Анастасия Степанова
Автор

Автобизнес на Северном Кавказе: популярны премиум-авто и российские марки

Анастасия Степанова
Автор
17.09.2015

Авторынок СКФО показывает падение от 31 до 55%. Тенденции противоречивы: спрос остался на марки премиум-класса и на бюджетные авто, в том числе и отечественные. Осень обещает рост продаж: аграрии и владельцы турбизнеса закрыли сезон и готовы обновить автопарк.

По данным аналитического агентства «Автостат», в январе-августе 2015 г. в России продали 1 051 851 легковой и легковой коммерческий автомобиль. Это на 33,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основные тренды: автомобили премиум-класса показали меньший спад по сравнению с автомарками массового сегмента. Марки массового сегмента просели на 35%. Самые большие потери у Honda (-75,4%), Great Wall (-73,8%), Peugeot (-72,8%), Citroen (-71,7%), SsangYong (-71,4%), Chery (-70,5%), Opel (-68,3%), Suzuki (-65,5%). Лучше чувствуют себя Hyundai (-11,2%), Kia (-15,7%), LADA (-26,5%) и Skoda (-34,6%).

Автомобили премиум-класса показывают снижение продаж на уровне 21%. Всего в России реализовано 99,9 тыс. автомобилей в этом сегменте.

Рынок Северного Кавказа не относится к лидирующим регионам по продажам автомобилей. Летом 2015 г. «Автостат» провел исследование российского рынка новых автомобилей в России и определил ТОП-10 городов по продажам новых машин. Ни один город из СКФО не попал в «десятку», на первых местах расположены Ростов-на-Дону, Москва, Воронеж.

Известно, что в Ставрополе продажи новых автомобилей сократились на 35%, по данным первого квартала 2015 г. (последние актуальные данные приводит РБК). По данным игроков рынка, жители Северного Кавказа покупают автомобили в автоцентрах Ставрополья, преимущественно в Минводах, Ставрополе. В крае представлено больше автоцентров и более широкий выбор.

Кавказские автомобили

Несмотря на падение авторынка в 2014 г. и в 2015 г., в планах у властей регионов и республик Северного Кавказа создание масштабного автопроизводства. В регионе есть крупный приоритетный проект — автомобильный производственный кластер, который объединит три региона СКФО — Ставропольский край, Карачаево-Черкесию, Чечню. Проект рассчитывает на налоговые послабления и льготы. Средства на реализацию могут выделить из госбюджета в рамках развития Северного Кавказа. Производство легковых авто в этом кластере может достичь 200 тыс. машин в год при выходе на полную мощность к 2022 г. Предприятие сможет выпускать авто популярных китайских брендов, локализация автопроизводства составит 50%.

Также компания «Чеченавто» планирует расширить производство до 80 тыс. автомобилей в год. На предприятии собираются некоторые модели LADA для «АвтоВАЗа».

Мнения:

Владимир Вербицкий, руководитель пресс-службы автохолдинга «Ключавто» (дилерские центры BMW, Lexus, Audi, Mercedes-Benz, Toyota, Hyundai в Ставрополе и Минеральных Водах): «С начала года авторынок России по всем направлениям показывает падение. В СКФО продажи так же просели, и если говорить о данных нашего холдинга, то это минус 31%. Многие другие регионы показывают большее падение. В Ставропольском крае, где покупают автомобили жители всех регионов СКФО, традиционно повышенным спросом пользуются автомобили премиум-класса, а этот сегмент всегда меньше страдает в кризис. Северный Кавказ удачен для автодилеров с точки зрения особенностей своей экономики: здесь развит аграрный и туристический бизнес, который закрывает свой сезон летом и в начале осени. Предприниматели, получив деньги, начинают их тратить, в частности, на автомобили. При этом в сентябре и октябре продажи автомобилей растут во всех регионах. Среди драйверов продаж на Северном Кавказе Toyota Camry — эти автомобили даже показали небольшой рост продаж по сравнению с прошлым годом, а также автомобили Hyundai, которые занимают стабильную сильную позицию во всех регионах России, т.к. производители сдерживают рост цен. Есть рост продаж в сегменте подержанных автомобилей — более 40%, в том числе и по услуге трейд-ин. Прогнозировать, что будет с авторынком СКФО к Новому году, сложно. Сегодня общая картина такова: слабые и небольшие автосалоны закрываются. В Минеральных Водах некоторые игроки ушли с рынка, прежде всего в зоне риска находятся предприниматели, у которых один-три салона по продаже автомобилей с низким уровнем локализации в России. Низкая локализация ведет к значительному росту цен и такому же спаду потребительского спроса. В условиях проседания рынка новых авто важнейшим направлением для дилерских станций является сервис. Сегодня доля продаж услуг сервиса и запасных частей превышает 50% от общего дохода автоцентра «Ключавто», а это очень высокий показатель, если брать среднероссийский уровень».

Максим Аливердиев, менеджер отдела продаж компании «Арта-М Юг» (Ставрополь, SKODA): «Сейчас пользуются спросом автомобили в доступной ценовой категории. Наш драйвер продаж  — SKODA Rapid, который идет в стоимости от 499 тыс. рублей. Также нам удается держать продажи за счет партнерства с банком «Фольксваген Банк РУС», который заинтересован в продажах авто и предоставляет процентные ставки ниже, чем в других банках, к тому же более лоялен по требованиям к заемщикам.

Сейчас на авторынке комфортно чувствуют себя дилеры автомарок, которые понимают текущую экономическую ситуацию в России и держат доступные цены. Сдают позиции автомобили Ford, цены на модели выросли значительно, а завоевать рынок благодаря техническим характеристикам эта марка не успела.

Я не думаю, что к Новому году авторынок Северного Кавказа потеряет значительное число игроков, но компании будут соревноваться друг с другом в маркетинговых акциях. Выиграют те автоцентры, которых в этом поддержат производители».

Заурбек Газдиев, замруководителя ООО «ЛИДЕР АВТО — ГРОЗНЫЙ», официальный дилер ОАО «АвтоВАЗ» по Чеченской Республике: «С начала этого года, конкретно с февраля месяца, если взять, ощущается спад продаж автомобилей на 26—28% в целом по стране, по ЧР он доходит до 50—55 процентов. У нас спад продаж выглядит так: со 180 ранее до 60—70 автомобилей в месяц. Это серьезное падение роста продаж для нас за все время нашей деятельности. Также на нас очень сильно отразилось повышение цен на продукцию «АвтоВАЗа», которое произошло неоднократно с начала этого года.

Общаемся регулярно с дилерами ВАЗа и с Северного Кавказа, и из других регионов. Да, по их словам, многие автосалоны и закрываются, и уходят с рынка. У нас в регионе, слава Богу, пока еще не случилось закрытия ни одного салона. Чего не скажешь о других городах. Мы, все три дилера, наш «ЛИДЕР-АВТО», «БИЗНЕС-ЛАДА» и «ТЕРЕК-АВТО» как и работали раньше, так и продолжаем работать, хоть, конечно, и с меньшей эффективностью. Нам, конечно, очень мешают в нашей работе, создавая нездоровую конкуренцию, частные торговцы автомобилей ВАЗовской марки. В частности, так называемый Северный рынок Грозного, на котором продают автомобили частные торговцы. И в большинстве своем отечественного производства. Но у них нет ни гарантий, ни страховых обязательств, которые мы можем дать своим покупателям в официальных салонах. Я бы призвал в этой связи всех автомобилистов приобретать автомобили только в официальных салонах и с необходимыми гарантиями и прочими условиями. Это гарантия и вашей безопасности и хорошего состояния автомобиля довольно длительное время, и гарантийного обслуживания. Конечно же, в случае приобретения его в официальном салоне.

Если посмотреть на улицы нашего города, уже можно судить о том, какие ВАЗовские модели популярны у наших автолюбителей. Это в основе своей «ЛАДА-ПРИОРА» разных модификаций. За последние два-три года показала себя с хорошей стороны и другая новая модель — «ЛАДА-ГРАНТА».

Могу сказать определенно, что продукция «АвтоВАЗа» исторически была всегда востребована на Юге России. Есть такая показательная цифра — 60—65% — доля автомобилей ВАЗовской модели в пользовании у автомобилистов Чеченской Республики. Поэтому здесь продажи, несмотря на неутешительные прогнозы экспертов, сохраняются и сейчас. Хоть, конечно, и в значительно меньших объемах, чем раньше. Предполагаю,что у «АвтоВАЗа» не будет в ближайшие год-два каких-то резких подъемов продаж, как это было в 2012—13 годах. Так как мы сейчас, в силу всех перечисленных мной выше обстоятельств, и, в первую очередь, финансового кризиса, находимся, можно сказать, в такой экономической стагнации».