества»

Анастасия Степанова
Автор
29.10.2015

Дагестанский стартапер Арсен Казибеков рассказал «Кавказ Сегодня» о создании соцсети для знакомств мусульман Mydiaspora, конфликте с Apple из-за функции поиска второй жены и о том, как отказался от нескольких крутых джипов ради бизнеса.

– Арсен, расскажите о себе: сколько Вам лет, где учились? Когда возникла идея создать социальную сеть для знакомства мусульман?

– Мне 36 лет, учился в РЭА им. Плеханова. Идея возникла еще в начале 2000-х. В 2003 году я создал этнокультурный портал. Мы сделали электронную библиотеку, где собирали исторические материалы, музыку, книги, форум. Мне писало много людей с просьбой с кем-то познакомить. Сначала это показалось забавным, а потом стало понятно, что у людей действительно есть проблема качественного выбора будущего спутника жизни. У людей, живущих в городах, требования выше, а выбор ограничен. Западные сайты знакомств мусульманам не подходят, потому что люди не готовы открывать информацию о себе, писать о своей цели. Общество слишком консервативно. В некоторых мусульманских странах сайты знакомств вообще запрещены, но мы сделали приемлемый  продукт, который учитывает все традиции. Суть проекта – это пространство доверия, думаю, что у нас получилось.

Сколько человек в Вашей команде? Где вы познакомились?

– Сейчас со мной работает восемь человек. Я собрал команду сам. Мой кофаундер Сергей Сигитов профессионально занимался дейтингом. Он стоял у истоков проекта Мамба.ру. Это один из крупнейших в Европе сервисов знакомств. Часть первой команды Mamba.ru переехала в Лондон и основала там Badoo. Третий кофаундер это Илья Наринский, он бывший арт-директор La Moda, до этого он также работал в Mamba.ru.

Сколько времени назад вы начали создавать социальную сеть?

– Начали работу над проектом в начале 2014 года. Сначала мы провели большое исследование. Опросили свыше 1000 человек в разных странах (Россия, Европа, США), проводили с некоторыми глубокие интервью.

– Сегодня мы видим полностью готовый вариант или нет?

– На 80% приложение готово. Есть некоторые технические пробелы. Мы их исправляем. К декабрю все будет «летать». Сайта пока не будет, может быть, в следующем году. Мобильное приложение на Android и IOS – это основной продукт.

Сколько времени вы еще планируете дорабатывать приложение?

– Мы постоянно выкладываем обновления. К декабрю все закончим, а потом поедем в Акселератор Google. Возможно, после этого появится что-то новое. Мы недавно выиграли на конкурсе WebReady приз от Google, как самый перспективный глобальный стартап.

– Сколько денег вы потратили на стартап?

– Мы сначала вкладывали собственные средства, потом привлекли средства инвесторов. Точную сумму сказать не могу, но этих денег хватило бы на несколько крутых джипов.

Когда, по вашим оценкам, вложения должны окупиться?

– Хорошо, если через год окупимся. Такие проекты долго готовятся, а потом быстро выстреливают. Мы будем привлекать еще инвестиции для масштабирования.

Сколько пользователей уже зарегистрировано в вашей социальной сети? На какой показатель планируете выйти через год?

– Сейчас это десятки тысяч человек (точное количество Арсен Казибеков не назвал, сославшись на коммерческую тайну. – Прим. «Кавказ Сегодня»). Это мало. Мы сознательно выключили всю маркетинговую активность после первого наплыва. В хороших проектах старт должен быть тихим. После каждого выпуска надо собирать отзывы, вносить изменения и выпускать обновление. И так до момента достижения оптимальных показателей. Через год ориентируемся на показатель в один миллион пользователей.

Регистрация платная или бесплатная?

– Регистрация и основные функции бесплатные. Каждый человек получает по три кандидата в день, которые соответствуют взаимным ожиданиям. Вы заполняете анкету о себе и высказываете пожелания к будущему спутнику жизни. В том числе: возраст, был ли ранее женат/замужем, есть ли дети, образование, кругозор и т.д. В середине ноября выйдет новая версия. Там будет также рейтинг лучших невест. Например, вы сможете пройти тесты и опубликовать статус в соцсети: «Я вхожу в 1000 лучших невест Осетии».

Какие способы для заработка планируете использовать?

– Есть базовый бесплатный функционал: три кандидата в день, подобранных по широким критериям. С ними можно пообщаться. Расширенные функции поиска доступны в премиальном пакете. Это более тонкие настройки критериев, например: если вы хотите найти жениха-лезгина из Москвы, ростом не ниже 180 см, возрастом 30 лет, врача по специальности, доходом выше среднего, с собственной квартирой, широким кругозором и знанием иностранного языка, то за это придется заплатить $7 в месяц. Можно считать, что это инвестиции в ваше будущее. Если сравнивать с бюджетами пышных свадеб на Кавказе, то это дешевле, чем один поход в кафе. По статистике, при правильной организации в таких проектах 90% аудитории находит свою половинку в первые 90 дней.

Какую рентабельность ждете? Какая вообще средняя рентабельность таких проектов?

– Рентабельность зависит от активности пользователей. Пока сложно об этом говорить. Есть свыше 500 проектов, которые работают чуть ли не за «солянку», а есть Badoo, который зарабатывает $400 млн. в год. Это сравнимо с бюджетными доходами всего Дагестана. Но к этому они шли очень долго. Капитализация Tinder – $5 млрд. Это мировые лидеры в отрасли знакомств. Мы первый подобный сервис для мусульман. Поэтому есть некоторая фора. Будем стараться делать качественный сервис. Это сейчас самое важное. Если у тебя хороший продукт, то голодным не останешься.

– Как и где, какими способами вы продвигаете/собираетесь продвигать социальную сеть? Как вы планируете конкурировать с другими социальными сетями для знакомства мусульман? Например, World Muslim?

– В России будем продвигать через соцсети, но это не основной рынок для нас. Мы больше ориентированы на арабский мир, на Малайзию, Индонезию, Иран. Сейчас мы договорились о предустановках нашего приложения на телефонах в Малайзии.

Расскажите об истории с «Apple» и функцией поиска второй жены. Насколько я понимаю, здесь есть юридические препятствия. Как будете решать этот вопрос? Поиск второй жены для арабских стран будет работать в вашей социальной сети?

– Достаточно забавная история. Кто-то пожаловался на то, что у нас среди двадцати кнопок есть кнопка «Готова рассматривать предложения стать второй женой». Эта функция ориентирована на  страны, где это легально. Сейчас 40 таких стран. Но парни из Купертино зациклились на этой функции. Потребовали ее удалить, потому что это нарушает какие-то правила (хотя мы прочитали эти правила, и там написано: приложение должно соблюдать правила той страны, в которой оно работает). Мы представили им контраргумент: у вас в AppStore уже пять лет доступны приложения для геев, но закон об однополых браках был принят только в начале 2015 года. Почему геям можно, а мусульманам нельзя? Даже модератор, который вел арбитраж нашего дела, похоже, понял, что перегнул палку, и взял самоотвод. Сейчас, чтобы не тормозить весь процесс разработки, мы выполнили их просьбу и убрали эту кнопку. Попозже вернемся к этому вопросу, если аудитория попросит. На Android эта функция все еще доступна, а 80% нашей аудитории используют Android-телефоны.

– Сколько стран планируете охватить социальной сетью?

– Мы планируем присутствие во всех основных мусульманских странах. Для этого мы переводим приложение на разные языки. Сейчас оно доступно на русском, английском, арабском, фарси (персидский). Скоро будет турецкий. Начнем мы с России, Малайзии и Ирана.