Армина Айрапетян
Автор

Михаил Гусман: «Нельзя жить головой, повернутой назад»

Армина Айрапетян
Автор
10.08.2017

Почетным гостем форума «Машук-2017» стал советский и российский журналист, переводчик, радио- и телеведущий, человек, которому удалось пообщаться со многими первыми лицами ведущих стран мира, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман. В интервью «Кавказ Сегодня» он рассказал, каким видит прошлое, настоящее и будущее России, в чем уникальность Кавказа и кто был его лучшим собеседником.

- Михаил Соломонович, вы впервые на «Машуке». Как вам форум? Какие впечатления?

- Мне кажется важным сам факт того, что этот форум проводится. Он проводится восьмой раз... Кавказ - уникальная часть России, та часть, которой вся Россия может гордиться. Воины Кавказа, люди труда Кавказа по праву заслужили самое высокое уважение. И сегодня на Кавказе, в разных его регионах, происходит очень много важных и нужных процессов по развитию. Молодежь очень разная по жизни, по судьбе. Она разная в каждом субъекте... И важно, чтобы она дружила, общалась, могла находить общий язык. Ни для кого не секрет, что молодые люди Кавказа очень вспыльчивые, гордые, со своим характером, поэтому важно, чтобы было как можно больше разных мероприятий, событий, которые помогали бы молодежи больше общаться друг с другом. И вот поэтому значение форума «Машук», где собирается много ребят со всего Северного Кавказа, трудно переоценить. Наверное, хотелось бы, чтобы еще больше сюда приезжали потому, что кавказские республики небольшие, но каждая по-своему уникальна, каждая по своему дорога России. И важно, чтобы молодежь в этих республиках взрослела без конфликтов, в дружбе и добрососедстве со своими братьями по стране.

- Вы родились в столице Азербайджана и знаете, каким поликультурным был советский Баку. Сейчас многие говорят, что Пятигорск стал «вторым Баку» - одним из самых интернациональных городов России. Так ли это? И возможен ли вообще второй Баку?

- Я слишком мало, к сожалению, был в Пятигорске. Хотя Пятигорск тоже всегда был местом, где жили люди разных национальностей. Но второго Баку быть не может, на мой взгляд. Не только потому, что я его бесконечный патриот. Все в мире уникально. Я вообще не люблю вот такие сравнения. Бывает, смотрят на красивые кавказские горы и говорят: «Это вторая Швейцария». Да нет! Зачем нам это надо говорить? Прекрасный Кавказ - это Кавказ. А Швейцария - это Швейцария. 

Пятигорск - развивающийся город, город уникальный со своими традициями, культурой. Город, в котором всегда было хорошее образование, хорошие учебные заведения. Это город-труженик, в котором во время войны было огромное количество госпиталей... В Пятигорске, Кисловодске... Он был таким всесоюзным госпиталем во время войны.

Но я желаю удачи и дальнейшего развития Пятигорску. Он прекрасен.... Хотя Кисловодск тоже восхитителен. Там прошло мое детство. Поэтому.... Вторым Баку быть ни у кого не получится, но достаточно того, что Пятигорск является Пятигорском.

- Вы говорите о кавказской молодежи… А в чем уникальность именно кавказских ребят? Ведь вы часто общаетесь с молодежью...

- Ну, понимаете есть же у каждого народа отличительные черты... И это нельзя описать. Я считаю, что неправильно делать «уравниловку» для всех. У всех свои особенности, традиции, культура, обычаи. Даже у самых маленьких народов. Что прекрасно в Кавказе? Многообразие народов. Известно, что люди на Кавказе эмоциональнее, мужчины, более остро реагирующие на всякие внешние факторы. А с другой стороны, много шуток про финских или эстонских парней... Конечно же, это всего лишь шутки. Есть и очень вспыльчивые люди в Хельсинки, а есть очень меланхоличные люди в Махачкале. Но если говорить в среднем, то, конечно, кавказские ребята знамениты своей горячностью, эмоциональностью, но в тоже время и решительностью, смелостью, мужеством, гордостью. Это все - Кавказ.

- Как вы считаете, молодежь 90-х годов и молодежь нынешняя в плане патриотизма и отношения к России в целом отличаются?

- Ну, вообще 90-е годы сложные, и я не готов их называть какими-то обидными словами. Но, конечно, они были сложными потому, что изменился уклад тогда. Я сам себя помню в 90-е. Я был не очень молодым человеком, но и не очень старым. И было чувство, что земля  уплыла из-под ног. Ты родился в Советском Союзе - это была мощная страна... И когда земля, будто разверзлась, все рухнуло, и ты оказался в абсолютно новой ситуации... Чем  заниматься? Что делать? Что тебя ждет? 

Это был сложный период, и тогда было сложно говорить о патриотизме или непатриотизме. Потому что очень многим приходилось просто выживать в этих условиях. Сейчас Россия становится все более и более сильной страной, более самодостаточной. Уже в этих условиях чувство гордости и патриотизма только растет, тем более, у молодежи!

- Вот мы заговорили о взаимоотношениях с другими странами. Вы встречались со многими президентами. Меняется ли отношение к журналистам в зависимости от того, какие отношения между странами?

- Конечно, какой-то элемент этого присутствует. Если между странами плохие отношения, то и журналистов воспринимают настороженно. «А что от тебя, батенька, ждать?» Но по сути, если речь идет о людях глубоких и понимающих, то, какой бы пост они ни занимали, они знают, что журналист честно делает свое дело. Несмотря на отношения между странами, если журналист честно и объективно подходит к интервью или репортажу, все будет хорошо. Журналистская профессиональность и честность очень важны.

- Кого можете назвать самым интересным собеседником вне президентов и среди глав государств?

- Вы знаете, у меня достаточно длинный список людей, которые мне кажутся безумно интересными. Если позволите, я немного по-другому отвечу на ваш вопрос. Мне безумно жалко, что я не могу беседовать как много лет назад беседовал со своим отцом. Сегодня мне бесконечно интересно беседовать со своим старшим братом и с моим сыном. А если о политиках, то, пожалуй, есть один политик, с которым мне, к сожалению, не удалось и не удастся побеседовать, потому что он давно умер. Я читал его книги и очень хотел бы с ним поговорить. Это Уинстон Черчилль.

- Какой бы вопрос вы ему задали? 

- Вы знаете, я не хотел бы даже его интервьюировать. Просто беседовать. Все-таки интервью - это жанр и работа. А мне хотелось бы с ним просто говорить. Прочитав его книги, я понял, что этот человек спас свою страну. В прямом смысле слова, во время войны он спас свою страну.

- Готовитесь к встрече с Трампом?

- Ну, это же не только от меня зависит. Я могу ответить вам, как пионер: «Всегда готов». Но… Сейчас не лучшее время для нашей встречи, для интервью Трампа. Потому что у него сейчас очень сложная комбинация обстоятельств, которые не очень способствуют его укреплению на посту президента. Он сегодня находится под сильнейшим давлением. И я не уверен, что он сможет вообще от него освободится.

- А насколько интересен наш президент в плане общения?

- Я не беседовал с Путиным ни разу в режиме интервью. Я был на ряде встреч, на которых он присутствовал, но личных бесед не было. Честно говоря, я даже не запрашивал эти интервью, потому что это особые истории... Я надеюсь, что, когда придется завершать программу «Формула власти», то это как раз будет беседа с Путиным. 

- Когда вы начинаете проводить интервью, что для вас первостепенно? Получить от человека информацию или...

- Не в этом дело. Мои интервью - они не носят актуального характера. В том плане, что нет сиюминутной информации. Я пытаюсь их акварельными красками рисовать, потому что для масляных красок у нас нет времени. И надеюсь, что это не графический карандаш. Я хочу акварелью нарисовать через интервью портрет человека.

- Если не журналистика, то что?

- Наверное, адвокатура.

- Почему?

- Потому что мне кажется, что я хороший юрист, умею хорошо излагать и аргументировать свою позицию. И не потому, что мне нравится профессия адвоката, а потому, что эти качества были бы востребованы. Мне это не очень интересно, но я считаю, что я хороший аналитик, полемист и в силу этого умею излагать аргументированно.

- Вы сегодня в беседе с машуковцами вспоминали фразу Ленина - «Учиться, учиться и еще раз учиться». А мне вспомнилась другая его фраза. Он призывал не вспоминать об ошибках прошлого, которые в меру возможности были исправлены. Есть ли у вас ошибки, которые вы вспоминаете?

- Знаете, наверняка были. Но я ни о чем не вспоминаю и не сожалею. Потому что нельзя жить головой, повернутой назад. Ты не можешь исправить и будешь себя ими только мучать. Мне папа рассказывал притчу про хана, который умирая попросил у Всевышнего еще одну жизнь. «А зачем тебе еще одна жизнь?» - спросил Всевышний. Хан ответил: «Потому что совершил много ошибок, которые хочу исправить». Он дал ему жизнь, но когда и ей пришел конец, он все ошибки повторил и две новые сделал. 

Понимаете, наивно думать, что мы можем исправить то, что уже сделано. 

- Часто было такое, что журналистика мешала личной жизни? 

- Вы знаете, мне кажется, это может быть в любой профессии. Вот летчики... У меня есть товарищ, замечательный пилот. Ему вчера исполнилось 60 лет, а он в это время был в полете. Часто врачи дежурят в Новый год и в Дни рождения… Это всегда есть…

- Что бы вы пожелали участникам форума и российской молодежи?

- Успехов, конечно! И веры в себя, в свои силы, в свой талант. Без этого ничего не получится. Чтобы себя реализовывать, нужно в себя поверить. Но удача тоже не помешает.

- Да, удача нам всем не помешает. И вам я ее тоже желаю!

- Спасибо огромное за пожелания и за беседу!

- Вам спасибо. Надеюсь, мы еще встретимся!

- Непременно!