Накануне глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов принял участие в научной конференции «Имам Шамиль и его эпоха», в ходе которой рассказал об исторической значимости Шамиля и его движения.
«Более выдающейся личности в истории Дагестана, чем имам Шамиль, не было и нет. Это человек, который посвятил себя и свою жизнь защите чести и достоинства своей Родины – родного Дагестана. В конце своей жизни, став подданным российского государства, дворянином, имам Шамиль завещал нам жить в мире и согласии с русским народом и Россией…
Русские и кавказцы собственной кровью освятили в горах Кавказа исторический выбор и общую судьбу наших народов и тем самым обрели единое для всех Отечество, которое мы уже веками вместе созидаем, вместе защищаем. Ярким символом этого единства является культурно-исторический комплекс «Ахульго» – Мемориал общей памяти и общей судьбы, который мы торжественно открыли в этом году. Это первый мемориал, построенный после Кавказской войны…
Еще его современники, в том числе и из непосредственного окружения самого русского царя, признавали Шамиля светлейшей личностью. Мы не можем отрицать его личность, он от природы был наделен железным здоровьем, отличался недюжинной силой, крупным ростом и острым умом. Он хорошо знал свой народ, знал его положение, проблемы, идеалы. Его отличали высокие человеческие и моральные качества, которые сыграли важную роль, когда он стал имамом и предводителем горцев в их борьбе за свою свободу и независимость. Первым накшибандийским мюршидом в Дагестане был Магомед Ярагский, его последователями – Джамалутдин Казикумухский, Кази-Магомед Гимринский, Шамиль и другие. Эти люди посвятили свою жизнь свободе, независимости своей Родины. Имам Шамиль ни разу не высказывался против союза с Россией. Он, как и весь дагестанский народ, искал достойное место в российской истории и российском государстве…
При нем и его предшественниках феодальная верхушка аварских ханов и множество беков были истреблены. От феодальной зависимости в имамате было освобождено 130 тысяч крестьян 220 аулов. В Салатавии восстали против своих феодалов и присоединились к движению горцев жители 26 аулов. Когда армия Шамиля входила в пределы Шамхальства Тарковского, ханств Казикумухского, Кюринского и Мехтулинского, майсумства Табасаранского крестьяне переставали платить подати своим владетелям. Очень часто крестьяне бежали от своих владетелей в пределы имамата…
Имам Шамиль требовал от своих сподвижников соблюдения гуманных норм. О его величии можно судить, если учесть то, что он, как руководитель демократического общества, выработал не просто эффективные, а приемлемые для большинства народа меры. Вся его борьба была направлена на то, чтобы делать своих соотечественников свободными, независимыми и счастливыми. Он хорошо понимал свою задачу в рамках той демократической системы, которую создал. Поэтому сформулировал цели и задачи своего движения, довел их до сознания масс и сумел обеспечить себе поддержку народных масс в течение 25 лет напряженной войны против агрессии колонизаторов. Имам Шамиль не только сам проявлял высокий патриотизм, преданность своему народу, Дагестану, но и воспитал плеяду выдающихся военачальников и администраторов, преданных воинов-патриотов…
Наше прошлое определено было законами того времени, а сегодня Дагестан и Россия – это одна страна и один народ. Мы – граждане единой страны! Отмечу, что сооружая мемориал на Ахульго, мы старались воздать дань памяти горцам и русским солдатам, которые проливали кровь и несли жертвы, но во имя самой главной победы – чтобы мы, россияне, сегодня шли по дороге братства и единства наших народов. Образ Шамиля обязывает нас извлекать из Кавказской войны и деятельности вождя исторические уроки. Нынешние сложные условия экономического и социального развития налагают на нас ответственные обязательства – быть достойными памяти наших великих предков. Это значит, что мы должны обеспечить создание условий для экономического и культурного процветания Дагестана, решения вопросов социальной защиты граждан, единства и сплоченности наших народов, дружбы и единства между населяющими его нациями, сохранение морально-этических достижений наших славных предков…
Имам Шамиль проявил себя и как духовный лидер, и как ученый, и как государственный деятель. На всех этих уровнях он показывал себя выдающейся личностью. Кавказская война стала результатом конкурентной борьбы мировых держав, а горцы в большей степени были заложниками этой борьбы. Противник в этой войне был очень сильным, но горцы сохранили свое достоинство. Имам Шамиль всегда подчеркивал, что дагестанцы должны сохранить свою веру и культуру, при этом быть в составе России.
Духовно-нравственный облик имама Шамиля должен быть для всех нас примером. Даже во время войны он сумел внести множество преобразований в республику. В дальнейшем это дало существенный толчок по всем направлениям развития народов Дагестана. Надо признать, что именно после окончания Кавказской войны, с приходом русских, в нашей республике впервые появилось светское образование. Кроме того, начали активно строиться заводы, фабрики, железная дорога. Таким образом, роль русского народа и России в развитии Дагестана огромна. И поэтому сегодня мы должны беречь духовное единство нашего Отечества, ежедневно сплачиваясь вокруг нашего национального лидера Владимира Путина».