Сергей Беков
Автор

Ингушетия: запрос на перемены

Сергей Беков
Автор
25.11.2016

Республика начала все с чистого листа. С картофельного поля. Я вот так вижу дальнейшее развитие – за последние годы эта обстановка меняется в лучшую сторону. Причем, все то, что я сейчас говорю и то, что говорят другие люди, без заумных фраз, это все надо кому-то положить на бумагу. Не более 2,5 листов. И положить этот документ перед главой региона. Раз он Глава региона, мы должны работать на него и с ним. Только тогда мы будем достойны, чтобы у нас была республика, флаг, гимн, Конституция и другие  атрибуты субъекта РФ.

Агрокомплекс

Сельское хозяйство – это навечно. Еще до революции мы занимались сельским хозяйством и будем дальше заниматься. Потому что кушать хотят все и всегда.

Конечно, это очень хорошо, что развивают сады. Я говорил об этом Юнус-Беку Баматгиреевичу.  Но дело в том, что пашни в Ингушетии немного, если сравнивать с соседними регионами. На Северном Кавказе пашня всегда была большим дефицитом, издревле. Поэтому надо то, что есть, использовать максимально эффективно. Надо было бы, по возможности, для садов использовать пологие склоны.

На ровных участках Ингушетии надо бы выращивать, культуры, которые требуют много ручного труда, – типа сахарной свеклы, картофеля  – чтобы больше людей занять можно было. Мы так делали раньше.

Вот я вам скажу из истории, когда я начинал работать в Назрановском районе, там было 83 га сахарной свеклы. А когда через 6 лет я оттуда уходил, там было уже 2980 га. На 1 га сахарной свеклы работали 4 человека. Т.е. каждая семья на все лето брала гектар сахарной свеклы. Причем отдельно потом ее выкапывали, отдельно взвешивали, и им отдельно за это платили.

Я говорю об агросекторе в целом. Республика правильно делает – нужно развивать молочное животноводство. Там, по-моему, уже и комплекс построили. И это очень важно, ведь республике нужно свое молочное хозяйство. Но, было бы правильно, если больше внимание обратили на мясное животноводство, откорм скота, – такой опыт был в районе. Это основа экономики 2 районов – Назрановского и Сунженского. Малгобек всегда был засушливым районом, сейчас может быть там тоже удастся.

Сейчас там очень много говорят о том, что будем производить бутилированную воду. Мы еще в советское время разведали и законсервировали более 30 скважин, где была питьевая вода. Она очень перспективная для РИ. Почему? Арабский Восток, Египет и т.д. они всегда нуждались в питьевой воде, это выгодно было бы. А если поставить дело на основу, которая позволяла бы механизировать эти процессы, чтобы такая вода была бы недорогой по себестоимости.

Говорят выращивать хлеб выгодно в том случае, если ты продаешь булочку. Выгодно что-то делать только в том случае, если вы от поля до прилавка продукцию доводите сами.

Я иногда имею возможность посмотреть ТВ РИ, там показываются, что они мед собираются продавать заграницу, консервы делают. Это хорошо. Но позвольте вам сказать, что это вчерашний день. Надо идти на уровне современных технологий. Причем везде  – заключая договоры с теми, кто будет покупать эту продукцию, кто будет участвовать в закладке этих предприятий, кто готов тратиться на то, чтобы готовить специалистов этого профиля.

Евкуров много сделал хорошего. Во-первых, он начал строить. Очень хорошо! Во-вторых, он все-таки заложил интенсивное садоводство. В дальнейшем долины на склонах надо развивать. Я ему сказал, что послали бы людей в Южную Германию, Северную Францию, Швейцарию и там вы увидите, на каких крутых склонах у них сады. А на пашни надо культуры, чтобы людей можно было занять! Ну, и конечно же, нужны промышленные предприятия по переработке. И обязательно нужны экологически чистые предприятия, которые создали бы техническую интеллигенцию. Можно было бы обратить особое внимание на создание промышленных тепличных хозяйств, которые также позволили бы занять квалифицированных в этой области специалистов.

Промышленность

Я проработал в  родной республике 26 лет. Поэтому я высказываюсь еще раз однозначно – для того, что бы наша республика заняла бы достойное место среди промышленно развитых регионов России, надо обязательно развивать промышленность.

Основу экономики составляет промышленность. У нас вообще на Северном Кавказе с промышленностью проблемы. Однако, если не будет технической интеллигенции как основы промышленности, то не будет и промышленности. Насколько я знаю, в Чечне восстановили ряд промышленных предприятий. В Ингушетии вводятся новые объекты, такие как завод по изготовлению полимерных труб, завод светодиодных ламп, завод автобусных радиаторов, по изготовлению профнастила, швейная фабрика и многое другое. Я понимаю, что это трудно – сейчас можно ссылаться на сложности в экономике страны и т.д., но надо привлекать иностранный капитал. А иностранный капитал идет именно туда, где ему выгодно вкладывать средства.

На мой взгляд, решение надо искать на взаимовыгодных условиях, чтобы часть собственности была государственная. Должны быть гарантии правительства РФ для создания подобных предприятий. Потому что только под гарантии правительства страны придет серьезный инвестор

А в Ингушетии выгода заключается в нескольких составляющих. Первая – наличие трудовых ресурсов, причем люди  хотят работать. Вторая – это густонаселенная территория, и значит не требует больших перевозок. Третье – отсутствие требований к высокой заработной плате и легкая обучаемость людей. Я и Юнус-Беку Баматгиреевичу говорил об этом.  

Причем не надо строить иллюзии о том, что нам достаточно какой-то «отверточной» сборки. Нет! Нам надо научиться делать самим все. Надо иметь цеха, которые будут и литьем заниматься, и будут заниматься сборкой, и будут заниматься штамповкой, насыщением моторной части и т.д. Т.е. должен быть полный цикл предприятия. Тогда в течении 5-10 лет вырастут коллективы, а управлять легче людьми, которые находятся в трудовом коллективе, а не в каком-то клубе интересов.

Почему мне это приходит в голову? Потому что я был заведующим отделом Обкома партии, которое вело сельское хозяйство и пищевую промышленность. Это были специалисты высшего класса в своем деле.

В советское время там был такой завод – «Электроинструмент». Этот завод вбирал в себя примерно 2500 человек. Работали мужчины и женщины, иногда в 2 смены. Это был завод союзного значения. Поставки были в 33 страны мира. Кадры те, конечно, потеряны, но новые кадры можно вырастить.

Ведь если мы считаем, что создавать с нуля техническую интеллигенцию, промышленный потенциал очень долго, то нужно понимать, что все равно когда-то кому-то придется это делать.

Место под солнцем

Я в свое время высказывался Юнус-Беку Евкурову: пошли людей в Татарстан. Это национальная республика, со своим колоритом, очень нормальное руководство, очень уважительные люди. Постарайся с ними договориться, чтобы они помогли Ингушетии просто найти свое место в экономике страны.

Когда-то, когда я работал сенатором, я внес предложение, что нужно сделать программу «Юг России». Потому что если бы назвали «Ингушетия», эту ФЦП, ее бы никто даже не посмотрел. А когда мы написали «Юг России», мы туда подтянули Ростов, Краснодар, немножко Кубань и кавказские республики. И нашли место для РИ. Я дал уже готовую, отпечатанную программу Юнус-Беку. Он ее почитал, а потом мне сказал, что отдал руководителям федерального центра. А потом я вижу, что ее развернули в ряд подпрограмм.

Я еще раз повторяю – сейчас в РИ большое число молодежи. Эта молодежь, в основном, специализирована на гуманитарных специальностях. Но надо иметь инженеров, машиностроителей, тех, кто может хорошо что-то строить. А то, что у нас там есть строители, ну, я не хочу обсуждать. Не потому, что там плохо. Нет! Хорошо! Но если у республики нет таких территорий, как, допустим, у Калмыкии, значит под этот регион надо подстраивать свою экономику и, что ее не надо копировать с соседей, не надо! Потому что у соседей большое и тяжелое советское прошлое – типа завода «Цинк», каких-то свинцовых предприятий, еще каких-то вредных производств. У нас же, слава богу, этого нет.

Молодежь

Я с уважением отношусь к Главе региона и думаю он правильно подбирает свое правительство. Но что такое политика? Это искусство возможного, а не того, что ты хочешь! На сегодняшний день я думаю он делает возможное, но ведь ему и тем, кто его окружает, надо думать о будущем.

Почему вот у нас все спокойно? Вот возьмите наши российские центральные области. Я уж не говорю про оборонку, мы это не умеем. Кавказ никогда не умел заниматься оборонкой. Потому что это тяжелые технологии. Но посмотрите, сколько там заводов, которые делают тракторные прицепы, легкие трактора, никакого большого ума там не нужно. Можно себе что-то найти! Самое трудное чтобы люди были! Не нужно китайцев и вьетнамцев, надо самим работать!

Неужели вы думаете, что я сидя вдалеке от республики, не общаясь каждый день с этими людьми, могу кого-то критиковать? Я знаю в этой республике Евкурова. А уж это ему подбирать. Но я считаю, если ты хочешь стоять во главе людей, быть не только руководителем региона, но и руководителем отрасли, нужно знать, что не должен быть зависимым от своих подчиненных, ни в чем! Если ты на государственной должности, ты должен быть абсолютно чистым и честным в своей работе! А если не можешь, то лучше уйти и заняться бизнесом. И все!

А тем более, вы знаете, на Кавказе, у людей очень долгая память! Вы выйдите на улицу и спросите пожилого человека в Назрани, которому за 70 – Вы не помните, тут Беков Сергей Мажитович работал? Он вам скажет все, что думает обо мне. Хотя я уехал оттуда 40 лет назад. Как будто это вчера было. Люди всегда все помнят!

Юнус-Бек Евкуров– об экономической ситуации и ответственности руководства перед людьми

Мы видим что экономика российская затормозила падение и начинает стабилизироваться. Но нужно отдавать себе отчет в том, что «жирных нефтяных» бюджетов больше не будет и у нас есть только два пути: сокрушаться о прошлом или адаптироваться в настоящем и строить будущее.

Почему мы вспоминали о годах «нефтяного изобилия»? Потому что они хорошо маскировали некомпетентность, нерасторопность и нерешительность руководителей. Как в бизнесе, так и в сфере государственного управления. Но если некомпетентность и неготовность работать в бизнесе угрожает только самому бизнесмену и его работникам, то в госуправлении невнимательное отношение к своим обязанностям и к людям – вредит всем. И первыми это ощущают на себе незащищенные категории граждан.

Людям неинтересно что написано в наших инструкциях, правилах, нормативах. Людям не важно как организованно у нас межведомственное взаимодействие, что у кого работает или нет, – людям важен результат.

Реальный результат сейчас, здесь. Не обещания, не отговорки, не прожекты, не жалобы «на смежников» и федералов. Вчера можно было как-то работать по-старинке – ссылаться на тяжелое наследие, на неблагоприятную экономическую или криминальную обстановку, принимать то, что есть.

Сейчас – нельзя.  Сейчас  результата можно добиться только работая «на разрыв»: учитывая каждую копейку, используя все возможности, находя такие варианты решений, которые раньше просто не замечали. И самое главное – делать все это нужно для реальных людей.

Мы все на службе. Мы все – взрослые люди и понимаем простую истину: главное – результат. Я уверен, что зрелые состоявшиеся люди понимают, что не справившийся с работой чиновник должен честно и спокойно, глядя землякам в глаза, уйти. Уступить место другому – готовому искать новые пути, а не оправдания.