Пятигорский меховой рынок стремительно теряет арендаторов – договоры расторгли уже около 20% предпринимателей. Из-за нового закона об обязательной маркировке меховых изделий они просто не успевают пройти все необходимые процедуры в срок, а значит лишаются возможности реализовать свой товар.
Впервые о чипировании шуб заговорили еще в апреле 2016 года. Тогда маркировку изделий ввели в качестве эксперимента, который должен был продлиться до 31 декабря 2016 года. Пока предприниматели решали, маркировать товар или нет, правительство выпустило новое постановление – с 12 августа запрещено приобретать, хранить, использовать, транспортировать и продавать меховые изделия без специальных знаков. Нарушителей ждет штраф до 300 тысяч рублей с конфискацией и уничтожением товара, а при выявлении партий от миллиона рублей может возбуждаться уголовное дело.
На то, чтобы привести свой товар в соответствие с законодательными нормами, было отведено 45 рабочих дней. Однако, очень скоро в правительстве поняли, что управиться в столь короткий срок невозможно и продлили переходный период до начала декабря. Правда, это не особо облегчило жизнь меховщикам.
Чтобы пройти новый бюрократический квест «легализуй товар», предпринимателю нужно иметь электронную подпись и соответствующее оборудование, зарегистрироваться в системе «Маркировка», заключить договор с Госзнаком (который, кстати, оказался не в состоянии оперативно справиться со шквалом поступивших из регионов заявок). Для грамотного и быстрого прохождения всех необходимых процедур, нужно привлекать дополнительных специалистов, что для малых предприятий является уже серьезной статьей расходов.
Зато такие законодательные нововведения стали подарком для множества предприимчивых дельцов – интернет уже заполнен предложениями оформить все документы за кругленькую сумму.
О том, как закон о чипировании шуб повлиял на жизнь ставропольских предпринимателей, рассказал менеджер по маркетингу компании ООО «Виктория и С», управляющей пятигорским рынком, Александр Самущенко. Рынок уже 14 лет является крупнейшим представителем меховой отрасти в регионе и представляет меховые изделия более чем от 600 производителей. Если в 2015 году здесь было 500 арендаторов, то в 2016 это число сократилось до 298. Для многих представителей отрасли новая система маркировки оказалась очень сложна.
Для Ставрополья, где производится 70% меховых изделий страны, масштаб проблемы весьма серьезен и может привести к кризису отрасли.
Как помочь ставропольским меховщикам не потерять бизнес, обсуждали на Экспертном совете при уполномоченном по защите прав предпринимателей в краевой Торгово-промышленной палате.
Александр Самущенко рассказал, что уже занялся «ликбезом предпринимателей» в Пятигорске. Бизнесмены могут получить консультацию по работе в информационной системе маркировки, ведь, как оказалось, самостоятельно найти необходимые сведения не так-то просто.
«Информация о новых нормах очень противоречива, на разных официальных источниках указываются разные данные», - рассказал на заседании главный редактор журнала «Мягкое золото» Алексей Семкин.
Президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец предложил присвоить Пятигорску статус особой экономической зоны, где будет действовать специальный режим предпринимательской деятельности, включающий в себя льготы.
«Не секрет, что традиционно лидерство в производстве меховых изделий удерживают в стране именно пятигорские производители! Льготные условия, действующие в регионе, будут способствовать экономическому росту и предотвратят для предпринимательства проблемы, связанные с ратификацией Соглашения», - сказал Оболенец, добавив, что в скором времени Торгово-промышленная палата намерена обратиться с данной инициативой к губернатору края.
Получат ли пятигорские предприниматели привилегии, пока не известно, но очевидно, что бизнесу пора готовиться к новой волне проверок и штрафов. Тем временем, народ гадает, что власти будут делать с конфискованными шубами - неужели их ждет участь европейских деликатесов, уничтоженных под колесами бульдозеров?
В СМИ уже появлялись сообщения о первых изъятиях немаркированного товара в Москве и Петербурге. Как сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова после судебных процедур шубы передадут в Росимущество, которое и определит судьбу конфискованного товара. В общественности прозвучало предложение раздать шубы бедным гражданам. Попова пообещала обсудить эту инициативу.
Зачем шубам чип?
Закон о чипировании шуб призван сократить количество контрафакта на территории России и Евразийского экономического союза, а также налоговые сборы в бюджет государства. Идея системы маркировки в том, чтобы отследить товар от его производства до попадания в руки потребителя. Специальный чип будет содержать информацию о наименовании товара, виде меха, из которого он изготовлен, стране производства, сроке изготовления и так далее.
В том, что обязательная маркировка меха выгодна государству, сомневаться не приходится – по оценкам экспертов доля нелегальных товаров на рынке меховых изделий в России составляет от 70% до 85%. Чипирование шуб вероятней всего скажется на цене изделий, ведь теперь предпринимателям будет сложнее обойти налоговое и таможенное законодательство.
Что касается пользы для потребителей, то здесь многие настроены скептически – информацию на чипе будет указывать сам производитель, а значит он может внести какие угодно данные о своем товаре. В любом случае, новая система усложнит жизнь недобросовестным бизнесменам, особенно это касается изготовителей китайских подделок, заполонивших российский рынок.
О пользе от чипирования шуб для самих участников рынка говорить не приходится - пока система маркировки является лишь еще одной головной болью для малого и среднего бизнеса. Впрочем, те, кто заранее позаботился о судьбе своего предприятия и начал чипировать изделия еще весной, особого дискомфорта от введения закона не испытали.
Участь меховщиков может коснуться и производителей других товаров – в СМИ появилась информация, что, если система маркировки меховых изделий удачно приживется, подобную практику могут распространить на другие отрасли.