Юлия Зайкова
Автор

Музыкальная раковина Кисловодска: монумент или инструмент?

Юлия Зайкова
Автор
07.03.2017

Долгожданная реставрация знаменитой исторической концертной площадки под открытым небом — кисловодской «Музыкальной раковины» — из многолетней мечты превращается в реальность. В том, что восстановить памятник культуры необходимо, никто не сомневается. А вот станет ли раковина вновь музыкальной или останется нефункционирующим монументом, пока не ясно.

Аккуратное бездействие

О том, что до конца 2017 года из федерального бюджета будет выделено 40 миллионов рублей на восстановление объекта, власти Кисловодска сообщили в декабре прошлого года. Тогда же в городской администрации состоялся градостроительный совет, участие в котором приняли представители Северо-Кавказской государственной филармонии. Они рассказали, что памятник культуры находится в оперативном управлении филармонии, в марте 2017 года должна быть подготовлена документация о передаче объекта в собственность Министерства культуры РФ или Ставропольского края.

Также на совете историки и краеведы Кисловодска представили исторические снимки сооружения и рассказали о его первоначальном облике.

Наступил уже третий месяц нового года, а жители и руководство города-курорта до сих пор ничего не знают о том, какой станет обновленная «Музыкальная раковина» и кому она будет принадлежать. Недавно администрация направила в филармонию запрос о собственнике объекта, однако ответ пока не получен.

В феврале власти курорта забили тревогу. Глава Кисловодска Александр Курбатов обратился к полномочному представителю Президента в СКФО Олегу Белавенцеву с просьбой посодействовать в активизации реставрационных работ. Постановление Правительства РФ о восстановлении объекта было подписано 29 декабря, однако до сих пор филармония не направила в Министерство культуры РФ соответствующую заявку.

Полпред направил письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в котором попросил повлиять на ускорение процесса реставрации памятника.

Генеральный директор госфилармонии на Кавказских Минеральных Водах Светлана Бережная заверила журналистов, что обеспокоенность администрации Кисловодска темпами работ вызвана всего лишь «несовпадением впечатлений» о деятельности учреждения.

«В настоящий момент готовится проектно-сметная документация по «Музыкальной раковине». у города идет несовпадение впечатлений о том, что происходит в филармонии. На сегодняшний день просто идет документооборот – все должно быть законно. Так скоро, как хочется многим, сделать раковину нельзя. Мы не имеем право бросать кирпичи в памятники архитектуры, мы должны очень аккуратно к этому подходить», — рассказала Бережная.

К своему комментарию для прессы руководитель филармонии тоже подошла предельно аккуратно, не сообщив ни конкретных сроков, ни в какой стадии находится подготовка документов, ни даже какие работы требуется выполнить в первую очередь.

Кому мешает звучание «Музыкальной раковины»

Для жителей Кисловодска восстановление уникальной концертной площадки, гордости курорта — событие действительно долгожданное.

«Музыкальная раковина» была возведена в 1896 году вместе со всеми зданиями Курзала. Летняя эстрада была центром музыкальной жизни города, на этой сцене выступали не только местные артисты, но и звезды советской и зарубежной эстрады.

«Я был свидетелем полувековой популярности «Музыкальной раковины». Там было полторы тысячи мест, сцена имела потрясающую акустику. «Раковина» была гордостью всех Кавказских Минеральных Вод — там, на свежем воздухе, в замечательном месте проходили все симфонические, эстрадные концерты. Я помню, как в конце семидесятых годов удалось за несколько часов собрать зрителей на концерт Владимира Высоцкого. И было чудовищно больно наблюдать, как за последние несколько десятилетий эта жемчужина Кисловодска пришла в упадок», — рассказывает председатель городского Общественного совета по культурному наследию Борис Розенфельд.

Восстановление знаменитого объекта активно обсуждалось еще в 2009 году. Тогда Светлана Бережная представила журналистам проект реставрации и реконструкции знаменитого Курзала и «Музыкальной раковины».

Объект предполагалось перенести на 16 метров в глубь площадки перед Курзалом, чтобы восстановить ось симметрии и акустические свойства раковины. Рядом планировалось разместить сеть небольших фонтанов - вода должна была улучшить звучание.

Благодаря уникальному строению раковины с акустической крышей и вогнутой задней стенкой, усиливающей резонанс, сооружение само по себе является музыкальным инструментом.

Невозможно представить, что такая потрясающая концертная площадка после реставрации останется лишь молчаливым памятником культуры, однако именно на этом настаивает руководство филармонии. Тоько вот непонятно почему...

По мнению Светланы Бережной, на сегодняшний день «Музыкальная раковина» это только памятник, на который после восстановления жители и гости курорта смогут лишь любоваться.

Почему в городе, где категорически не хватает площадок для мероприятий, должна пустовать знаменитая летняя эстрада — пока не ясно. Единственный аргумент, озвученный руководством учреждения – концерты в «Музыкальной раковине» будут мешать деятельности органного зала, расположенного по соседству.

Будем откровенны, даже при беглом взгляде на афишу филармонии (а уж мы ее скрупулезно изучили), можно прийти к вполне очевидному выводу, что концерты здесь происходят не каждый час, как, впрочем, и не каждый день. Найти «окно» в бурной деятельности учреждения и согласовать график мероприятий с работой летней площадки вполне реально. Однако филармония продолжает упорствовать, прикрываясь статусом федерального учреждения.

Оживить историю

Стоит отметить, что принципиальная позиция администрации Кисловодска (и в этом руководство города полностью поддерживают федеральные чиновники) – не просто сохранять существующие на территории курорта исторические и культурные объекты, но и использовать их. Те, кому в слове «использовать» слышатся меркантильные нотки, могут заменить его на «функционировать», потому что речь идет именно об этом.

Превращать старейшие архитектурные памятники в казенные учреждения недопустимо – именно поэтому власти Кисловодска вместе с общественностью так активно выступили против размещения в здании Питьевой галереи офиса дирекции национального парка, предложив создать там музей нарзана.

В то же время, оставлять великолепные сооружения красивыми, но мертвыми, пустыми внутри экспонатами, тоже нельзя. Идеальное решение – вернуть функциональным объектам их первоначальное или близкое по духу значение.

Все эти архитектурные чудеса были возведены не просто так, а на радость горожанам и гостям известнейшего в стране курорта. Так пусть они возродятся, вернув Кисловодску былую славу.

По этой же причине Министерство Северного Кавказа настаивает на вовлечении объектов Кавминвод в деловой оборот – сохранить и вдохнуть новую жизнь в монументальные архитектурные памятники невозможно без привлечения частных инвестиций. Самое важное здесь – обеспечить жесткий контроль за деятельностью арендаторов зданий, чтобы не сделать из старинных сооружений торговые ряды.

В пятницу, 3 марта, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов вместе с первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым в ходе рабочей поездки по Кавминводам осмотрел объекты Кисловодска, в том числе филармонию. На площадке учреждения впервые состоялся конструктивный диалог главы Кисловодска Александра Курбатова с гендиректором филармонии Светланой Бережной.

Главное, к чему пришли участники встречи, – необходима координация усилий властей всех уровней. Кузнецов подчеркнул, что Минкавказ намерен тесно взаимодействовать с Министерством культуры РФ и Росимуществом, которые управляют большинством объектов Кавминвод, а также с местными и региональными властями.

«Во время работ должна быть соблюдена единая логика с точки зрения развития всего курорта. Объекты должны стать составной частью общего культурного пространства Кавминвод», — отметил Лев Кузнецов.

Станет ли руководство государственной филармонии внимательней относиться к властям и жителям территории, на которой находится учреждение, — покажет время.

Администрация Кисловодска не теряет надежды достучаться до федеральных чиновников и вернуть горожанам «Музыкальную раковину», а не пустую ракушку. Надеемся, что никто не будет создавать им препятствий.