Владимир Князев
Автор

Поле битвы — борцовский ковер

Владимир Князев
Автор
11.09.2015

На федеральной спортивной базе в подмосковном Новогорске главный тренер сборной России по вольной борьбе Магомед Гусейнов огласил итоги тренерского совета по составу команды на чемпионат мира в Лас-Вегасе.

Казалось бы, штатная ситуация. К чему привлекать к ней внимание? Прошла квалификация спортсменов, выявлены лучшие по итогам отборочных соревнований... Однако один момент буквально взорвал кумыкскую общественность Дагестана. Оказалось, что в категории до 65 кг Россию будет представлять чемпион страны 2014 года Сослан Рамонов, который проиграл в решающей схватке Ильясу Бекбулатову, ставшему в итоге чемпионом России 2015 года.

Стоит задаться логичным вопросом и адресовать его компетентным лицам: почему на чемпионат мира не едет действующий чемпион страны, который, кроме этого, завоевал еще и «бронзу» Европейских игр в Баку, одолев белоруса Азамата Нурикова?

Кумыки восприняли такое отношение к чемпиону как вызов всем его соплеменникам. Защитники Бекбулатова написали даже письмо Президенту России Владимиру Путину, рассказав о неспортивном решении тренерского совета. Они считают, что Федерация спортивной борьбы «задвинула» чемпиона в угоду собственным соображениям.

Министр по физической культуре и спорту Дагестана Магомед Магомедов прокомментировал нашумевшую ситуацию вокруг чемпиона России, призера Европейских игр, дагестанского вольника Ильяса Бекбулатова, которому не нашлось места в составе российской команды на предстоящий Чемпионат мира.

«Решение о том, кого брать на чемпионат мира, принимает главный тренер России Магомед Гусейнов. Лично я считаю, что Бекбулатов на голову сильнее Сослана Рамонова, которого берут на чемпионат мира. У них были контрольные схватки, в которых Ильяс оказался сильнее своего соперника. Но едет на чемпионат Рамонов, поэтому, конечно, есть обида. Тогда, наверное, не стоило бы проводить контрольные схватки».

Магомед Магомедов беседовал с тренерами сборной Дагестана Маирбеком Юсуповым, Сажидом Сажидовым, президентом Федерации спортивной борьбы России Михаилом Мамиашвили. По признанию министра, разговор получился натянутым. «Но как бы то ни было, в любом случае не дагестанское министерство по физической культуре и спорту решает, кого брать на чемпионат мира. Это решение главного тренера сборной и Федерации спортивной борьбы России. Но вместе с тем, все, кто поедет на чемпионат, — это наши российские спортсмены, которых нужно поддержать», — сказал Магомедов.

Конечно, сослаться на какие-то нормативно-правовые акты о правилах формирования российской сборной группа поддержки Бекбулатова не может, но апеллирует к элементарному здравому смыслу: кто, как не действующий чемпион страны, должен представлять ее на мировом уровне?

Защитники борца считают, что это элементарная клановость, которая наверняка повлечет за собой губительные для российского спорта последствия: карьера Бекбулатова не получит должного развития на родине, зато ему вполне могут предложить выступать под знаменем другого государства, как это случилось с несколькими перспективными российскими спортсменами.

«Когда я возглавил сборную страны, я сразу дал понять землякам-болельщикам и борцам, что на меня не следует обижаться, когда придется принимать решения не в их пользу. Иначе нельзя, потому что я тренер российской команды, а не дагестанской и не хасавюртовской. Тем не менее, я часто иду навстречу землякам, но, когда речь идет о принципиальных вопросах, я всегда стараюсь соблюдать нейтралитет и ставлю интересы сборной выше всех остальных», — говорит Магомед Гусейнов, главный тренер сборной России.

Однако критики не унимаются. Упреки в адрес Гусейнова по поводу «ущемления» и «задвигания» земляков не утихают. Порой доходит до абсурда.
«Мне сейчас ставят в вину, что в команде мало дагестанцев, «патриоты» насчитали всего двоих — Абдусалама Гадисова и Абдулрашида Садулаева. Но, во-первых, в сборную отбираются борцы не по национальному признаку, а по спортивным принципам. А во-вторых, с каких это пор Магомедрасул Газимагомедов и Билял Махов перестали считаться дагестанцами борцами?» — удивляется главный тренер сборной.
Дело в том, что «критики» вдруг вспомнили, что Газимагомедов представляет Ставропольский край, а Махов — уроженец Кабардино-Балкарии. При этом забыли, что первый родился в Дагестане, он является воспитанником хасавюртовского Училища олимпийского резерва, где и поныне тренируется. Там же получил путевку в большой спорт и Махов, который как представлял с 16 лет на всех соревнованиях Дагестан, так и представляет.


«В сборной существуют единые критерии отбора, утвержденные тренерским советом. На чемпионат мира попадают те, кто победил на чемпионате России, а затем и на Евроиграх, — говорит Гусейнов, — Бекбулатов занял на Евроиграх третье место. В таких случаях по давно сложившейся практике мы отправляем первый и второй номера сборной на проверочный турнир. Отправляли и Ильяса. Поезжай, поборись, докажи, что ты сильнейший! Но нет, он не едет на турнир в Польшу. Как это понимать? Значит, он не уверен в себе, к тому же, он, и это главное, отказался выполнять решение тренерского штаба. Делать вид, что ничего не произошло, закрывать глаза на этот факт никак нельзя было. Решение в отношении Ильяса далось непросто, но именно его отказ ехать на турнир перевесил чашу весов не в его пользу».
Теперь по поводу контрольной схватки, в которой Бекбулатов одержал верх над Рамоновым. Именно контрольной. Эту схватку не следует путать с так называемой «прикидкой», которую устраивают, чтобы отобрать сильнейшего из двух кандидатов в сборную. В этом случае поединок проходит по всем правилам, на него специально приглашаются судьи, ведется чистый хронометраж времени и так далее. А контрольная схватка носит не более чем тренировочный характер. За день борцы проводят по несколько таких схваток, и, разумеется, они не могут быть определяющими при формировании состава сборной.
Помимо этого, свое мнение в отношение Ильяса Бекбулатова высказал главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе, двукратный чемпион мира Сажид Сажидов:

«К сожалению, Бекбулатова преследуют болячки, врачи постоянно с ним работают, он легко поддается болезням. Отсюда и перепады в результатах».

Аналогичная ситуация с  Хаджимуратом Гацаловым. После победы на чемпионате России он неудачно выступил на Евроиграх, выбыв из борьбы после первого же поединка. Тогда возникла кандидатура Мурадина Кушхова, и их обоих включили в команду для участия в турнире в Польше. Гацалов так же, как и Бекбулатов, отказался от поездки, а Кушхов не воспользовался своим шансом, оставшись за чертой призеров. В этой ситуации тренерский состав сборной остановил свое внимание на кандидатуре Биляла Махова, который блестяще выступил на алиевском турнире в Азербайджане. «Да, это эксперимент, причем эксперимент довольно рискованный, поскольку Махов будет бороться в Лас-Вегасе еще и в греко-римском стиле, но в данном случае я этот шаг считаю оправданным, — считает Магомед Гусейнов. — Примерно так мы поступили в 2013 году, когда взяли на чемпионат мира в тяжелом весе Гацалова, который в то время выступал на категорию ниже. Тогда Алан Хугаев выиграл чемпионат страны, но остался без медали на Универсиаде. Его вместе с Гацаловым мы отправили на турнир в Польшу. Алан вновь не смог показать себя, заняв только 11-е место. Но и Хаджимурат не впечатлил, оказавшись на 7-м месте, но тогда у нас других кандидатов не было, и мы остановили выбор на нем, рискуя в случае неудачи навлечь на себя критику за то, что не взяли чемпиона России. Как показали события, не зря тогда мы пошли на эксперимент, Гацалов стал чемпионом мира, подтвердив своим уверенным выступлением нашу правоту».


Иногда приходится брать на себя всю полноту ответственности, рисковать, принимать непопулярные решения, которые могут со стороны показаться ошибочными, вызвать недовольство болельщиков и обиды у борцов. Чемпионатом мира дело не заканчивается, впереди Олимпийские игры, и у Бекбулатова, и у Гацалова, имеющих большой потенциал, есть все шансы попасть в олимпийскую сборную.