Анастасия Степанова
Автор

Дагестанские стартаперы ищут деньги в сети

Анастасия Степанова
Автор
05.10.2015

Дагестанские стартаперы зарабатывают в Интернете. Онлайн-сервис по доставке ужинов, гид-путеводитель по туристическим местам республики и агрегатор по выбору подарков. Эксперты отмечают, что такие сервисы дешевы в разработке, но требуют больших денег на продвижение и быстрая прибыль — редкость.

«Кавказ Сегодня» рассказывает о трех проектах, которые уже запустили или готовят к запуску участники дагестанского бизнес-инкубатора «Пери Инновации».

Написат Ахметова, создатель онлайн-сервиса NG Service, получила прибыль от своего бизнеса уже на третью неделю. Выпускница ДГУ, программист по образованию, придумала сервис по доставке продуктов для приготовления на дом.

«Каждое воскресенье наши клиенты получают наборы с продуктами и рецептами на пять ужинов. Продукты свежие, отборные и упакованы по дням недели. Мы предлагаем три меню на выбор: вегетарианское, классическое и меню, основанное на принципах правильного питания. Таким образом, каждую неделю мы готовим 15 новых блюд, причем это может быть тематическая неделя грузинской, мексиканской, европейской кухни, а может быть микс из блюд разных народов. Все блюда готовятся в течение 10-40 минут», — рассказывает Написат.

Онлайн-сервис, через который оформляются заявки на продуктовые наборы, работает с ноября 2014 года.

«Приложение под ios было создано за сутки на хакатоне, который проводили в бизнес-инкубаторе «Пери Инновации». На месте собрали команду: Джабраил — программист, Равганат — дизайнер, Аня — event-менеджер и я, — перечисляет Написат. — У нас очень крутая команда, поэтому мы уложились во времени и сделали работоспособное приложение. Наше приложение отметили как «лучший профессиональный старт».

Сейчас в клиентской базе компании около тысячи человек. Написат Ахметова рассказывает, что это работающие женщины, начинающие домохозяйки и опытные хозяйки, желающие разнообразить меню. Меню правильного питания заказывают жены спортсменов, фитнес-инструкторы и люди, ведущие здоровый образ жизни.

По словам Написат, клиентов удалось привлечь через продвижение в социальной сети.

«Мы не использовали рекламу для того, чтобы рассказать о нашем сервисе. Основной источник продвижения — это наш аккаунт в Instagram. Сейчас наша задача — охватить тот сегмент хозяек, которые не пользуются социальными сетями. Мы уже пробно запустились в Пятигорске, до конца года планируем полностью наладить работу здесь.

Написат Ахметова сама разрабатывает рецепты для классического меню, а для меню по принципам правильного питания — диетолог. Продукты закупают у местных поставщиков. Девушка говорит, что не знает конкурентов в СКФО, которые предлагают подобные сервисы.

Через сеть в Дербент и горы Дагестана

Нариман Рамазанов, соучредитель «Dagestan.Travel», туристического гида-путеводителя по Дагестану, рассказал, что на стартап потратили 200 тыс. рублей: 100 тыс. рублей на создание сайта, еще столько же на первоначальное продвижение. В 2013 году, когда сайт заработал, в Дагестане практически не было аналогов. В команде пять человек, интернет-проектами молодые люди занимались еще с 2007 года как интересным хобби.

«Наша задача — предоставление комплекса информации и услуг, позволяющих получить обширное знание о туристском потенциале Республики Дагестан: культурных, исторических и природных памятниках. Люди, которые постоянно путешествуют, активно пользуются Интернетом. В нашей же республике была слабо развита система онлайн-сервисов, что затрудняет туристу возможность самому организовать отдых», — рассказал он.

В процессе коммерческая идея поменялась: сначала команда хотела зарабатывать на рекламе, но со временем предприниматели стали предоставлять туристические услуги. Сейчас организовывают уникальные туры по Дагестану и проект развивается. Команда планирует продавать туры «все включено» в республику, как это делают развитые туристические страны.

«Идея создания такого сайта пришла, потому что в последние годы в информационном поле России за Дагестаном закрепился статус республики с нестабильной обстановкой и отсутствием всякой туристической инфраструктуры, и мы хотели это опровергнуть и сформировать положительный имидж Дагестана. Наша республика богата уникальными достопримечательностями и самобытной культурой, и мы хотим рассказать об этом всем, занимаясь повсеместным продвижением в социальных сетях, поисковых системах и блогах», — объяснил Нариман Рамазанов.

Сейчас средняя посещаемость сайта зависит от сезона. Летом  достигает 3000 уникальных посетителей в сутки, в остальные времена года это порядка 1000-1500 посетителей в сутки.

Нариман Рамазанов функционально сам разрабатывал сайт, с помощью друзей, участвующих в проекте. За дизайном портал обращался в одну из известных студий Украины.

«После запуска нашего проекта стали появляться аналогичные сайты, но это меня не сильно тревожит. Я думаю, развитие подобных туристических проектов в конечном счете популяризует сферу туризма и отдыха в Дагестане. Кроме того, это не дает нам расслабиться», — отметил молодой человек.

Нариману Рамазанову 27 лет, он окончил Дагестанский государственный технический университет по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и информационных систем», что помогло ему придумать актуальную бизнес-идею и избежать лишних вложений в проект.

Дагестанцы пойдут с подарками за границу

Еще один участник бизнес-инкубатора «Пери Инновации» Марат Магомедов создает вместе со своей командой из четырех человек онлайн-приложение для подбора подарков. Проект уже имеет название — Giftdep, хотя пока готовится тестовая версия приложения. Запуск намечен на конец октября 2015 года.

«Приложение адресовано людям, которые часто выбирают подарки для коллег. Суть — облегчить процесс выбора и покупки подарка. Часто в крупных компаниях за поздравление отвечает HR-менеджер или PR-специалист, на выбор и сбор денег на подарок тратится много времени. Наше приложение облегчает этот процесс», — рассказал Марат Магомедов. Система анализирует предпочтения человека и предлагает подарки на выбор: можно ввести пол, возраст, семейное положение, личные данные именинника, ссылки на его страницы в социальных сетях, и агрегатор выдаст готовые предложения. Также с помощью приложения можно проголосовать за вариант подарка и перечислить деньги.

По мнению Марата Магомедова, приложение будет востребовано за рубежом, сейчас проект работает на русском и на английском языках.

«В первую очередь, мы будем продвигать продукт в США, один участник нашей команды бывает в Америке и анализировал рынок. Там есть онлайн-магазины, которые предлагают некоторые функции, как в нашем приложении, но подобных сервисов мы не знаем. Хотелось бы, чтобы приложение работало и в Дагестане, и в России, но реальность такова, что жители нашей страны пока мало пользуются онлайн-сервисами и онлайн-платежами», — поделился предприниматель.

Команда Марата Магомедова самостоятельно разрабатывает приложение Giftdep, пока финансовых затрат не было, вкладываются только временем. Деньги на продвижение планируются, но стартапер не готов назвать сумму. У Марата Магомедова есть опыт создания мобильных приложений на заказ, 24-летний выпускник Дагестанского госуниверситета народного хозяйства — основатель IT-фирмы DIIT Center, которая разрабатывала коммерческие агрегаторы по доставке еды из ресторанов и детскую патриотическую игру «Собери свою историю» для андроида.

Комментарии экспертов:

Ирина Ерохина, CEO рекомендательного сервиса в сфере развлечений и путешествий по городам России Localway.ru: «Помимо разработки онлайн-сервису нужно раскрутиться и стать известным каждому местному жителю, для этого нужны огромные инвестиции в рекламу и продвижение. При том, что инвестиции окупятся не сразу, нужно несколько лет на то, чтобы люди начали пользоваться сервисом и привыкли к нему. Для этого нужно, чтобы инвестор четко это понимал и не требовал быстрой выручки через полгода после запуска. Если проект начнет продавать рекламу или продвижение объектов внутри себя сразу после запуска, не имея большой аудитории, ничего хорошего не выйдет. У таких онлайн-сервисов нет быстрой выручки, а на создание и раскрутку может уйти много времени и ресурсов. При этом нужно иметь хорошо мотивированную команду, которая четко понимает, как эффективно раскрутить такой сервис, потратив минимум бюджета. Мне кажется, сейчас для того, чтобы запустить и хорошо раскрутить такой ресурс, нужно минимум $2 млн. При этом заработать с него можно в разы больше, если сделать его популярным и заставить пользоваться каждого. Я считаю, что онлайн-сервисы действительно продуктивны и существует еще много ниш для создания интересных и перспективных проектов. Мы создали наш сервис Localway (сайт и мобильные приложения), cовременный путеводитель по городам России, около года назад, потратив массу времени и сил. Мало того, что нужно было разработать огромную систему для пользователей, такую же систему нужно было разработать для редакторов сайта по всей России для того, чтобы они профессионально и качественно наполняли сайт контентом. Плюс ко всему, нужно было разработать отдельную систему и для бизнес-единиц, которые могли бы изменять или дополнять информацию о себе на сайте. Это может показаться с первого взгляда несложным взаимосвязанным функционалом, но на самом деле это огромнейшая платформа, разработка которой заняла больше года упорной работы команды программистов. Помимо всего этого сайт нужно наполнить контентом, профессионально собранным и качественным, иначе такой сайт никому не будет нужен. В России пользователи очень неохотно сами что-то заполняют, поэтому надеяться на то, что пользователи наполнят сайт контентом, напишут о своих любимых местах, добавят фото ко всем объектам, совершенно не стоит».

Александр Вашкевич, руководитель социальной сети WebRazum.com: «Онлайн-сервисы постепенно становятся основой Интернета. Развитие возможностей в области программирования и разработки веб-проектов привело к тому, что всемирная паутина из чисто информационного ресурса трансформируется в сферу обслуживания. Свою роль в этом процессе сыграла кажущаяся доступность создания собственных интернет-проектов, и прежде всего финансовая сторона этого вопроса. Для начала нужно на самом деле немного — домен, хостинг. И можно стартовать. Но на деле все оказывается куда сложнее: сеть — конкурентная среда и вложений требует достаточно больших. Их верхняя планка, в принципе, не ограничена и зависит только от амбиций человека. Можно вкладывать ежемесячно небольшие суммы и получать постепенное развитие проекта, а можно сразу вложиться по полной и получить мощную отдачу. Или не получить. Чем больше денег использовано единовременно, тем сложнее корректировать курс развития и, соответственно, тем выше риски. Сложность как раз и состоит в том, чтобы подобрать оптимальную сумму вложений, которая позволит, с одной стороны, не топтаться на месте, а с другой не приведет к банкротству в случае малейшей ошибки. Грамотное развитие проекта должно быть, прежде всего, комплексным. Использовать нужно все доступные каналы — контекстную рекламу, SEO, продвижение в социальных сетях, вирусный маркетинг. Вот только пропорции их применения должны быть разными. К примеру, развлекательный сервис эффективнее развивается при активном использовании социальных факторов — лайков, репостов и т.д., а интернет-магазину лучше сконцентрироваться на клиентах из поисковых систем. Однако самое важное в раскрутке онлайн-сервисов —- это понимание курса развития, как собственного, так и всего Интернета в целом. Можно сделать крутое приложение, которое скачают миллионы человек, но если не заниматься его развитием, не улучшать функционал, не править баги и не прислушиваться к потребностям целевой аудитории, эти миллионы точно так же без колебаний удалят программу. Нынешняя ориентация Интернета на сервисы требует, прежде всего, качественного развития любого проекта. Жаль, что очень многие разработчики этого не понимают и продолжают ориентироваться на количественные показатели».

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), объем рынка интернет-сервисов и контента в России в 2014 году составил 1 трлн. рублей, из них 645 млрд. рублей пришлось на электронную коммерцию. Рост этого сегмента составил 42% по сравнению с 2013 годом. Эксперты признают рынок растущим. Онлайн-сервисами в стране пользуются около 25 млн. человек.
При этом офлайн-торговля в России упала на 8% в 2014 году, а в текущем кризисном году аналитики пророчат спад продаж на 20% в торговых комплексах.