Информационно-аналитический портал Кавказ Сегодня

Трамвайный силуэт на фоне снежных вершин

С наступлением лета многие люди мечтают отправиться  на Канарские острова, Мальдивы, египетский Шарм-эль-Шейх или на Черноморские курорты. А у меня только две малодоступные мечты. Первая — очень необычная – с детства мечтаю постоять босиком на Луне или другой планете, лично, пятками по поверхности постучать,чтобы самому  убедиться, что ученые правду нам сообщают. А вторая  мечта – прокатиться в старинном вагончике трамвая из моего детства.

Первая встреча с трамваем у нас состоялась во времена СССР,  в Грозном, тогда столице ЧИАССР. Вечером старшие брали нас с собой на прогулку и поездку по ночному городу. Замечательные ученые, профессора, они занимали тесным кругом места в трамвае и вели неспешную беседу о мире в себе и мире вокруг себя. В трамвае своя неповторимая в других транспортных средствах атмосфера. А нам, людям, заставшим эпоху перемен, трудно представить настоящий город без этого удивительного механизма на стальных колесах.

В Сан-Франциско, расположенном на американском Западе, когда едет трамвай, вот уже более века курсирующий  среди старинных домов, слышится своеобразное жужжание – он перемещается за счет троса, который находится неглубоко под землей, в расположенном между рельсами желобе. Этот трос непрерывно движется.

Все кабельные трамваи Сан-Франциско относятся к категории национальных памятников США. Уникальные национальные памятники, которые двигаются. Разумеется, все туристы, посетившие данный город, не упустят возможность в нем сфотографироваться. Вот и оказывается, что устаревшие на первый взгляд идея и модель стали важнейшей частью туристической индустрии.

На Северном Кавказе, в частности в Ингушетии, есть много своих достопримечательностей. И республике нет смысла повторять чужие «изюминки», дабы привлечь гостей и удивить знатоков. Для Ингушетии, которая многие вещи и проекты реализует на практике впервые, существует отличная возможность взять самое передовое, интересное, перспективное, проверенное. И это правило подходит для трамвайного ряда.

Недавно, перебирая научную периодику, наткнулся на сообщение газеты «Московские ведомости» от 27 марта 1906 года. Давно это было. Прочитал следующее: «Открылось движение трамвая по Тверскому и Никитскому бульвару. Теперь от Арбатской площади можно без пересадки ехать до Сокольников». Сто лет назад для столицы нашей страны  это было уже обыденным явлением, рабочим моментом в истории трамвайной жизни. А для Ингушетии — здесь все с чистого листа, тем и увлекает эта задумка.

В прошлом году между мэрией Магаса и крупнейшим Российским заводом «Уралтрансмаш» было подписано соглашение о сотрудничестве по разработке суперсовременного трамвая. И вот, буквально на днях, в Магасе глава города Беслан Цечоев встретился с заместителем директора Александром Мирошкиным и заместителем главного конструктора Андреем Алферовым. Речь шла о запуске суперсовременного трамвая в столице Ингушетии.

По словам Цечоева, благодаря введению трамвайного маршрута жители Магаса могут без проблем доехать до нового автовокзала, что решит многие проблемы, связанные с общественным транспортом, который ездит не по графику. Специалисты  транспортной логистики считают использование многофункционального трамвая продуктивной идеей для динамично развивающейся столицы.

Для компактной Ингушетии с ее растущим парком частных автомобилей и количеством пробок на дорогах появление трамвая, который возьмет на себя часть пассажирского потока в столицу и обратно, — дело полезное. К тому же, сказать правду, после 19.00-20.00 всякое «путешествие» между муниципальными образованиями республики резко снижается – частные извозчики уходят с маршрутов, спасет вас только обычное такси, а это уже ночной тариф. Современный трамвай,  работающий с 8.00 утра до 9.00 вечера, двигающийся на фоне красивых, белоснежных вершин Кавказского хребта в Город Солнца – Магас, имеет все шансы стать популярным транспортом.

Индустриальный строительный ландшафт Ингушетии ежегодно изменяется, появляются новые микрорайоны, увеличивается плотность  населения на один квадратный километр. Пассажиры у трамвая будут, главное, чтобы трамваи были. Удивительно, но у данной задумки много критиков. Возможно, это психологическая неготовность жить по-новому, и перемещаться из пункта «А» в пункт «Б», находясь среди других людей. Выросло целое поколение людей, видевших окружающий мир только из салона автомобиля. Но это пройдет, ведь к хорошему, как известно, человек привыкает быстро. Частные автомобили просто не помещаются на городских улицах, через одну пятилетку нам, вероятно, придется  вводить квоты на автомобильное движение.

Кстати, у других регионов СКФО есть свой, замечательный опыт трамвайного дела, страницы истории, свидетельствующие о  социальной, ментальной важности наличия этого самого уникального вида общественного транспорта. На нем нельзя свернуть в переулок, его нельзя угнать и перепродать, у него не спускают колеса, им великолепно может управлять прекрасная леди, тем более, что ныне количество женщин, управляющих транспортом, в Ингушетии стремительно растет. Трамвай – явление замечательное, экологически чистое, это исключительно городской атрибут. И нам есть, на что посмотреть у соседей по СКФО, взять все полезное.

В прошлом году в Пятигорске наблюдали необычный трамвай. Его украшала фотоэкспозиция, посвященная  истории Ставрополья и России. В вагоне работал бесплатный Wi-Fi и народ с планшетами и смартфонами мог узнать интересные факты истории Ставропольского края.
Напомним, что пуск трамвая в Пятигорске состоялся 1 сентября 1903 года, а пассажирские перевозки начались в мае 1905 года.
В настоящее время в городе функционируют восемь маршрутов общей протяженностью в 153 километра. Трамвайный парк насчитывает несколько десятков единиц подвижного состава. За все минувшие годы трамваи Пятигорска перевезли десятки миллионов пассажиров.

В Ставрополе, еще на заре прошлого века, намечалось проложить один  двухколейный путь и десять одноколейных трамвайных путей. На 26 остановках планировалось построить посадочные площадки-павильоны. А трамвайные вагоны закупить в Англии и Германии. Однако начавшаяся Первая мировая война эти планы разрушила. Кто знает, может сегодня в этом замечательном городе бегал бы свой сказочный вагон, не уступающий  яркостью  трамвайчикам Сан-Франциско?

В наш технологичный век в Ставрополе периодически обсуждают вопрос запуска скоростного трамвая. По словам специалистов, для этого нужна полоса отчуждения и продуманный проект, который определит подобные маршруты между новыми микрорайонами и населенными пунктами. Быть или не быть трамваю или его транспортному аналогу в Ставрополе — покажет время.

Увы, ушел в историю красавец грозненский трамвай, стартовавший еще в 1932 году.  Эти окрашенные в красный цвет с белыми или желтыми полосами «дома на колесах» остались в памяти тысяч людей. В столице нынешней Чеченской Республики в известные времена действовала обширная, охватывающая большую площадь трамвайная сеть. Она была проложена с учетом главных направлений пассажирского потока, соединяла промышленные зоны и муниципальные центры. В 1994 году городской общественный транспорт перестал  возить людей. А десять лет назад демонтировали последний трамвайный рельс. Старожилы Грозного с грустью вспоминают те времена, когда романтика трамвайных поездок радовала молодежь и детей. Может быть, трамвай и вернется в Грозный как часть определенного технического проекта или подарка частного инвестора. Точного ответа на этот вопрос у нас нет, но есть надежда.

Учитывая, что трамвай всегда являлся визитной карточкой Владикавказа, в РСО-Алания ставят задачу не только сохранить его на городских улицах, но и расширить трамвайную сеть. В наше время экономических кризисов  это наиболее дешевый вид транспорта, который доступен для широких слоев населения. Маршрутные такси не всегда выручают, а отдельное такси не всем по карману. Между тем для многих горожан трамвай – неотъемлемая часть их представлений о городской жизни, часть культурных ценностей и традиций настоящего времени.
Кстати, городские власти Владикавказа  недавно сделали  подарок для женщин. В Международный женский день все мамы, невесты, сестры бабушки, студентки, комсомолки и красавицы имели возможность бесплатного проезда на этом общественном транспорте.

Задумываются о трамвайном перестуке колес и в Дагестане. По оценке строителей и архитекторов, Махачкала становится в ряд крупнейших городов Юга России, и здесь надо искать варианты для развития общественного транспорта. Аналитики предлагают рассмотреть вопрос скоростных автобусных линий с салонами большой вместимости, либо обратить внимание на скоростной трамвай. У последнего цена реализации проекта высока, но впоследствии - дешевле эксплуатация.

Конечно, как говорят мудрые старики на Кавказе, «ноги надо вытягивать по длине одеяла». Смотреть экономическую составляющую подобных планов. Во сколько это обойдется, как будет содержаться, какие проблемы поможет решить. Каждый регион СКФО определит, нужен ли  трамвай  в  нынешний стремительный век дронов, робототехники и ежедневных массовых пассажирских перевозок. Во всяком случае, в Ингушетии,  развивающей свою инфраструктуру, очевидны хорошие перспективы.

О судьбе трамвая размышляют, понятно дело, и за пределами СКФО. Во многих регионах России люди стараются сохранить этот общественный транспорт, оптимизировать его работу. На днях в Саратове областное правительство пообещало не допустить остановки трамваев и троллейбусов, так как городской электротранспорт очень востребован населением. Вместе с тем устаревшие модели будут сниматься с линии, будут формировать новую маршрутную сеть. Приблизительно те же заботы у транспортников на Кавказе, когда надо выбрать наиболее удачный алгоритм работы на трамвайных линиях.

На наш взгляд трамвайное сообщение, тем более что речь идет о суперсовременных моделях, в отдельных сегментах транспортной инфраструктуры необходимы. Они могут оправдать расходы на себя, и главное, позволят жителям регионов в комфортных условиях добраться до работы, дома, больницы, детского сада, стадиона, кинотеатра, рынка, автовокзала... А эта цепочка объектов в Ингушетии сегодня есть, функционирует и имеет потенциал для развития. Новейшие трамвайные модели отличаются особым качеством и комфортом. Они требуют меньше энергетических затрат и более функциональны, в сравнении с привычными нам «классическими  вагонами». В каждом субъекте Северного Кавказа есть такие маршруты, проблемы которых с успехом может решить наличие электротранспорта. 

И еще есть в этом плане важная составляющая – трамвай, перемещающийся по двум блестящим полосам среди скверов, многоэтажных новостроек, архитектурных удач и неоновых огней, невольно говорит о стабильности обычной жизни. Это свидетельство сложившегося уклада муниципального бытия и вместе с тем важнейший элемент городской романтики. Он должен появиться там, где это выгодно, необходимо и будет большинству служить с пользой.

 

Реклама

Новости партнеров

Комментарии из ВКонтакте

Комментарии из Facebook

Реклама

Новости партнеров

Новости партнеров

Лента новостей