Армина Айрапетян
Автор

Александр Касаткин: «Военные фильмы стали аттракционами»

Армина Айрапетян
Автор
03.05.2017

4 мая на больших экранах появится новая полнометражная картина режиссера Александра Касаткина «Три дня до весны». Фильм, снятый киностудией «Ленфильм» к 72-летию со Дня Победы, станет подарком всем ветеранам войны и просто жителям нашей великой страны. В интервью «Кавказ Сегодня» режиссер Александр Касаткин рассказал, какие они - эти «Три дня до весны».

- Совсем скоро российские зрители смогут увидеть кинофильм «Три дня до весны». Расскажите о картине. О каких трех днях идет речь?

- Фильм о трех днях, наверное, самого тяжелого времени в истории Ленинграда, нынешнего Санкт-Петербурга. Картина рассказывает о зиме 42-ого года, о самых тяжелых блокадных днях. Фильм повествует о некой контрдиверсионной операции сотрудников контрразведки. В общем-то, это рядовая ситуация, которых в те времена было великое множество, но, тем не менее, каждая операция была сопряжена с принятием очень сложных решений, жизненных ситуаций, коими как раз и наполнена наша история. «Три дня до весны» - рассказ о переживаниях и неоднозначных ситуациях блокадного периода.

- Как и у кого возникла идея снять подобный кинофильм? Как вы пришли в картину?

- Идея возникла не у меня и не внезапно. Она существовала довольно давно. Был сценарий Аркадия Высоцкого, который на студии «Ленфильм» уже достаточно давно хотели реализовать. Мне просто сделали предложение принять участие в работе, я почитал сценарий, и мне эта история очень понравилась. Поэтому я с радостью взялся за нее и совсем не жалею об этом.

- Говорят, что война затронула каждого жителя нашей необъятной родины, каждую семью. Насколько тема блокады Ленинграда близка вам. Пережил ли ее кто-то из ваших близких?

- Нет, никто из членов моей семьи не пережил эти трагические события, но я не понаслышке знаю о работе сотрудников противочумной службы, о которых в фильме идет речь. Мой дед, бывший эпидемиологом в годы войны, много рассказывал о сотрудниках противочумной службы, о том, как они боролись за жизни людей, выполняли свою работу, несмотря ни на что. Поэтому мне эта тема близка и, конечно, не оставила равнодушным.

Что касается блокадников, бабушка Кирилла Плетнева, исполнившего главную роль в картине, пережила эти чудовищные события. Поэтому и он подошел к работе по-особенному.

- Наряду с Кириллом Плетневым, в картине в главной роли снялась и Елена Лотова. Насколько сложно было подобрать актеров, ведь для исторических кинолент непросто найти подходящих людей?

- Да, это действительно так. Ну, собственно мы посвятили этому почти два с половиной месяца. Помогала нам Татьяна Комарова, которая уже давно занимается подбором актеров. Она в общем-то известна тем, что с Алексеем Германом много работала... И с Таней мы очень дотошно работали, выбирали людей. Здесь очень важна фактура лиц, чтобы они соответствовали эпохе… К счастью, нам удалось найти их.

- При создании ленты вы также уделили особое внимание музыкальному оформлению. Если я не ошибаюсь, музыкальное сопровождение было записано с симфоническим оркестром Мариинского театра… Насколько это важно с точки зрения режиссуры? Какова роль музыки в историческом, военном кино?

- Мы старались передать эмоции, чувства людей, атмосферу того времени. Вы знаете, если сейчас говорить о современных картинах, посвященных военным годам, то в большей степени это просто аттракционы, следующие этой теме - война... Для нас такой подход был неприемлем. Мы очень много работали с блокадниками, которые нам рассказывали свои истории, делились эмоциями и чувствами. В общем-то, два месяца близкого тесного общения внесли многое в конечный результат.

- Увидим ли мы кого-нибудь из них в картине?

- Нет. Они ведь уже глубоко пожилые люди. Достаточно было и их общения с нами, за что им большая благодарность.

- Насколько исторические фильмы сегодня пользуются успехом у зрителей, в частности у молодежи?

- Ну, наверное, это нужно спросить у молодежи. Это вопрос не ко мне (смеется). В целом же, еще раз повторюсь, для молодого поколения сейчас больше делается не кино, а некий аттракцион. Военные фильмы стали аттракционами. Историческая же достоверность в коммерческом отношении мало кого интересует, что, разумеется, огорчает. Мы же, в общем-то, пошли здесь против течения и бьемся как раз за достоверность и в сюжетно-событийном плане, и в плане деталей, которыми наполнена картина.

- Где проводились съемки? В Ленинградской области?

- Да, конечно. Съемки проходили и в Кронштадте, и в Гатчине, и в Всеволожском районе Ленинградской области. Многие места мы восстанавливали по блокадным фотографиям.

- То есть зритель увидит город таким, каким он был тогда?

- Именно. Блокадникам мы картину уже показывали, получили от них подтверждение того, что наши усилия не напрасны, и мы достигли отличного результата, смогли передать достоверно события тех дней.

- Премьера уже совсем скоро. Где вы будете находиться в это время?

- Как говорится, работа не ждет, поэтому не могу знать. Мы сейчас в Крыму, уже трудимся над следующим проектом, который, надеюсь, тоже получится интересным.

- А что снимаете, если не секрет?

- Не секрет. Снимаем мы очередное историческое кино. На этот раз в картине описывается одна из страниц истории ГУЛАГа.

- Думаю, эта картина будет пользоваться не меньшим успехом, чем фильм «Три дня до весны», о котором так много говорят еще до его официальной премьеры.

- Надеюсь на это!

- Спасибо большое, и творческих успехов!

- Вам тоже спасибо!