Юлия Зайкова
Автор

Вода, да не та

Юлия Зайкова
Автор
29.01.2017

С прошлого года в ставропольскую антимонопольную службу поступают заявления о возбуждении дел по фактам недобросовестной конкуренции в отношении предприятий Кавминвод, занимающихся розливом минеральной воды «Ессентуки № 17». Выяснилось, что ряд компаний под известным брендом выпускает совсем другую воду. Так что потребитель получает в бутылках с целебной минералкой?

3:0 в пользу антимонопольщиков

В январе 2017 года в суде по интеллектуальным правам города Москвы завершилось слушанье дела ООО ТД «Кавминпрод» против ставропольских антимонопольщиков.

Поводом к служебному разбирательству послужило обращение «Ессентукского завода минеральных вод на КМВ» в УФАС по Ставропольскому краю. Заявитель сообщил о том, что «Кавминпрод» незаконно выпускало минеральную воду с наименованием «Ессентуки № 17».

Как было установлено, состав скважины, из которой предприятие разливало минеральную воду, не соответствовал химическому составу «Ессентуков № 17». Более того, права на использование места происхождения товара данной марки у «Кавминпрод» и вовсе отсутствовали.

Антимонопольная служба расценила действия компании как акт недобросовестной конкуренции, однако предприятие с таким решением не согласилось и обжаловало решение УФАС в арбитражном суде Ставропольского края, затем в 16-м арбитражном апелляционном суде. После того, как оба суда признали действия антимонопольщиков законными, «Кавминпрод» обратилась в московский суд по интеллектуальным правам, где также получила неутешительный ответ.

Как пояснил корреспонденту «Кавказ Сегодня» заместитель начальника отдела за соблюдением рекламного законодательства и недобросовестной конкуренции УФАС по Ставропольскому краю Максим Силичев, права на розлив «Ессентуков № 17» есть у многих субъектов, однако добываться эта вода должна только из Ессентукского месторождения.

Недобросовестные предприятия, получив права на розлив воды известной марки, подменяют воду на минералку из других источников — ведь на вкус такой обман потребители, скорее всего, не почувствуют.

За последнее время в ФАС поступало уже несколько подобных обращений. Заканчиваются они, как правило, предписаниями о прекращении незаконной деятельности.

Что скрывает знаменитая этикетка

Сообщения о появлении на прилавках магазинов контрафактной воды «Ессентуки № 17» звучали еще в августе прошлого года. «Кавминкурортресурсы» (КМРК) — владелец лицензий на право пользования недрами для добычи минеральных вод пяти месторождений Кавминвод — заявила о прекращении поставок воды «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17» некоторым ставропольским предприятиям.

В это же время компания начала сама разливать эти минеральные воды и поставлять их в торговые сети Ставрополя, Москвы и Санкт-Петербурга.

Осенью «Кавминкурортресурсы» заявила в Роспатент об отзыве 13 лицензий на розлив минеральных вод «Ессентуки № 17» и «Ессентуки № 4» у восьми ставропольских предприятий также по причине обнаружения контрафакта.

В ноябре компания направила в ФАС заявление с требованием возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам недобросовестной конкуренции в отношении нескольких ставропольских предприятий. Какие это конкретно предприятия в КМКР не назвали.

Поводом для обращения к антимонопольщикам стало обнаружение в розничной продаже минеральной воды под маркой «Ессентуки № 17», разлитой из скважины № 58 Южно-Калаборского месторождения, которое к Ессентукскому отношения не имеет.

«Эта минвода не соответствует особым свойствам, указанным в НМПТ на «Ессентуки № 17», имеет высокую минерализацию, а также большое содержание гидрокарбонатов, сульфатов, калия», — пояснил член совета директоров КРСК Заурбек Дзобелов.

Пролезли в брешь в законе

Как оказалось, объемы поддельной воды «Ессентуки № 17» и «Ессентуки № 4» на розничном рынке впечатляющие. Так, по данным КМКР, в 2015 году компания поставила предприятиям воду для розлива 19,5 миллионов бутылок «Ессентуки № 4» и 13,6 миллиона бутылок «Ессентуки № 17». За первое полугодие 2016 года «Кавминкурортресурсы» поставляли воду для розлива 9,16 миллиона бутылок «Ессентуки № 4» и 6,74 миллиона бутылок «Ессентуки № 17».

Тем временем, аналитики оценивают ежемесячный объем российского рынка данной минеральной воды в общей сложности в 25 миллионов бутылок.

Способствует росту контрафакта несовершенство российского законодательства, считают в КРСК.

Свидетельство о наименовании места происхождения товара (НМПТ) с указанием нахождения и номера каждой конкретной скважины минеральной воды выдает Роспатент, основанием для выдачи служит заключение Министерства здравоохранения РФ.

Чтобы получить свидетельство, срок действия которого 10 лет, компании достаточно купить всего один кубометр воды. Далее на нее оформляются все необходимые документы и готовится обращение о получении свидетельства в Роспатент. Формально все законно и чиновники не имеют права отказать заявителю.

Далее недобросовестные компании-ботлеры используют полученное свидетельство для розлива воды, свойства которой похожи с ессентукской. Иногда этого сходства добиваются даже лабораторным путем.

Неправомерное использование свидетельств подрывает репутацию России как надежного поставщика, особенно в случае заключения внешнеторговых контактов, уверены в компании. Между тем, в ноябре было объявлено о том, что «Кавминкурортресурсы» впервые будут поставлять природную минеральную воду в Прибалтику.

В текущем году компания планирует отправить в прибалтийские страны 1,5 миллионов бутылок воды «Ессентуки № 4» и «Ессентуки № 17».

Как ранее сообщали в КРСК, теперь законодатели и органы исполнительной власти прорабатывают возможность законодательного изменения механизма предоставления НМПТ, а также процедуры отзыва свидетельства.

Но пока самым действенным способом борьбы с контрафактом остается ловля нарушителей «за руку».