Бока Улемов
Автор

Харизма без сигареты

Бока Улемов
Автор
19.04.2017

В мире по причине курения ежегодно умирает несколько сотен тысяч человек. В России, подорвав свое здоровье табакокурением, ежедневно уходят из жизни несколько сотен наших сограждан. На Северном Кавказе, в частности, статистика также неутешительная. Казалось бы, это грозное предупреждение, а гомо сапиенс продолжает дымить и отравлять себя и окружающих. 

С одной стороны, табачные акцизы, дают государству огромный финансовый доход, с другой - болезни и недуги 40-миллионой армии курильщиков в Российской Федерации, на лечение которых уходит в несколько раз больше денег. Впору говорить о системном сбое, но не в плане управления, производства и приоритетных задач государственных институтов, а в мышлении людей, качестве их жизни. Именно повышение качества жизни способно минимизировать моду и потребность в запахе табака.

Сильнейшей мотивацией для молодежи в вопросе курить или не курить является пример старших товарищей,  он вызывает синдром подражания. В СКФО, безусловно, пример спортсменов, чемпионов мира и Олимпийских игр, известных ученых, деятелей культуры, крайне важен для антитабачной рекламы. Подросток, разглядывая себя украдкой перед зеркалом, обнаруживая первые признаки бицепса на руке и первые кубики пресса, желает стать красивым, умным, сильным и здоровым. И он следует за образами своих героев. И если они не курят, это просто здорово, значит тысячи молодых людей, не сделают пагубный шаг в сторону табачного киоска.

В Ингушетии, которая в нынешнем году отмечает 25 лет со дня возрождения своей государственности, за эти четверть века в плане борьбы с курением показала хорошие результаты. Надо сказать, в самом укладе горцев публичное курение всегда вызывало осуждение и порицание, и это было эффективным ограничителем количества заядлых курильщиков. Между тем годы индустриализации, ученые и поэты с сигаретой в руках, эстрада и кино приучили нас к роли курильщиков. С годами сложилась, а затем и сохранилась в психике постсоветского человека парадоксальная установка: курение смертельно опасно, но мне лично  можно и подымить. Возможно, свою роль играет наша всеобщая любовь к «авось», этот социальный «пофигизм».

Но вернемся к личностям. К счастью, в Ингушетии в самые трудные  годы ее становления, когда и нервы должны были сдать и народ бы понял, никто из первых лиц не курил. Генералы, люди с насыщенной военной биографией Руслан Аушев, Мурат Зязиков, являясь первым лицами региона, не курили. Не курит и нынешний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, личным примером пропагандирующий  пользу спорта и физической культуры.

Казалось бы, риск, что пришлось пережить им на службе, делал естественным это противоестественное пристрастие к сигарете, но они опровергли   подобные представления делами и поступками. В Ингушетии, согласно нашим сведениям, не курят председатель Народного собрания РИ, председатель правительства республики, Конституционного суда и ряда других ключевых структур и служб. Позитив? Без сомнения.  Крайне важно, чтобы всякая харизматическая личность была показателем здорового, активного, продуктивного стиля жизни, ведь их часто копирует подрастающее поколение.
Насколько нам известно, почти все главы  субъектов Северного Кавказа, в том числе и полномочный представитель Президента РФ в СКФО  Олег Белавенцев, не курят.

Одним словом — сигарета в зубах становится все более редким явлением, чем 10-20 лет назад.  Но на уровне менее высокопоставленного начальства, среди министров, директоров, руководителей фирм и т. д. некоторая часть публичных деятелей  продолжает дымить. А ведь за их спинами многочисленные коллективы. Возможно курение — это действительно аналог наркотической зависимости, болезненная привязанность психологического типа. И в стрессовых ситуациях многие граждане просто не могут и дня прожить без этой короткой конструкции с небольшим фильтром.

Кстати, если раньше по употребляемой табачной продукции можно было определить социальное положение  людей, то сегодня в этом плане  почти «демократия». Трудясь в былые времена где-нибудь на заводе «Электроинструмент» в Назрани, в трамвайном депо Владикавказа, на портовых причалах Махачкалы или полях Ставрополья, простой рабочий отдавал предпочтение скромным папиросам типа «Прима» или атомный «Беломор», а вот начальник   артистично доставал из кармана «престижные» «Ростов» или «Космос». А в 2017 году все равны в плане травли собственных легких. Страшные картинки на упаковке сигарет встречают олигарха и грузчика, и оба, не смущаясь, курят пресловутый «Парламент».

Илез Матиев, журналист,  член Союза писателей Республики Ингушетия:

«Я убежден, что курение необходимо искоренить не только из кавказского образа жизни, но и  из жизни всех россиян. Ничего кроме болезней и ущерба в этой привычке нет. На Кавказе человек с сигаретой воспринимается сегодня негативно. Люди начали понимать высокую цену хорошего здоровья».

 

 

Маркетологи и остальные рыночные эксперты отмечают, что упомянутые нами  акцизы на табак — одна из важных статей доходов госбюджета. В перспективе, если мы будем продолжать курить и не вымрем под никотиновым гнетом, в 2017 году их увеличение принесет казне гигантские 35 млрд рублей, в 2018-м — 82 млрд, в 2019-м —126 млрд. Правда никто не хочет точно подсчитать, во сколько обходится лечение онкологии, связанной с этой пагубной привычкой, скольких  экономических, интеллектуальных, моральных резервов и возможностей лишается наша страна и регионы из-за пристрастия к табаку.

Не случайно ведь многие страны мира, построившие конкурентоспособную экономику и сумевшие  обеспечить высокий уровень жизни населения, очень жестко пресекают саму возможность курения. Отчасти есть и дифференцированный подход, но в этом нет негатива – можно использовать полезные наработки других государств, ради здоровья собственной страны.

В ряде стран Запада и Южной Америки работодатели дают премию тем, кто бросил курить, плюс к этому, к отпуску работника прибавляются часы, которые их коллеги тратят на перекур! Это не везде, но идея, на наш взгляд, замечательная. Давно и эффективно борются с распространением курения в Швеции, Норвегии и Финляндии. В Королевстве Бутан курить в общественных местах запретили еще в XVII веке, а в 2004 году к этому добавился еще и запрет на торговлю табаком на территории страны. Легально сигареты в Бутане вообще не продаются. А за нелегальную торговлю сразу сажают в тюрьму: на три года за покупку или продажу и на 5 лет за контрабанду. Причем с января 2011 года к тем, кого заподозрят в контрабанде сигарет, полиция может прийти с обыском без ордера и предупреждения.

Житель Бутана  может  купить сигареты, только съездив в другую страну. Домой можно привезти не более 200 штук, причем за каждую сигарету придется заплатить на границе 100% пошлину. Курение допускается только при наличии кассового чека, который подтверждает, что табак куплен вами и в другой стране. Если вы турист, пусть даже и с Северного Кавказа, сигареты с собой привезти можете, но если вы угостите ими местных товарищей - и хозяев и гостя оштрафуют на несколько сотен евро.

В процветающем Сингапуре действуют одни из самых жестких среди развитых стран ограничений на курение. Десять лет назад некурящей зоной объявили все рестораны и клубы, обязав владельцев оборудовать для курения отдельные комнаты. В 2009-м к черному списку добавились детские площадки, открытые рынки и парковки. В этом же году в Сингапуре ввели новые правила импорта сигарет: теперь беспрепятственно ввезти в страну можно всего одну распечатанную пачку. За нарушение правил в плане курения действуют очень высокие штрафы.

Россия страна большая, со своей спецификой, тем не менее, мы видим, что начатая пару лет назад антитабачная компания принесла  хорошие результаты. Особенно  правильным был запрет на курение в общественных местах, в учреждения, в учебных заведениях и т. д. В любом регионе Российской Федерации, разумеется, и в СКФО, именно публичная демонстрация пагубной привычки наносит сильнейший моральный вред. Согласитесь, насколько нелепо и двусмысленно смотрится человек солидных лет в тюбетейке или папахе, который смолит этот несчастный окурок. Пытаясь еще и изобразить при этом  некую набожность, такой персонаж выглядит убого. Малопривлекательны и те, кто в очках и шляпе, представляя классический образ интеллигента, источает запах табака и демонстрирует желтую улыбку. Надо понять, что  субкультура зажигалок, пепельниц, мундштуков и остальной сопутствующей никотину атрибутик уходит в прошлое.

Конечно, государство сегодня, как и регионы, не в силах враз ликвидировать табачную угрозу. Здесь имеют значение множество сложнейших социальных и экономических факторов. Прямой запрет незамедлительно усилит количество контрабандных поставок и разного рода табачных подделок. Недавно вице-премьер России Александр Хлопонин заявил, что около 2% табака в России находится в нелегальном обороте.

«Сегодня, по легальным данным, у нас в нелегальном обороте находится около 2% табака. Количество акцизов, которые мы собираем, равно 460 млрд руб. При этом рост объемов производства в Армении, Белоруссии, Казахстане, который мы не видим. Мы не видим оборота табачной продукции на территории России, проследить не можем», — сказал Хлопонин.

 

 

Он также подчеркнул, что за три года правительство недополучило табачных акцизов на сумму в 120 млрд руб.
Да и в табачной промышленности, и в связанной с ней инфраструктуре сегодня работают десятки тысяч человек, вмиг отрезать их от источника дохода без всякой профориентации невозможно.

Но возможно и необходимо свести к минимуму количество детей и подростков, «взрослеющих» с помощью табачного дыма. Усилия в этой области не пропадут даром. Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», действующий в настоящий момент, дал основу для оптимизма. Благодаря комплексу мер — ограничению курения в общественных местах, запрету рекламы, спонсорства и т. д. — за последние годы удалось снизить количество курильщиков в России на 8-10%.

В планах нашего государства — ужесточить требования к курильщикам, и это радует. Новая антитабачная концепция, составленная по поручению главы Минздрава Вероники Скворцовой, рассчитана на ближайшую пятилетку. Главная цель документа – снижение к 2025 году распространенности потребления табака до 25%. И очень важный пункт: запрет на продажу табака людям, родившимся после 2014 года, даже по достижению ими совершеннолетия. Такой запрет может начать действовать в 2033 году. Это, безусловно, поможет избавиться от табачной зависимости тысячам людей, которые сегодня совсем в юном возрасте, а став взрослыми, не станут испытывать потребности в никотине. Предусмотрены и другие резкие ограничения на возможность курения на территории Российской Федерации. И это не утопия, не радужные прожекты – это реальная, бескомпромиссная работа по спасению  человеческих жизней. Надо что-то делать.

Порядком подзабытый сегодня писатель и публицист, автор некогда знаменитого романа «Что делать?» Николай Чернышевский как-то писал: «Когда речь идет о принудительных мерах для предотвращения вреда, то ясно само собою, что не годится предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного». В отношении борьбы с курением подобной ошибки и случиться не может. Всякая строгая мера, ограничивающая всякую возможность курения, – полезна.

В свое время, следуя инерции прошлого, построили в Ингушетии табачную фабрику «Троя», выпустили первую партию продукции, но по ряду причин производство не получило дальнейшего развития и стала своеобразным предупреждением для бизнеса – надо ориентироваться на выпуск полезной продукции для людей и предоставление полезных услуг.

В СКФО самый низкий процент курящих женщин. Естественно это связано с устойчивыми традициями, обычаями, общественным мнением. И вот эти регуляторы, способствующие  здоровью прекрасных дам, должны работать в отношении всех жителей СКФО. Ментально курение должно однозначно  восприниматься как болезнь, психическая, физическая, какая угодно. Некрасивая и постыдная болезнь. Нынешним поколениям, с многолетним опытом  глубокой затяжки, бросить курить трудно, но  раз и навсегда оградить молодежь от этой беды вполне можно и нужно.

Регионам СКФО надо объявить соревнование на максимальное снижение количества людей, которые тратят семейный бюджет на подрыв собственного здоровья. Пусть это станет окружной целевой программой СКФО на грядущие пять лет. А лучше - все десять.