Понятие информационных войн, в их нынешнем проявлении, появилось всего лишь несколько десятилетий назад. Но сегодня уже ясно, что это едва ли не самый эффективный метод ведения «боевых действий». Иначе, такую войну можно назвать психологической. В широком смысле, информационная война – это комплекс действий, направленных на изменение сознания человека, внедрения в него «нужных» установок.
За примерами далеко ходить не надо. Рассмотрим наиболее яркий из них.
Белые каски – черная ложь
4 апреля весь «цивилизованный мир» шокировала новость о якобы примененном сирийской армией химическом оружии в Хан-Шейхуне провинции Идлиб. Западные СМИ, как будто сорвались с цепи, услышав команду «фас». Сообщалось о разном количестве жертв – от 58 до 100, словно они соревновались, кто вызовет наибольший «праведный гнев» читающей, смотрящей и слушающей общественности.
Не будем вдаваться в историю «взаимоотношений» Башара Асада и руководства западных стран. Зачем и кому нужна была эта шумиха. Это отдельная тема. Рассмотрим конкретную «битву у Хан-Шейхуна» в рамках информационной войны.
Отмашку для своры жадных до «жареных» и непроверенных фактов СМИ дали так называемые волонтеры организации «Белые каски». Их репутация, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и подмочена нечистотами настолько, что, пожалуй, от белых касок осталось лишь название. Их уже не раз использовали для информационных фейковых вбросов в отношении САР и РФ, когда сирийская армия освобождала Алеппо. Это те самые, кто «героически спасал» несколько раз одну и ту же девочку от «злых» сирийцев или даже россиян.
МИД России уже обращал внимание мировой общественности на то, что «Белые каски» не стесняются делать откровенно постановочные съемки. Теперь же речь шла о провокации еще более крупной, грозящей вообще сорвать все последние усилия по установлению мира в Сирии.
«Медиацентр Идлиба», куда входят и эти самые «Белые каски», распространил «сенсацию»: будто бы Сирия или даже ВКС РФ применили химическое оружие против мирного населения. Вновь – спекуляция страданиями женщин и детей. Помимо «Белых касок», в этом деле засветилась так называемая «Обсерватория по правам человека в Сирии». Та, что находится в Лондоне и ранее была уличена во лжи и фальсификациях.
Конечно, такая топорная и наглая подделка сразу вызвала протест у специалистов. Некоммерческая общественная организация «Шведские врачи за права человека» обвинили активистов «Белых касок» в создании фейков по Сирии. По мнению правозащитников, запечатленные на видео «спасательные» процедуры проводились на уже мертвом ребенке. «Шприц, использованный для «внутрисердечной инъекции», показанной на теле мертвого мальчика, был пустым или же его раствор никогда не вводился в ребенка», — говорится в докладе специалистов.
Однако, это мнение не получило резонансного и должного освещения, поскольку шло вразрез информационной атаке и имело возможность ее остановить. А «ружье», по «многочисленным просьбам общественности», уже заряжено и значит должно выстрелить. Поэтому, именно «свидетельства» «Белых касок» в Идлибе стали поводом для ракетной атаки США, «во имя демократии», по авиабазе Шайрат сирийских правительственных войск.
Взрыв мозга! Кино как оружие
Информационные войны ведутся не только государствами, но и крупными корпорациями, общественными организациями, религиозными сектами и даже частными лицами.
В ход идет все: «абсолютно правдивые репортажи» с места чудовищных и массовых злодеяний противника (с привлечением тщательно подобранных свидетелей, конечно), сокрытие важных фактов или погружение их в информационную шелуху. При этом само качество репортажей настолько реалистично, что не вызывает у зрителя никаких вопросов. Но именно эта идеальная подача и должна вызывать сомнения. Должны возникать вопросы, особенно по распространяемым в соцсетях «шокирующим» съемкам.
Совсем недавно, интернет-сообщество – блоги, WhatsApp, Instagram, «Одноклассники» и пр. - буквально взорвалось от «документального видео», где российские солдаты расстреливают чеченскую семью в ходе контртеррористической операции.
«Кино», на первый взгляд, очень реалистичное. И этот бьющий по глазам реализм похож на специально оставленную улику, что и заставляет более тщательно рассмотреть происходящее.
Первая и естественная реакция любого неискушенного обывателя - шок, ужас, комок в горле, боль!.. Тяжело. Ведь всякая война - трагедия, ломка судеб, безумие и страх...
Но, давайте переступим через эмоции и проведем небольшое самостоятельное расследование. Для меня лично поводом для «разбора полетов» послужила очень уж благообразная речь «российского» солдата. Прямо слух резануло, когда, знающий практически в совершенстве сопутствующую лексику военных, я не услышал ни одного слова из этого ненормативного перечня (пес женского рода – не в счет). Конечно, аргумент – так себе. Парень мог оказаться из интеллигентной семьи. Но боевые действия накладывают свой отпечаток на любого… Как бы там ни было, появилось сомнение – проверь.
При определенном упорстве удалось найти в интернет-паутине первоисточник этого «шедевра». Им оказалось некое свидомое издание «Патрiоти Украiни». А данный видеоматериал опубликован блогером Олегом Леусенко. Публикация попала в ТОП-25 популярнейших украинских записей. На тот момент, видео просмотрело более семидесяти тысяч человек. Комментарии были вполне ожидаемы, в духе: «Этих уродов надо найти и медленно убивать!».
Никто из «зрителей» не удосужился выяснить, что это не документальная съемка, а фрагмент игрового кино, снятого в рамках французско-грузинского проекта в 2014 году, под названием «Поиск». Режиссер - некий М. Хазанавичус, а в ролях – непрофессиональные грузинские актеры.
«Оказывается, так снимают фильмы. Очень хорошие люди были. Нас предупреждали: не обижайтесь ни на что – это просто фильм, и мы братья и сестры» (перевод с украинского - ред).
Все это было бы смешно, если бы не та самая первая реакция увидевших этот ролик. Видеозапись вызвала широкий общественный резонанс среди жителей Чеченской Республики. Обсуждения в соцсетях стали носить эмоциональный характер. Более того, есть многочисленные высказывания, придающие теме межнациональную и межконфессиальную окраску. Некоторые пользователи Интернета высказывают твердые намерения найти «русского» и расправиться с «убийцей».
Спешу успокоить «мстителей». «Русским убийцей» является актер Максим Записочный. Родился 29 февраля 1988 года (и никак не мог участвовать в указанных событиях в силу своей молодости). Украинец, гражданин РФ. В 2010 году окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого. С 2007-го по 2010 год был ведущим программы Free Time на канале OTV (Украина).
Если войны развязывают, значит это кому-нибудь нужно
Любой фейковый вброс имеет определенную цель: посеять ненависть, ужас, страх. Заставить поверить в то, чего нет, но нужно, чтобы это было, как одно из звеньев в цепи глобальной политики, направленной на оболванивание людей, в расчете на их слепое подчинение «высшим идеям».
В свое время небезызвестный доктор Йозеф Геббельс (не к ночи будет помянут) говорил: «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в нее… Дайте мне средство массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней…»
Похоже, его «научные труды» нашли своих адептов. Вброс ролика - яркий пример «промывки мозгов», рассчитанный на неуравновешенных зрителей. Не зря фрагмент кинофильма сброшен в сети как реальная сьемка – указана даже дата.
Информ-диверсия полностью укладывается в рамки «гибридной войны», снаряды которой ложатся в наши мозги - экстремизм и межнациональная рознь, как следствие – «горячие точки», что в перспективе может привести к развалу России. «Обстрел», на этот раз, прошелся по чеченцам, которых хазанавичусы, леусенки хотят видеть лишь инструментом этой войны. Но они забывают, что мы уже спотыкались об эти «грабли», умеем учиться на своих ошибках и знаем, что и почем.
Противостоять в информвойне можно лишь аргументированным опровержением вбросов и предложением альтернативной точки зрения. Чтобы, по крайней мере, было с чем сравнивать.
Одно лишь беспокоит, что мир может стать настолько циничным, что всем на все станет просто плевать и значение будет иметь только сила...