Юлия Зайкова
Автор

Тотальный диктант-2017. Пришел, услышал, написал

Юлия Зайкова
Автор
11.04.2017

В минувшую субботу в 866 населенных пунктах в 71 стране прошла акция «Тотальный диктант» по русскому языку. На территории России специальные площадки были открыты в 585 населенных пунктах, диктант охватил практически все регионы страны. Северо-Кавказский округ не стал исключением – здесь образовательная акция прошла на 35 площадках.

На земле и в небе

Диктант писали в самолетах, поездах, на улицах и даже на станциях Российской антарктической экспедиции. В этом году впервые к акции присоединились княжество Андорра, а также города Сидней (Австралия), Майами (США), Страсбург (Франция), Одесса (Украина).

Регионы Северного Кавказа активно включились в проведение диктанта. Дагестан подготовил семь площадок, три в Махачкале и по одной в Дербенте, Каспийске, Южно-Сухумске и Избербаше.

В Северной Осетии было открыто три площадки во Владикавказе и одна в библиотеке им. Пушкина Моздокского района республики.

В Ингушетии на площадке в школе № 1 в Назрани поучаствовать в акции планировали не только студенты, простые жители, но и представители органов власти.

Кабардино-Балкария встречала участников диктанта в двух вузах – Кабардино-Балкарском государственном университете и аграрном университете в Нальчике.

В Карачаево-Черкесии акция впервые прошла в старейшем вузе республики – государственном университете имени Умара Алиева.

В Чечне для диктанта подготовили восемь площадок, перед началом акции волонтеры проводили познавательные мероприятия.

В Ставрополе в этом году количество площадок увеличилось втрое – проверить грамотность можно было в 12 местах города. Специальные площадки были организованы для иностранных студентов, кроме того, организаторы позаботились и о родителях с детьми – на одной из площадок текст читала аниматор в костюме единорога.

В Пятигорске «Тотальный диктант» прошел на двух новых площадках – Северо-Кавказском институте РАНХиГС при Президенте РФ и в Пятигорском техникуме экономики и инновационных технологий.

Текст диктанта читали филологи, преподаватели вузов, депутаты, артисты, звезды кино и телевидения, музыканты.

Что самое привлекательное в «Тотальном диктанте»? Наверное, его неформальность, ведь это единственный экзамен, за двойку по которому не будет ругать мама и преподаватели. Инициатива студентов Новосибирского государственного университета за 14 лет выросла в полномасштабную международную акцию, и с каждым годом она все «тотальней».

Тексты для диктантов в разные годы создавали Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Дина Рубина, Захар Прилепин и другие известные писатели. В этом году автором стал Леонид Юзефович. Как признался литератор, написание текста к акции стало для него прекрасной возможностью признаться в любви своей Родине и трем городам, оставившим след в его судьбе, – Санкт-Петербургу, Перми и Улан-Удэ.

Пятигорск. Северо-Кавказский институт РАНХиГС при Президенте РФ. Аудитория 11

Мои ожидания увидеть на диктанте одних студентов не оправдались, примерно половину аудитории составили люди от сорока и старше. Многие приходили парочками – подружки, супруги, отец с дочкой. Одиночки, рассевшись за парты, тоже образовали дуэты.

«Впервые наш институт стал площадкой для тотального диктанта. Любой узнавший, что здесь проводится диктант, может подойти и принять участие. Документы не нужны, даже имя и фамилию в диктанте указывать не обязательно, можно придумать прозвище и пароль, по которому вы сможете узнать результаты на сайте. В этом году, по оценке экспертов, диктант немного проще, чем в прошлом, с точки зрения и орфографии, и пунктуации, поэтому будем надеяться, что отличников будет больше», - рассказывает декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института филиала РАНХиГС при Президенте РФ Оксана Ступникова.

Наш «звездный диктатор», как шутливо именуют гостей, приглашенных для диктовки текста на площадках акции, - председатель городской думы Людмила Похилько.

Совсем как в школе - сначала слушаем текст целиком, затем предложение целиком, а потом по частям, уже под запись. Когда все всем, наконец, стало понятно, приступили к написанию диктанта.

На час аудитория превращается в типичный школьный класс. Кто-то шепотом повторяет написанную строчку, кто-то просит подсказку у соседа, обязательно находится тот, кого вся эта шумная возня раздражает, и он громко требует соблюдать тишину. Отстающие переспрашивают окончание предложения. «Если отстали, поднимаем руку», - строго поправляет их наш сегодняшний учитель.

Текст показался несложным, но со своими особенностями и очень красивым. Только теперь я осознала, насколько отвыкла писать на листе бумаги – неровным почерком, без четких печатных букв и автоисправлений компьютерного редактора.

Когда диктант закончился, «ученики» даже вздохнули с сожалением, как-то быстро завершилось наше возвращение в школьные годы. Авторское исполнение текста услышать все-таки удалось, видео наконец запустилось. После заключительных слов все услышали такое родное: «Сдаем листочки на проверку!»

Почему люди идут на «Тотальный диктант»? Среди участников акции много педагогов, которые хотят удостовериться в своей «профпригодности». Есть просто любопытные, не особо рассчитывающие на хороший результат. Конечно, здесь много молодежи, некоторые ребята приходят на диктант несколько лет подряд, готовятся к нему, чтобы, наконец, получить долгожданную «пять». Были среди участников отец с десятилетней дочерью. «Самая молодая из присутствующих», - хвастался мужчина. Он не просто привел девочку на диктант, а сел и написал его вместе с ней, чтобы подать пример и потом вместе обсуждать ошибки.

Организаторы акции выступают не просто цензорами, отсеивая грамотное население от безграмотного, а предлагают улучшить свои знания. За несколько месяцев до начала на сайте диктанта появляются онлайн-уроки, а в вузах городов открываются бесплатные курсы по русскому языку.

Эта легкость, некая развлекательность вперемежку с обучением и пропагандой грамотности выгодно отличается от набивших оскомину ЕГЭ. Поэтому все больше людей с каждым годом приходят написать диктант – проверить себя, похвастаться «пятеркой», вернуться в детство.