Юлия Зайкова
Автор

Игорь Баринов: «Подход к реализации государственной национальной политики надо менять»

Юлия Зайкова
Автор
04.12.2016

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов принял участие в работе международного политологического форума «Российский Кавказ».

О проблемах Северного Кавказа

В конце прошлого, начале нынешнего века Кавказ был одним из самых сложных регионов, за которые шла борьба. Я не знаю, остались бы даргинский или осетинский язык, если бы Кавказ был сейчас в составе Турции или какого-либо другого государства, думаю нет. К сожалению, проблем было много и тогда, и сейчас они остались. По мнению экспертов к этим проблемам можно отнести непреодоленные до конца последствия осетино-ингушского конфликта, в первую очередь речь идет о социально-экономической реабилитации вынужденных переселенцев. В Пригородном районе до сих пор осетинские и ингушские дети ходят в разные школы. Значительное количество земельных споров, в частности в Кабардино-Балкарии, вопросы завершения реабилитации репрессированных народов, отток русскоязычного населения, распространение идеологии экстремизма среди молодежи и масса других проблем. На общественно-политическую обстановку и на межнациональные отношения влияет непростая социально-экономическая ситуация в регионе. Несмотря на определенные положительные результаты в республиках, входящих в состав СКФО, сохраняется тенденция отставания по основным социально-экономическим показателям развития, что обусловлено рядом причин. Среди них - не всегда соответствующий ситуации уровень руководства в сфере реализации государственной национальной политики, который в значительной мере определяется наличием в региональных органах власти этнических групп влияния. Коррупционный фактор, который оказывает отрицательное влияние на эффективность управления. Неурегулированные земельные отношения порождают множество конфликтов, которые потом приобретают этническую окраску. Значительный уровень развития теневой экономики в регионах. Низкий показатель социально-экономического развития порождает безработицу, социальную неустроенность населения, что служит питательной средой для развития экстремистской идеологии. Серьезным негативным фактором является сохраняющийся отток с территории Северо-Кавказского региона русскоязычного населения. Чтобы преодолеть эти проблемы и отставание, мы собирались в Ингушетии, где председатель Правительства РФ проводил комиссию по социально-экономическому развитию Северного Кавказа. По итогам этого совещания мы обозначили, как эти проблемы решать. Особенность Северного Кавказа состоит в том, что любые вопросы, имеющие экономическую, социальную, бытовую привязку при ненадлежащей реакции местных и региональных властей приобретают национальную окраску и политический контекст.

Об угрозе распространения экстремистской идеологии

Нужно отметить появление новых вызовов и угроз. Более трех тысяч наших сограждан уехало на территорию Сирии и Ирака и воюют в составе ИГИЛ (запрещенная в России организация), среди них немало выходцев с Северного Кавказа. Здесь проблема даже не в том, что они туда уехали, а в том, что кто-то из них возвращается, и будет возвращаться с искаженным восприятием действительности, с искаженными идеями джихада, приобретенным боевым опытом и т.д. ИГИЛ - это крайняя форма экстремисткой идеологии, инструмент переформатирования мира, созданный рядом современных геополитических игроков. Необходимо продолжать выстраивать комплексную систему противодействия распространения чуждой идеологии на всех уровнях. Для достижения цели нужно идти туда, где сконцентрирована молодежь. Есть примеры, когда с нарушением закона строятся якобы мечети - сооружения по сути не имеющие отношения никакого отношения к исламу. Оттуда потом и уходят в экстремистские организации. При выделении земельных участков должен быть строгий контроль, чтобы вместо жилых домов не появлялись молельные помещения. Чтобы все действующие культовые сооружения были перерегистрированы на действующие религиозные организации мусульман, которые в качестве юридических лиц являлись арендаторами. Уже есть примеры, где без согласия муфтията нет ни одной стройки.

Об исторической памяти

Еще одним важным направлением является работа с исторической памятью. В судьбе жителей Кавказа и России были трагические страницы, это и Кавказская война, и депортация в годы ВОВ, и кровопролитные конфликты конца прошлого и начала нынешнего века. Никто не хочет их повторения. Безусловно, нам нужно помнить о пережитом, чтобы подобное не повторялось. Но если в работе с обществом мы будем ориентироваться только на эти страницы исторической памяти, транслировать следующим поколениям исторические травмы, то в результате мы получим незаживающую рану, постоянно возобновляющийся конфликт, который будет транслироваться из поколения в поколение. Такой подход, когда ответственность за когда-то совершенные государством или отдельными историческими персоналиями преступления переносятся на современные поколения, может привести в исторический тупик, из которого не будет выхода.

В работе с исторической памятью мы должны ориентироваться на победы, испытания, которые мы проходили и проживали, поэтому мы должны свято хранить память героев ВОВ, общество должно знать и чтить героев наших дней. 

О новой госпрограмме по реализации государственной национальной политики

Мы считаем, что подход к реализации государственной национальной политики, конечно, надо менять, надо более системно в этом работать.  С этой целью мы инициировали идентификацию органов исполнительной власти, которые занимаются реализацией государственной национальной политики в регионах, практические рекомендации по подготовке региональных программ в этой области. Но, без системного подхода с точки зрения создания полноценной государственной программы, добиться положительных результатов очень сложно. Мы разработали соответствующую государственную программу, сейчас она находится в стадии принятия, идет согласование с Минфином. Госпрограмма является инструментом реализации государственной национальной политики до 2025 года. Она позволит повысить эффективность мероприятий в сфере национальной политики. Структура госпрограммы состоит из 20 подпрограмм. Предусмотренные в каждой из подпрограмм мероприятия представляют собой полный охват приоритетных направлений реализации государственной национальной политики. Мы заложили в нее государственно-общественное партнерство. В госпрограмме предусмотрены подпрограммы «Русский язык и языки народов России», «Коренные малочисленные народы Российской Федерации», «Социокультурная адаптация мигрантов РФ», «Российское казачество» и «Профилактика экстремизма на национально-религиозной почве.

О «законе о российской нации»

Формулировка, в которой было предложено название «закон о российской нации», не совсем подходит для предлагаемого закона. Закон может звучать совсем по-другому - о реализации государственной национальной политики. В такой формулировке он, наверное, имеет право на существование. Проект подобного рамочного закона уже давно существует, он называется «О правовых основах развития межнациональных отношений в России».

Предлагаемый закон нужен для того, чтобы определиться с основными понятиями и предметом разделения полномочий. Этническую составляющую либо вообще не надо помещать туда, либо она должна быть второстепенной или третьестепенной. Основное это, все-таки, принципы реализации государственной национальной политики.