Виталий Гурин
Автор

Учить идентичности

Виталий Гурин
Автор
06.07.2015

Единый историко-культурный стандарт, о котором так много говорят сегодня и разработанные на его основе новые учебные пособия по истории ...

Афоризм, родившийся в перестроечные времена, согласно которому «Россия – страна с непредсказуемым прошлым», - своего рода иллюстрация процесса, происходившего вокруг истории государства последние четверть века. Практика показала: сегодня история как никогда легко превращается в инструмент политической борьбы. События последних лет на Украине, когда история зачастую становилась жертвой недобросовестных спекуляций на самом высоком уровне, или на Ближнем Востоке, где террористы беззастенчиво используют неокрепшее мировоззрение молодежи для вербовки ее в свои ряды и достижения своих целей, показывают, что угроза «исторической войны» не ушла в прошлое. Напротив —  актуальна как никогда.

 

Единый историко-культурный стандарт, о котором так много говорят сегодня и разработанные на его основе новые учебные пособия по истории для школ должны обеспечить научный подход к оценке событий российского прошлого.

Очистить учебники от спекуляций. Избавить от необъективности и тенденциозности в оценках сложных общественных процессов и событий.

 

Особенно важно, по мнению ведущих ученых, провести такую же работу в российских субъектах при подготовке учебных пособий для преподавания региональной истории. А на Северном Кавказе, где в исторической памяти народов есть немало фактов, которые так легко могут привести и приводили в недалеком прошлом к конфронтации, угрожали российской государственности и целостности страны, это жизненно необходимо. Вопрос — как это сделать?


От единого учебника – к единой концепции

Более двух лет назад, в феврале 2013 года, Президент страны Владимир Путин поставил перед Министерством образования и науки РФ и российскими историками задачу разрабать новые учебников по истории. Не случайно то, что произошло это на заседании Совета по межнациональным отношениям.

 Стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого, – заявил глава государства. – Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур.

Работы по созданию учебника проводит Российское историческое общество во главе с председателем Государственной думы Сергеем Нарышкиным. Обсуждение проблемы в профессиональном сообществе выдвинуло на первый план идею разработки единого историко-культурного стандарта, концепции, на основе которых будут разработаны новые пособия, а все написанные учебники будут проходить общественную и профессиональную экспертизу.

В апреле 2015 года Российское историческое общество сообщило, что в рамках единой концепции школьной истории планируется не один, а три учебника. А в мае

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов: "Новые учебники по истории России, написанные на основе единого стандарта, появятся в школах уже с 1 сентября этого года"

, а полный переход на новые учебники, по оценкам Министерства, займет два-три года.

 

– Единая концепция преподавания не предполагает единого и тем более одного единственного учебника, – пояснил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. – Концепция преподавания истории в школе была разработана с участием ученых, преподавателей вузов, школьных учителей и даже самих учащихся.

Кстати, опубликованные 3 июня 2015 года итоги опроса «Левада-центра», проведенного в мае 2015 года в 46 регионах России показали, что идея введения единых школьных учебников по истории нашла широкую поддержку: за нее высказались 79% респондентов. Создание единых учебников по математике и литературе получило одобрение соответственно 80% и 81% опрошенных. 


Региональный компонент

Однако вызвавший широкое общественное обсуждение и дискуссии вопрос единого учебника — лишь одна сторона сложной комплексной проблемы.

В феврале прошлого года Центр современной кавказской политики провел исследование преподавания региональной истории в Северо-Кавказском федеральном округе. Оно проводилось методом контент-анализа учебников и методических материалов по изучению школьниками истории России и родного края. При этом анализировались основные посылы в содержании преподавания истории регионов и их народов, уровень формирования у школьников на этой основе государственной идентичности.

Экспресс-анализ преподавания истории России и региона в субъектах СКФО, представленный директором исследовательских программ ЦСКП «Кавказ» Александром Серавиным, исполнительным директором ЦСКП «Кавказ» Игорем Соповым и эксперт ЦСКП «Кавказ» Максимом Макаровым, показал, что единая система в преподавании этого предмета отсутствует.

Во всех субъектах СКФО преподавание всемирной и российской истории ведется с 5 по 11 классы по общероссийским программам и учебникам. В некоторых субъектах СКФО (Дагестан) она занимает очень заметное место в учебных планах, а в других (Чечня, Ингушетия) вообще ликвидирована как отдельный предмет. Очень разнится уровень обеспеченности регионов учебниками по национальной истории: от вполне сносного (Северная Осетия, Кабардино-Балкария) до очень слабого (Дагестан, Карачаево-Черкесия).

Авторы исследования отмечают, что наряду с тем, что большинство изданных и рекомендованных профильными министерствами в регионах учебных пособий содержат тезис о том, что «наша страна» - это, безусловно, Россия, в ряде изданий он размыт или игнорируется.

Безусловно, требуют обсуждения в научных и профессиональных кругах освещение в учебниках сложных тем совместной истории народов Северного Кавказа, к которым следует отнести Кавказскую войну XIX века, депортацию народов периода Великой Отечественной войны, некоторые события недавнего постсоветского прошлого.

По оценке доктора исторических наук, профессора кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного лингвистического университета Юрия Клычникова, учебники по региональной истории этноориентированы.

- Их можно назвать не учебниками по истории региона, а учебниками по истории конкретного народа. Естественно, с комплементарной трактовкой прошлого конкретного этноса, - поясняет он. – Зачастую в них содержится серьезный конфронтационный потенциал.


Общая государственность - общая история?

Безусловно, необходима выработка общего подхода к преподаванию истории в регионах СКФО, формирование единого подхода к созданию новых учебных пособий. И прежде всего, следует обеспечить их соответствие выработанному на федеральном уровне единому историко-культурному стандарту.

Эта тема была поднята в марте в Ставрополе на Совете глав регионов СКФО, по итогам которого Министерство образования и науки Российской Федерации одобрило инициативу, касающуюся создания в округе рецензионного совета по учебникам региональной истории и основам региональной культуры.

- Президент страны поставил задачу создать единую концепцию учебника истории для школ, эта задача выполнена, учебник поступает в школы, с нового учебного года по нему начнется обучение, - отмечает профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ПГЛУ Сергей Линец. - Если же говорить о региональных учебных пособиях по истории родного края, то необходимо посмотреть, как они вписываютс я в контекст этого общефедерального учебника и сделать необходимые выводы. Опыт такого подхода в профессиональном сообществе на Северном Кавказе есть, мы не раз такое делали по вузовским учебникам.

В состав рецензионного совета должны войти по два региональных эксперта, обладающих специальными навыками и знаниями в области региональных истории и культуры. Сегодня также идут переговоры с представителями Академии наук Российской Федерации и Советом ректоров Северо-Кавказского федерального округа на предмет включения в эту работу экспертов из академической и вузовской среды, в том числе федерального уровня.

- Мы положительно отнеслись к этому предложению, – сообщил кандидат исторических наук, профессор, вице-президент Российского Союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа, ректор Пятигорского государственного лингвистического университета Александр Горбунов.  Не секрет, что история региона зачастую рассматривается с точки зрения истории отдельных этносов, и такой подход необходимо преодолеть. История должна правильно отражать интересы российского государства и общества, а не только отдельных его этнических групп. "

Преподавание региональной истории, в конечном счете, должно работать на будущее России, ее единство, укрепление, консолидацию народов Российской Федерации, а не на конфронтацию" - Александр Горбунов.

 

Профессор ПГЛУ Юрий Клычников считает, что к формированию этого органа надо подходить очень взвешенно. Иначе  - быть беде.

 - Зачастую у нас история – это часть политического ресурса, который работает на мобилизацию населения в каждой конкретной республике. И в этих условиях рецензионный совет рискует превратиться в одну из площадок для взаимных обвинений,  - предостерегает он.

Его опасения не разделяет доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и теории государства и права Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Фарман Кулиев.

- В рамках профессионального диалога вполне возможно сблизить точки зрения и выработать объективный взгляд на исторические события,  считает он. – Тем более что наши коллеги на федеральном уровне провели огромный объем работ, который воплотился в единую концепцию учебника истории, и нам следует воспользоваться тем, что уже сделано.

- Конечно, площадку для конфронтации можно создать и на пустом месте. Но сегодня на повестке дня – проблема единства россиян как политэтничной, мультикультурной нации. Очевидно, что без гражданского единства, без объединения на основе общероссийских ценностей – исторических, культурных, политических, ментальных – невозможно движение вперед. И мы просто обязаны сделать все для реализации этой цели, - говорит доктор политических наук, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права ПГЛУ, член Совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, член Комиссии по вопросам миграции Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Майя Аствацатурова.

- В рамках единой концепции вполне реально найти некий паритет, представить позиции наиболее известных отечественных научных школ по разным историческим сюжетам, - считает Майя Аствацатурова. - При этом хочу заметить, что я не историк, занимаюсь современностью. И по поводу современных событий тоже присутствуют разные трактовки. Но компромиссные пути все равно нужно искать. Я вообще думаю, что у нас другого выхода и нет. "

Если говорить о едином пафосе учебников региональной истории, то в них нужно выделять идею общей государственности"- Майя Аствацатурова.
 

Понятно, что она строилась, так сказать, не в белых перчатках,  этим не может похвастаться ни одно крупное государство в мире. Общая государственность, общая история, общие победы – эти объединяющие факторы должны быть выведены на первый план. Надо учить нашей общей российской идентичности.