Руслан Гереев, руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа, рассказал «Кавказу Сегодня», кто мог убить имама сельской мечети в селе Новый Куруш в Хасавюртовском районе и об особенностях межнациональных и религиозных конфликтов на этой территории.
— Руслан Маликович, в среду, 9 сентября, под Хасавюртом расстреляли имама. В 2013 и в 2010 гг. в Дагестане были зафиксированы серийные убийства мусульманских священнослужителей. Это убийство может быть началом серии?
— Я не думаю, что это убийство станет началом серии. В 2010 году в Хасавюртовском районе, как и в других районах Дагестана, был всплеск радикальных джамаатов (общин). Сегодня большинство радикалов покинули РФ, а вооруженные бандформирования уничтожаются силовиками. Их почти не осталось. Сейчас ниши уже заняты представителями ислама с традиционными взглядами и конфликтов на этой почве нет.
— Кто может быть замешан в убийстве? Сегодня в СМИ расходится информация о возможной причастности лидера хасавюртовского бандподполья Валида Моцаева. Ссылка идет на источник. Вы поддерживаете это мнение?
— Я бы воздержался от подобных заявлений, потому что бандформирования действуют по-другому. Вооруженные боевики всегда ведут видео- или фотоотчет своих действий. Они публикуют в сети обращения, в которых признаются в убийствах и сообщают свои требования. Если бы действовало серьезное бандформирование, то в сети бы уже появилась информация.
— Кто тогда может быть причастен к убийству сельского имама Магомеда Хилирова?
— Я думаю, что здесь может быть замешана радикально-настроенная молодежь. Согласен с тем, что убийство произошло на религиозной почве, как сообщает следственный комитет.
Хасавюртовский район считается проблемным в плане межконфессиональных, религиозных конфликтов. Во-первых, район приграничный и здесь был всплеск миграции между Чеченской Республикой, Ингушетией. Во-вторых, география Хасавюртовского района удобна для укрытия, там много лесов, горных ущелий, и полиции сложно вести мониторинг этих мест.
— Сколько в Дагестане радикально настроенной молодежи?
— Точных оценок нет, поскольку такая статистика не ведется ни в одном регионе страны. Их количество снижается по сравнению с тем же 2010 годом, 1999 годом, когда радикалы активно призывали к сепаратизму.
— Что нужно сделать, чтобы устранить эту проблему?
— Сегодня в Дагестане уже многое сделано. Республика занимает ведущее место в России и СНГ по количеству мечетей — их более 3,5 тысяч. Сейчас свободно можно регистрировать любые религиозные организации. Также у нас самая высокая динамика по религиозно-образовательным учреждениям — более 27 медресе (колледжей), сотни мактабов (примечетских школ), которые функционируют практически при каждой Джума-мечети. Семь исламских высших учебных заведений. Государство создало определенные условия для мусульман. Любой верующий человек может реализовать свои потребности.