Анастасия Степанова
Автор

Рестораны-антикварные музеи растут на Северном Кавказе

Анастасия Степанова
Автор
28.10.2015

Юни Успанов, московский бизнесмен с чеченскими корнями, развивает сеть ресторанов-музеев «Кунаки» по франшизе в СКФО и готовится выйти в Москву и центральные регионы. «Фишка» проекта в том, что каждый ресторан наполнен антиквариатом с кавказской историей.

Идея создания сети ресторанов-музеев «Кунаки» пришла к Юни Успанову в 2009 году. Тогда основной доход бизнесмен получал от своей московской фирмы, которая занимается поставками текстильной продукции. Предприниматель накопил знания в дизайне, строительстве и решил заняться красивым бизнесом с кавказскими традициями. На рынке уже было много ресторанов национальной кухни, нужна была «фишка». Бизнесмен придумал: создать в каждом заведении музей национальных культур. Для этого начал покупать антиквариат.

Юни Успанов открыл первый ресторан-музей самостоятельно. Заведение появилось в Моздоке, в Северной Осетии, в 2010 году. Здесь рядом и дом бизнесмена. На первом этаже расположен бар, кухня, столы. В меню – блюда разных народов Кавказа. В дизайне ресторанной зоны есть антикварные раритеты – на стенах развешаны сабли, ковры, посуда. Все с кавказским колоритом. На втором этаже находится музей. Здесь представлены старинные предметы быта и военной истории 11 кавказских национальностей. Узнать свою культуру могут адыги, осетины, чечены, дагестанцы, грузины, кабардинцы и балкарцы, ингуши, таты (горские евреи), армяне, казаки.

«Кунаки» – это заведения не только для друзей, но и для гостей Кавказа. Например, мне хочется познакомить моих гостей с самобытной историей наших народов. Не всегда есть возможность привезти гостей в краеведческий музей, но посещение местного ресторана – в обязательной программе, – улыбается Успанов. – Вы выбрали блюда и ждете заказ. Чем заняться? И здесь хозяева или сотрудники ресторана приглашают вас в музей, где каждый находит кусочек своей родины. Здесь сундук из быта терских казаков, здесь черкесские сабли, здесь дагестанские ковры. Гость понимает, что хозяин заведения уважает его национальную культуру, и отвечает тем же – он возвращается в наш ресторан снова и приводит своих друзей. Мне хочется, чтобы рестораны «Кунаки» рассматривали как достопримечательность».

Франшиза для друзей

Сейчас в сети ресторанов-музеев «Кунаки» семь заведений: три в Грозном, по одному в Нальчике, Назрани, Домбае, Моздоке. Ресторан в Моздоке позиционируется в эконом-классе, хотя большинство заведений в сети построены в премиум-сегменте. Например, все «Кунаки» в Грозном – престижные места. Все рестораны, кроме того, что в Моздоке, открыты по франшизе. Среди франчайзи Успанова нет профессиональных рестораторов. Это бывшие и действующие строители, политики, бизнесмены в сфере курортно-гостиничного бизнеса. Например, в Домбае «Кунаки» открыл владелец гостиницы «Домбай».

«Схема франчайзинга следующая: я нахожу инвестора, который готов вложиться в строительство ресторана. На первом этапе от франчайзи нужны только инвестиции и желание развивать сеть по концепции. Я сам выбираю помещение или землю под строительство заведения, занимаюсь оформлением, созданием кухни, в дальнейшем управляю и, конечно, вкладываю свой антиквариат. Средняя стоимость создания ресторана-музея – 15 млн. рублей. Я приношу в заведение антиквариат на такую же сумму. Сам оформляю музей. Франчайзи платит мне 25% от прибыли, можно назвать это роялти (стандартная плата владельцу франшизы. – Прим. «Кавказ Сегодня»)».

Средняя окупаемость ресторанов – два года в небольших городах Северного Кавказа. Успанов ожидает, что в Москве «Кунаки» смогут окупаться за год.

Своих бизнес-партнеров Юни Успанов часто находит на встречах «кунаков». Бизнесмен много занимается общественной деятельностью и довольно активен в социальных сетях. Например, он создатель Чеченского исторического движения. А еще регулярно проводит встречи в своих ресторанах. Бизнесмен подсчитал, что с начала своей общественной работы собрал и перезнакомил между собой более 4,5 тыс. человек.

«Иногда франчайзи приходят со стороны: например, мой бизнес-партнер в Нальчике загорелся идеей создания ресторана и искал интересный бизнес-проект. Ему порекомендовали обратиться ко мне», – говорит Юни Успанов.

«Кунаки» готовят экспансию

У Юни Успанова амбициозные планы по развитию сети ресторанов-музеев. Сейчас он ведет переговоры с несколькими инвесторами из разных регионов России: один ресторан может открыться в Саратове до конца 2015 года. В 2016 году запланировано открытие нескольких заведений в Москве. Есть потенциальный бизнес-партнер в Краснодаре. Несмотря на то, что ресторанный бизнес в России страдает из-за кризиса, основатель «Кунаков» уверен, что его заведения будут пользоваться спросом.

«Сейчас растет тренд на рестораны с национальной кухней и оригинальной идеей – мы на правильном пути. Японская кухня «приелась», европейские дорогие рестораны уже не могут поразить гостей. Кавказ становится более открытым и интересным. Сейчас у россиян меняется представление о Кавказе: люди начали понимать, что наши республики – это красота природы, это богатая культура, кухня. Как растет количество туристов на Кавказ, так и растет интерес к нашим республикам».

Средний чек в ресторанах «Кунаки» можно назвать демократичным. 500-800 рублей с человека за ужин, в зависимости от статуса заведения. Кроме ресторанов «Кунаки» Юни Успанов развивает и сеть одноименных магазинов с готовой едой, а также открыл кафе-библиотеку в Моздоке с еще более недорогим ценником. Юни Успанов готов создавать и такие заведения по франшизе. К слову, в начале года многие рестораторы прогнозировали рост недорогого сегмента – кафе и столовых быстрого питания, но удивительно – франчайзи Успанова больше интересуются открытием ресторанов-музеев в премиум-классе.

Дизайн из подвала

Для ресторанов будущих бизнес-партнеров у Юни Успанова уже готово оформление. В доме бизнесмена настоящий музейный склад. В подвале хранятся старинные кувшины, ружья, сабли, стрелы с каменными наконечниками, раритетная фото- и видеотехника, национальные костюмы, ковры, посуда. Здесь находится самая старая вещь из коллекции Успанова – медный казан XIII века до н.э.

Общая стоимость антиквариата, которому только предстоит занять места в новых ресторанах-музеях, – около 40 млн. рублей, но эта сумма условна.

«Рыночная стоимость антиквариата – подвижная субстанция. Например, свой казан я купил за 180 тыс. рублей, он мог стоить дороже. К тому же я не покупаю антиквариат с легендой. Если вещь имеет историю, например, побывала в руках известного человека, ее стоимость взлетает в десятки раз. Этим пользуются торговцы раритетами – иногда легенды сочиняются. Мне это неинтересно, просто нужны вещи, которые иллюстрируют быт разных народов Кавказа», – объясняет Юни Успанов.

Ресторатор находит антикварные изделия в специализированных магазинах, у частных лиц. Есть подаренные раритеты. Продавцы старины уже знают Успанова и часто звонят ему, когда появляются интересные вещи.

Для справки: «Кунак» в переводе с тюркского – друг, гость. Куначество относится к древним кавказским традициям и означает, что двое мужчин, принадлежавших к разным народностям, становятся верными друзьями и оказывают помощь, защищают друг друга при необходимости на протяжении всей жизни.

Кто такой Юни Успанов

Основатель компании, которая занимается поставками текстильной продукции в Москве. Ранее предприниматель занимался строительством для военного комплекса России. Первое образование – экономическое, второе – технологии в пищевой промышленности. Кроме ресторанного бизнеса и московской фирмы по работе с текстильщиками, Юни Успанов владеет фитнес-центром в Моздоке.

Франшизе пророчат рост

Дмитрий Евсеев, руководитель сети баров «KILLFISH DISCOUNT BAR» (компания открыла проект по франшизе во Владикавказе), рассказал «Кавказ Сегодня» о прогнозах и тенденциях на рынке франчайзинга. По его словам, прошлый год стал одним из самых успешных для продажи франшизы.

«После обвала рубля обороты, конечно, снизились, но только на первые полгода. Сейчас вновь наблюдается прирост. В условиях кризиса, который мы сейчас переживаем, именно франчайзинг является одним из самых действенных инструментов, с помощью которого вновь появляются предприниматели. Прогноз говорит о том, что к 2020 году число франчайзинговых концепций подберется к двум тысячам, а точек, работающих по франчайзингу, будет более 100 тысяч».

Светлана Кондратьева, руководитель отдела управления проектами в медицине ООО «МедБизнесКонсалтинг» (дистрибьютор франшизы CMD – Центра молекулярной диагностики, представленного в нескольких регионах СКФО), перечисляет плюсы франшизы:

«Во-первых, это принадлежность известному бренду, которому доверяют пользователи услуг, который имеет определенную репутацию. Во-вторых, это уже построенные бизнес-процессы, опыт франчайзера, который он передает своим партнерам, стандарты. В-третьих, франчайзер берет на себя продвижение всей сети (сайт, реклама, обеспечение расходными материалами, ПО, обеспечение персоналом и т.п.».

О рынке франчайзинга: Известно, что сейчас в России продается более 1000 франшиз, ежегодно проводится премия «ТОП-100 франшиз России». Самые известные проекты, которые развиваются по франшизе в сфере ресторанного бизнеса и фаст-фуда, – Subway, «Макдональдс», федеральная сеть ресторанов крупного бизнесмена Мераб Бен Эля «Сбарро», «Восточный базар», «Елки-Палки» и другие. Объем рынка франшиз в России, по примерным оценкам, составляет около 5 млрд. рублей в год.