Руководитель Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов на прошедших выходных встретился с членами Ассоциации средств массовой информации Северного Кавказа. Эта встреча завершила программу пресс-тура организованной для представителей журналистской организации 16-17 сентября. Ниже мы приводим прозвучавшие на встрече вопросы к Темрезову и ответы на них.
- Последний год определенными изданиями ведутся информационные войны, направленные против главы республики. На ваш взгляд, с чем они связаны? С клановостью, войной элит или это чьи-то личные обиды?
- Я высшее должностное лицо субъекта, человек государев. К элитам и кланам себя не причисляю. Если у меня и есть клан - это 480 тысяч жителей Карачаево-Черкесии. Мне бы очень хотелось, чтобы оно так и было. И, как верноподданный этого клана, служу ему с утра до вечера. То же самое хочу сказать о своих предшественниках, каждый из которых за прошедшие 25 лет сделал то, что мог. В первую очередь, республика состоялась благодаря тем руководителям, которые стояли у истоков ее создания, это их большая заслуга.
Что же касается, так называемых информационных войн, то это не войны, а грязные вбросы в нечистоплотных изданиях. Обычно, это связано с определенной предвыборной тематикой. Ни одного подобного материала в серьезных СМИ не было.
Вспомним, что происходило в прошлом году на выборах в парламент Дагестана. Информация о них перекрыла федеральную повестку – выборы депутатов Государственной думы. То же самое происходило в этом году в Северной Осетии во время выборов в парламент.
Сегодня обычное дело, когда определенные силы противопоставляют себя действующей власти...
Я нормально отношусь к любым критическим материалам, но если они конструктивные. Если ко мне обратятся в средствах массовой информации и сообщат, что у детского дома протекает крыша, я буду благодарен за это и соответствующе отреагирую. Но, есть деликатные темы, с которыми нужно обращаться максимально осторожно, такие, как национальность, семья...
- Ситуация с радикальными течениями в Дагестане в последние годы стала более спокойной. Как в Карачаево-Черкесии обстоит дело с экстремистскими проявлениями?
- Карачаево-Черкесия считается одним из самых стабильных и спокойных субъектов Российской Федерации.
В Карачаево-Черкесии нет ни одной устойчивой группировки на протяжении последних шести лет. Это результат упорного труда всех ветвей власти, во взаимодействии с правоохранительными структурами, органами безопасности. Наше министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати проводит кропотливую работу, но я всегда говорил и буду говорить, что недостаточную.
Вадим Баканов (руководитель Ассоциации СМИ Северного Кавказа – прим. ред.) отметил, что наша основная задача и цель – формирование позитивного образа Северного Кавказа. Мы можем отдельно рассуждать о росте ВРП, индексе промышленного производства. Но это все есть в открытых источниках, цифрах Росстата. А в плане создания положительного имиджа Северного Кавказа – уже работа для всех. Я имею в виду все ветви государственной власти, правоохранительные структуры, органы безопасности, и, в том числе, средства массовой информации, духовенства. И об этом нужно говорить больше и чаще.
У меня был разговор с представителями одной телекомпании, которых я попросил сделать сюжет об этом памятнике. На его открытие 2 сентября тогда приехал мой коллега, Таймураз Мамсуров, у которого самого были дети. Он приехал, хотя сами понимаете, какого рода мероприятия проходят в Осетии с 1-го по 3-е сентября. Сюжет не показали, потому что в тот день было совершено нападение на блокпост в Дагестане, и весь день рассказывали только об этом.
Нельзя показывать с утра до вечера о нападениях террористов, надо говорить и о том, как сегодня подавляющее большинство населения солидарно в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма.
Кроме того, меня всегда возмущает, когда слышу слово «исламист». Что это за выражение? Я считаю, что оно неправильное, потому что 99,9% мусульман живут по законам ислама. Они умеют работать, дружить и созидать. Нельзя всех мазать одной краской. Мы понимаем, откуда все это идет – работает множество западных некоммерческих организаций, разного рода эмиссаров и так далее, распространяющих свою идеологию посредством СМИ.
Федеральную повестку всегда формируют регионы. Я говорю о том, чтобы вас (Ассоциацию СМИ СКФО – прим. ред.) слышали и в Центре. Может быть, вы завтра вырастете из сугубо окружной ассоциации во Всекавказскую, куда войдет и Южный федеральный округ. Тогда вы сможете сказать своим коллегам на федеральном уровне: товарищи, а вы что, больше эксперты по Кавказу, чем мы?
Если взять не только среднестатистические данные, а еще и реальные цифры, сегодня Северный Кавказ – один из самых безопасных регионов нашей страны.
Посмотрите, как в Кабардино-Балкарии за последние два-три года кардинально поменялась ситуация. Это взаимодействие всех ветвей власти, правоохранительных структур, муфтията и так далее. Говоря о межконфессиональном согласии в Карачаево-Черкесии, отмечу, что у нас встречи и общение с молодежью проходят с участием муфтия и владыки, главы республики.
- Вернемся к Дагестану. Его глава Рамазан Абдулатипов уделяет большое внимание сохранению культуры и традиций: создаются этноцентры в отдаленных горных районах, к этой работе привлекается молодежь. Что делается в Карачаево-Черкесии и является ли эта работа приоритетной?
- Я многое для себя почерпнул из того, что проводится в Дагестане и лично у Рамазана Гаджимурадовича (Абдулатипова – прим. ред.) В частности, проведение мероприятий по празднованию 2000-летия Дербента.
У нас тоже строятся этнодеревни. Одна из них появится на Медовых водопадах. Каждое мероприятие республиканского уровня мы проводим с национальными подворьями. Здорово, что сегодня в практически каждом муниципальном образовании создаются музеи. Я недавно был в Ногайском районе и посмотрел их этномузей, созданный при школе. То есть, ребенок с раннего возраста осознает, кто его предки.
Мы проводим серьезную работу в этом направлении. Сюда в «Архыз» приезжают туристы, которые посещают Лунную поляну, Романтик и Дукку. Есть предложение создать и здесь небольшую этнодеревню, музей при кафе с национальной кухней пяти субъектообразующих национальностей. Региональное правительство поможет сформировать и защитить заявку.
Нужна демонстрация культуры и обычаев проживающих на территории республики народов. К примеру, установить адыгскую башню, ногайскую юрту или казачий курень, которые станут своеобразной визитной карточкой курорта.
В этом плане нам у Дагестана еще есть чему поучиться.
- Хотелось бы спросить про строительство дороги Кисловодск-Сочи, строится ли эта дорога?
- Строительство дороги к Черному морю - это проект всероссийского уровня. Возможно, по масштабам он не уступает даже строительству Крымского моста и другим серьезным проектам.
Мы должны понимать, что эта дорога не просто соединит Кисловодск и Сочи, она соединит Уральский, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский Федеральные округа с Черноморским побережьем. По этому проекту у нас общая позиция с губернатором Ставропольского края. По проекту, председателем Правительства РФ, Дмитрием Медведевым, даны соответствующие поручения профильным министерствам – Минтрансу и Минкавказа, а также Росавтодору, руководствам Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.
Чтобы было понятнее, после завершения строительства, из Архыза до Адлера можно будет доехать минут за пятьдесят. Сейчас жители всех названных выше федеральных округов едут к побережью Черного моря с так называемого «Кочубеевского круга» на федеральной трассе возле Невинномысска. Им по пробкам приходится преодолевать 650 километров. При новом маршруте расстояние сократится до 333-334 километров.
Надо обдумать многие вопросы – пускать ли на дорогу тяжелый транспорт и на каких условиях. Много и вариантов строительства, к примеру – в формате государственно-частного партнерства или концессии. В ближайшее время по поручению премьер-министра РФ мы подготовим ему документ, согласно которому всем профильным ведомствам будут даны точные поручения.
Ориентировочная стоимость дороги составит 80-90 миллиардов рублей. Поверьте, для экономики нашей страны это не такие уж и большие деньги. Как мультипликатор, дорога потянет за собой все смежные отрасли экономики.
Для нас, в частности, это экономически очень значимый проект. Мы являемся единым тупиковым субъектом в СКФО – у нас нет аэропорта, полноценной железнодорожной и сквозной трасс. Ведь все мы понимаем, что дорога – кормилица. Ее создание повлечет развитие придорожной инфраструктуры, более выгодной экономически станет доставка различных грузов и товаров.
Немаловажное значение она имеет и для развития горнолыжных курортов Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии и Чечни – к примеру, Красной поляны и «Архыза». Соответственно, увеличится и туристический поток. Туристы смогут переезжать с одного курорта на другой, как в Европе, где эта практика применяется повсеместно.
У нас есть опыт аналогичного строительства во время подготовки к Олимпийским играм, необходимая техника. Создана рабочая группа, которая реально занимается этим проектом. Я думаю, что в любом случае - дороге быть. Хотелось бы, чтобы это произошло как можно быстрее.
- В Карачаево-Черкесии делают ставку на строительство образовательных комплексов в формате «школа плюс детский сад». Хотелось бы узнать, почему и насколько это эффективно?
- 60% жителей Карачаево-Черкесии живут в сельских населенных пунктах. Такой образовательный центр выгоден чисто экономически – это общий пищеблок, охрана, освещение и многое другое, здесь много плюсов.
В результате у нас получается центр села.
Мы построили в Карачаевске большую школу на 1200 мест и детский сад. Здесь же построили спортивный комплекс с двумя плавательными бассейнами. Представляете, на протяжении десяти лет ребенок ходит в одно и то же место, из садика переходит в школу, которые для него становятся родным домом. Здесь можно заниматься спортом и дополнительным образованием, ходить в разные кружки.
Сегодня, мы, в некоторых, даже сельских населенных пунктах, выкупаем землю под строительство, включая и частный сектор. Мы не можем построить детский садик или школу на окраине, это приходится делать в центре. Я считаю, что строительство комплексов «школа плюс детсад» - это очень хорошая практика.
- Мы побывали в парке культуры и отдыха «Зеленый остров» Черкесска. Какова доля государства в его развитии? Привлекаются ли частные инвесторы?
- В конце 2011 года было принято решение о его реконструкции. Тогда его посещало, может, человек 10-15 в день. Он был заброшен. Территория замусорена, пруд никогда не чистился. Поступило предложение представителям некоторых подрядных организаций навести порядок в парке. Они все почистили и расширили парк, впоследствии сами решили построить инфраструктуру для жителей и гостей города.
Основные работы проведены силами муниципалитета Черкесска. Городские власти бесплатно выделяют землю и отбирают варианты ее использования, действует своеобразное государственно-частное партнерство. Сейчас в парке начинается строительство нового стадиона, объединились культурная и спортивная инфраструктура. Мы построили там первый открытый плавательный бассейн, 29 сентября, на празднование 25-летия республики откроем крупнейший физкультурно-оздоровительный комплекс.
- Какое дальнейшее развитие получат храмы Нижне-Архызского комплекса, этот музей под открытым небом?
- Мною недавно был подписан указ о создании древнего христианского аланского центра. Мы с полномочным представителем Президента РФ в СКФО Олегом Белавенцевым очень много говорили на эту тему. Я хочу его поблагодарить за поддержку, которую он нам сегодня оказывает. Благодаря полпреду во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, с Министерством культуры и другими ведомствами решается вопрос о выделении средств на реконструкцию этого городища.
Мы должны привести комплекс в соответствующее состояние, чтобы им гордились жители не только Карачаево-Черкесии, но и всего Северного Кавказа, всей страны. Сложно найти подобные уникальные памятники архитектуры, в частности, в состав комплекса входит самый древний действующий христианский храм 9-го века.
Мы должны понимать, что нас всех объединяют общая история и общая религия. Карачаево-Черкесия многонациональная и многоконфессиональная республика. У нас во многих населенных пунктах компактного проживания мусульман и христиан стоят храм и мечеть. Я считаю, что это важный момент. А что касается именно этого городища, оно очень привлекательно для любителей туризма, истории, архитектуры. Мы планируем в дальнейшем проводить здесь археологические раскопки и восстановить его. Ведь это храмовый комплекс не из трех, а из пяти храмов. Два из них находятся на территории Карачаевского района. Между ними были туристические тропы, которые мы будем восстанавливать, здесь очень много работы.
Если говорить о развитии того же «Архыза», то он изначально позиционировался, как всесезонный курорт, чтобы здесь можно было отдыхать не только зимой и кататься на лыжах. Вы сами обратили внимание, как много людей здесь летом во всех ущельях, на водопадах, озерах. А сколько еще будет приезжать на храмовый комплекс, обсерваторию?
- Вы так же доступны для жителей республики, как и сегодня для представителей средств массовой информации?
- Раз в год мы проводим в каждом районе, в разных муниципальных пунктах встречу с активом. Помню, когда я в первый год проводил такие встречи, в зале сидели только бюджетные служащие, тихо и спокойно, ни у кого не было никаких вопросов. Потом мы эту практику сломали и началось – шум и гам.
К сожалению, приемы граждан я не так часто провожу. Но работа с их обращениями ведется. Если раньше была тысяча обращений граждан в год, то сейчас это уже порядка шести тысяч. На каждое обращение мы реагируем. Речь не идет, разумеется, о таких запросах, как «купите мне машину» и прочих.
Полезно, когда к тебе на улице подходит человек и просит обратить внимание на конкретную проблему. Мы, конечно, обратим на это внимание. Но есть и такие, кто начинает учить, как управлять республикой, хотя у самого покосился забор. К сожалению, их большинство.
Население все чаще обращается к власти через соцсети, телевидение, газеты или отдел обращения граждан. Всем ответственным поставлена задача, чтобы была обратная связь с гражданами.
Мы недавно создали портал «Решено. Онлайн» и определили перечень из 100 проблемных вопросов, которые чиновник обязан решить за 8 дней. К примеру, не горит свет во дворе многоэтажного дома – восемь дней на решение этой проблемы. Или нет люка, яма где-то, на это тоже отводится восемь дней. Программа еще находится на уровне становления. В первую очередь тяжело придется муниципалитетам, несмотря на то, что это их работа. Это они должны замечать отсутствие пандуса в доме, где живут пять человек с ограниченными возможностями.
- Рашид Бориспиевич, недавно подписано соглашение с Тиролем. Что оно предусматривает, какие перспективы ожидают Карачаево-Черкесию?
- Тироль и Карачаево-Черкесия во многом очень схожи. Правда, Тироль развивается практически 90 лет - с 30-х годов. Мы - не так давно, если не брать Домбай, Приэльбрусье, Цей, существовавшие на Северном Кавказе раньше.
Мы посетили Тироль вместе с Александром Ивановым (спикером Народного собрания КЧР – прим. ред.). Собственник крупного предприятия, которое мы посетили, приобрел ферму. Это огромное предприятие, в которое вложено более 400 миллионов евро. Он привез нас к себе домой, где у него ферма на 120 или 140 голов, небольшой магазин и отель. В кооперации с другими построили канатку, все чисто и аккуратно, в одном архитектурном стиле.
У нас часто землю приобретают мошенническим путем, как правило – вдоль дороги, строят, что и как захочется. При этом у них отсутствуют разрешения на строительство и подключение инженерным сетям. О каком развитии горнолыжного курорта можно говорить с таким подходом?
Мы изучили и законодательный опыт Тироля. По поручению спикера нашего парламента будет подготовлен соответствующий законопроект, содержащий определенные требования к застройке. Я уверен, что депутаты парламента его поддержат.
Как вы видите, территория курорта «Архыз» выдержана в едином архитектурном стиле. Но если завтра здесь начнется беспорядок, желания приезжать сюда у туристов не будет.
Открою секрет: подписать соглашение с Тиролем хотели несколько субъектов Российской Федерации, но они подписали его именно с нами. Нам, конечно, многому надо поучиться у них, есть и необходимый потенциал. На примере Тироля мы ознакомились с функционированием молочных заводов и сельхозкооперативов, изучили их бизнес.
- Рашид Бориспиевич, с какими социально-экономическими показателями и результатами Карачаево-Черкесия подошла к своему юбилею?
- Говоря о результатах, достигнутых Карачаево-Черкесией за прошедшие 25 лет, думаю, не надо подводить итоги и приводить статистические данные. Самое главное - за 25 лет Карачаево-Черкесия состоялась как полноправный субъект Российской Федерации.
Вы прекрасно знаете, что республика входила в состав Ставропольского края, имела статус автономной области. Большинства социальных объектов у нас физически не было, потому что действовали такие учреждения, как краевая детская больница, краевой центр и другие. Многих объектов здравоохранения, спортивной и культурной инфраструктуры на территории республики просто не существовало.
За эти годы республика многого добилась. По многим социально-экономическим показателям демонстрирует не самые худшие показатели. По отдельным направлениям мы лучшие, по другим – находимся на среднероссийском уровне. Хотя проблемы, конечно, есть.
Подводя определенную черту, я считаю, что к празднованию (своего) 25-летия республика подошла с достаточно серьезными социально-экономическими показателями. Самое главное - 25 лет назад на референдуме более 97% населения республики высказалось за нахождение в составе Российской Федерации, как единого субъекта - Карачаево-Черкесской Республики. Сегодня мы живем в мире и стабильности, что является первоочередной заслугой населения Карачаево-Черкесии. Это я считаю основным достижением и показателем.
Я готов ответить на вопросы по показателям в отдельных отраслях экономики. Но я всегда говорил и сейчас это вижу, что главными направлениями развития республики являются сельское хозяйство, промышленное производство и туризм. Это три основных пункта в нашем внутреннем региональном продукте, которые ведут за собой малый и средний бизнес.
- Что интересного ожидает жителей и гостей Карачаево-Черкесии во время празднования ее 25-летия?
29 и 30 сентября в Черкесске – в пятницу и субботу запланирован ряд мероприятий. Я думаю, в ближайшее время мы опубликуем программу мероприятий.
На площади вечером 29 сентября выступит хор Турецкого. В амфитеатре парка культуры и отдыха «Зеленый остров» озвучат приветственные пожелания наших гостей и поздравительные телеграммы руководства страны. Здесь пройдет вручение наград и чествование жителей, которые внесли весомый вклад в развитие нашей республики, запланирована концертная программа, массовые народные гуляния.
Мы хотим, чтобы в каждом населенном пункте республики почувствовали, что сегодня региону 25 лет. Ожидаются гости из других регионов, и вас всех я тоже приглашаю на празднование 25-летия республики.
- В выходные и праздники вы все время находитесь на работе. Бывают ли у вас выходные дни, свободное время, как вы его проводите?
- К сожалению, с детьми я провожу мало времени. Дело в должности, которую занимаю на данный момент. Конечно, хотелось бы больше свободного времени. Когда проводишь время с детьми, стараешься больше заниматься воспитательным процессом в разных формах.
В заключение хочу сказать, очень хорошо, что мы встретились в «Архызе», чтобы те, кто здесь не был, полюбили его. Уверен, что если мы сделаем встречи традиционными, каждый из вас увидит происходящие на курорте изменения.