Ранее средства массовой информации Карачаево-Черкесии сообщили о создании в республике первого центра по поддержке предпринимательства. Он объединит на своей площадке как действующих, так и начинающих предпринимателей для оказания информационно-консультационных услуг, организации обмена опытом между ними. Открытие центра запланировано на текущий год, в его состав планируется включить Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования республики. Таким образом, в одном месте предприниматели смогут получить не только информационную, но и финансовую поддержку.
Центр поддержки предпринимательства появится в рамках исполнения поручения главы региона Рашида Темрезова по созданию комфортной среды для малого и среднего бизнеса. На днях проект успешно прошел защиту в Министерстве экономического развития Российской Федерации, где его представил руководитель регионального ведомства Алий Накохов. В интервью порталу «Кавказ Сегодня» он подробно рассказал о формате и направлениях деятельности будущего центра.
- Алий Харунович. Как нам стало известно, вы уже побывали в Москве, где защитили проект данного центра. Было бы интересно узнать, как возникла идея его создания и для чего он нужен в Карачаево-Черкесии?
- Вы знаете, когда я пришел (на должность министра экономического развития КЧР – прим. ред.) и начал разговаривать со своими коллегами, плюс вести определенное общение с предпринимателями, то понял, что нет места, куда предприниматель мог бы действительно прийти, задать наболевшие вопросы, либо узнать определенную информацию, которая его интересует. Идея создания центра поддержки предпринимательства сама сразу пришла в голову. Когда я работал в Минэке (РФ), в департаменте развития малого и среднего предпринимательства, знал, что есть возможность создать подобный центр, и насколько он эффективен — я видел изнутри федерального министерства. Поговорили с коллегами и пришли к выводу, что действительно нужен именно такой центр, куда предприниматели могут прийти, задать вопрос.
- Можно назвать определенные трудности, с которыми чаще всего сталкиваются наши предприниматели, особенно начинающие? Чем им поможет новый центр, какие услуги там можно будет получить?
- У нас каждый предприниматель толковый и грамотный, но есть определенные вещи и нововведения, относительно которых предприниматель не всегда готов быстро сориентироваться. Например, очень больших денег стоит составление бизнес-плана. Мы будем показывать, как составлять бизнес-планы, и консультировать предпринимателей. Зачастую предприниматели не обладают информацией о мерах поддержки на региональном и федеральном уровнях. Центр — это то место, где предприниматель сможет получить такую информацию. В соответствии с 44-м Федеральным законом о государственных закупках уже несколько лет действует норма, согласно которой государственное учреждение, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество с долей государственного участия должно отдавать малому и среднему предпринимательству до 15% своих закупок. Месяц-полтора назад я был в Москве, встречался с коллегами из корпорации развития малого и среднего предпринимательства, они мне посоветовали обратить на это внимание. Вот конкретный пример. В Калуге или Пензе, точно не помню, врать не буду, госучреждение опубликовало заказ о том, что им необходимо закупать железные люки. Многомиллионный конкурс в результате выиграл предприниматель из Махачкалы, которому раньше объяснили, где он это может посмотреть. Сейчас, когда я говорю многим людям, что есть возможность участвовать в закупках, они говорят, ну что в рамках республики может быть. Тут надо смотреть шире, в рамках России. Мы будем стараться давать информацию по закупкам по стране, помогать предпринимателям в участии в том или ином конкурсе, исходя из их возможностей. Это малая доля того, что будет в центре. Мы также будем предоставлять помещение в пользование начинающим предпринимателям. К примеру, решил человек сделать стартап, мы помогли ему в оформлении документов, что-то подсказали, но у него нет места и компьютера для того, чтобы он начал свою деятельность. Пожалуйста, вот рабочее место. Это не говорит о том, что он постоянно там будет находиться. Как только предприниматель поймет, что процесс пошел, то он будет искать себе другое место, другой офис для работы.
- Мы поговорили о том, какие удобства появятся у предпринимателей, когда заработает этот центр. Теперь, если можно, расскажите о вашей поездке в Москву. Что интересного удалось вам узнать, когда вы защищали этот проект? Как федеральные власти отреагировали на эту инициативу республики?
- Вы знаете, федеральные власти отреагировали очень позитивно, потому что почти в каждом субъекте Российской Федерации уже есть подобные центры поддержки предпринимательства. К сожалению, у нас в республике этого центра не было, это раз. Второе, положительно отреагировали, потому что в настоящее время в федеральном министерстве экономического развития начали делать упор именно на создание инфраструктуры для предпринимательства. Действительно, это очень важная вещь, потому что без инфраструктуры предпринимательства в принципе быть не может. Это взаимосвязанные вещи. Когда я в первый раз приехал и сказал, что хочу создать центр поддержки, сразу получил поддержку у коллег, сказали, что это действительно нужная вещь. Нам помогали и консультировали при подготовке необходимых документов, какие семинары нужно будет провести. В этом плане мы получили полную поддержку федеральных органов исполнительной власти. Они нам подсказали моменты, на которые нужно сделать упор. Я тогда обозначил, что у нас действуют институты развития предпринимательства — это Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования. К сожалению, сейчас они находятся в разных местах. А для предпринимателя важно, чтобы ему не нужно было ходить по разным местам. У нас город, в принципе, маленький, тут в течение 15 минут можно побывать в трех точках центра города, но эффективнее, если предприниматель будет приходить в одно место. Исходя из этого, я сказал, а что, если мы создадим центр и в этом же здании рядом расположим Фонд микрофинансирования и Гарантийный фонд, насколько это будет оправданно. Тут я тоже получил поддержку, потому что это действительно будет эффективно. Человек пришел, получил консультацию или помощь, ему сказали, что нужно получить кредит на определенную сумму. У него есть два выбора. Он может обратиться в Фонд микрофинансирования для получения займа на сумму до трех миллионов рублей с учетом 10% ставки — это ключевая ставка Центрального банка, по которой он кредитует другие банки. Это не то, чтобы «дешевые» деньги, но дешевле вы никогда не найдете. Если же сумма займа свыше трех миллионов рублей, есть Гарантийный фонд. Там механизм работы чуть другой, но, в любом случае, туда предприниматель может также сразу обратиться, ему не надо бегать по городу и искать офис.
- Что ожидает центр в дальнейшем, будет ли он развиваться и расширяться? Есть ли уже сейчас дополнительные задумки для увеличения числа услуг, которые будут предоставляться нашим предпринимателям?
- Мы ведем плотную работу с министерством промышленности республики и проговорили с ними следующее: в 2018 году мы обязательно будем подавать заявку на создание многофункционального центра для бизнеса. Его мы надеемся расположить в здании центра поддержки предпринимательства. Таким образом, мы замкнем цепь услуг, консультаций и точечной помощи предпринимателю в одном месте. Он точно будет знать, что он пришел и получил весь спектр услуг, начиная от подготовки документов до их сдачи и получения непосредственно кредита, либо начала процесса по получению кредита в других кредитных организациях, если говорить о Гарантийном фонде.
- Алий Харунович, после вашей поездки шла речь о выделении 20 миллионов рублей. Что это за сумма и куда она будет направлена?
- Эта сумма касается Фонда микрофинансирования, который я упоминал буквально пару минут назад. Сейчас он пользуется популярностью, потому что процент, под который он предоставляет деньги предпринимателям, до 1 января текущего года составлял 11,5%. Впоследствии мы обсудили размер процентной ставки и решили опустить ее до ключевой ставки в 10%. Это самые «дешевые» деньги. В связи с этим у нас возникла очередь в Фонде микрофинансирования, на сегодняшний день она составляет 8 месяцев. Для того, чтобы получить кредит, человек должен прийти, сдать документы, а ему говорят, извините, у нас сейчас такой суммы нет и живая очередь на 8 месяцев. Чтобы сократить эту очередь, мы начали докапитализировать фонд. Нам удалось получить финансирование в объеме порядка 20 миллионов рублей, которые поступят приблизительно в апреле, после подписания соглашения с Министерством экономического развития РФ. Да, эти 20 миллионов позволят нам сократить не весь объем этой очереди, но хоть какую-то ее часть. Дальше мы будем прорабатывать вопрос о том, чтобы в следующем году провести докапитализацию фонда на более значительную сумму. Но тут все зависит от нас. Нам нужно показать положительную динамику самого фонда, работы с предпринимательским сообществом, потому что объем финансирования у нас на сегодняшний день зависит как раз от федеральных показателей, которые идут от республики. Будем выравнивать эти показатели, соответственно — увеличивать объем федерального финансирования в республику в этом направлении.
- Вы сказали о том, как будет работать центр в рамках тех возможностей, которые будут предоставляться для предпринимателей Карачаево-Черкесии. Что касается дислокации центра, есть какие-то планы, наметки, где он будет располагаться? Думаю, что не знающие о центре предприниматели заинтересуются им, прочитав этот материал.
- Наметки есть, но точно скажу, что мы рассматриваем именно центральную часть города, чтобы было проще. Конкретный адрес пока сказать не могу, потому что это только наметки, мы плотно ведем работу по данному вопросу с министерством имущества и земельных отношений республики. Пытаемся каждые день-два выезжать на объекты, которые нам предлагает посмотреть минимущества региона. Все они подходят в большей или меньшей степени, но идеального, чтобы я посмотрел и сказал: да, это именно тот центр, я еще не увидел. Где-то подъезд затруднителен, где-то чересчур мало помещений. Мы в поисках, но, надеюсь, что до конца месяца определимся с расположением центра. Вы правильно сказали, что говорить о месте нужно уже сейчас, для того, чтобы к моменту открытия, если не каждый, но каждый третий-четвертый предприниматель республики уже знал, куда может прийти. На днях я докладывал курирующему этот вопрос заместителю председателя правительства, и мы договорились рассмотреть вопрос о том, чтобы один раз в неделю я работал в центре — приблизительно с середины дня до вечера. Это для того, чтобы любой предприниматель четко понимал, что он может прийти к министру без записи и поговорить с ним с 12 до 10 часов вечера. День мы тоже определим, такой день обязательно будет, когда я буду вести работу только с предпринимателями.
- Мне кажется, это очень хорошая идея и она будет иметь успех. Алий Харунович, у меня последний вопрос. Что касается сотрудников, которые будут в этом центре работать, кто эти люди?
- В настоящее время мы подбираем персонал. Мы не планируем раздувать штат, в нем будет всего три человека — руководитель центра и два специалиста. На начальных этапах, я уже говорил об этом ранее вашим коллегам, очень плотно с центром будет взаимодействовать отдел поддержки малого предпринимательства, который создан в министерстве, потому что эти люди знают всю «кухню». Помимо этих трех человек, которых мы сейчас присматриваем, подбираем, будут еще 3-4 человека из отдела, плюс работу в центре также будет вести мой заместитель, курирующий малое и среднее предпринимательство.
- У меня на этом все, спасибо вам за обстоятельные ответы. Одновременно выражу надежду на наше дальнейшее доброе сотрудничество.
- Спасибо, обязательно. Всего доброго.