Армина Айрапетян
Автор

Александр Горбунов: «Цели наши четкие и ясные, и мы будем работать для их достижения…»

Армина Айрапетян
Автор
10.11.2016

Депутат думы Ставропольского края, председатель Общественного совета при главе Пятигорска, председатель Совета ректоров вузов СКФО, вице-президент Российского Союза ректоров, ректор Пятигорского государственного университета Александр Горбунов рассказал о том, как выстроит работу в региональном парламенте, почему из аббревиатуры ПГЛУ исчезла буква «Л» и как санкции Запада отразились на российском студенчестве.
 
- Александр Павлович, начнем с российской системы образования. Как в целом оцениваете ее? В последнее время произошло много перемен: от начальной школы, где введены новые программы, до высшего образования, ставшего двухступенчатым.

- Если честно, я думаю, что, к сожалению, не все получается так, как хотелось бы нашему профессиональному сообществу. Я имею ввиду сообщество высшей школы. Именно потому, что до конца не определены цели. Но есть управленческие аксиомы, поэтому мы постоянно будем наталкиваться в своих реформах на преграды. Надо понимать, чего требует эпоха и идти от этого. С моей точки зрения – и это описано в моих теоретических работах, докторской диссертации настала эпоха радикального инновационного, духовно-преобразовательного  поворота, и именно на это нужно ориентироваться.

Почему у детей, начиная с дошкольного образования, с начальной школы, столько трудностей? Потому что информации становится все больше. А, если человек получает новые знания, но у него нет системного каркаса, на который он их «сажает», происходит такой парадокс: чем он больше знает, тем меньше понимает. Например, Финляндия очень четко создает интегрированные междисциплинарные подходы уже в начальной школе. То есть дети должны понимать мир как единый. Мы же до сих пор движемся, причем и на уровне кандидатских, докторских диссертаций, по пути раздробленности.
Многие вузы России превратились в большие профтехучилища. Они множат и множат направления подготовки, но все равно получается ПТУ. А смыслы, мышление, способность к инновациям, к глубокому анализу, творчество, общественная активность, спортивная жизнь?

- Если сравнивать с советской системой образования, какая лучше? Все-таки Вы учились, становились как личность при советской системе образования, а работаете уже при современной….

- Советская система образования была сильнее потому, что она базировалась вот на этих смыслах и на целях, о которых я говорил. С ними можно соглашаться, а можно нет. Я, например, в отличие от многих, согласен. Ведь советская система была принципиально нацелена на развитие личности, на широкую, общекультурную подготовку. Но, следует признать, что, в силу этого, практическая часть иногда страдала. Поэтому переключились и стали делать больший упор на нее, упуская при этом теорию. В результате, получился облегченный вариант образования. Не смогли сочетать, найти золотую середину. Сейчас же нужно сделать именно так.

- Много лет Вы возглавляли Пятигорский государственный лингвистический университет. Теперь вуз стал классическим. К чему эти перемены? Чего ожидать студентам, преподавателям и работодателям?

- Переименование университета отражает его реальный статус, который он приобрел за последние десять лет. Вуз сумел за это время, прямо скажем, очень непростое, развить многие новые профили, причем мы их никогда не отделяем от подготовки по иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Поэтому есть определенная закономерность в таком развитии.

Решение об официальном переходе вуза от лингвистического к многопрофильному было принято на основе обсуждения Министерством образования и науки РФ на основе обсуждения с полномочным представительством Президента РФ в СКФО, губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым.
Отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что студентам, преподавателям и работодателям следует ждать новых профилей подготовки, потому что теперь никаких бюрократических преград для развития вуза не будет.

- Эксперты говорят, что переименование нужно, в первую очередь, региону, что нужны специалисты широкого профиля...

- Конечно! Сейчас существуют направления подготовки, специальности и профили, которые просто не существовали раньше, не были нужны Ставрополью, Северному Кавказу. Настоящий, современный университет должен очень быстро реагировать на изменение ситуации на рынке труда и в секторе реальной экономики.

- Как с этой задачей справляются вузы СКФО? У нас достойный уровень образования или, все же, пока не дотягиваем?

- К сожалению, различия по многим параметрам сильно сегодня проявляются. Если взять среднее образование, у нас есть просто великолепнейшие школы, а есть кое-где и очень низкий уровень. С этим надо работать основательно.

Что касается высшего образования, я считаю, что вузы Северного Кавказа, если говорить о государственных, все достаточно ответственные. Хотя, и небольшая часть частных тоже работает на достойном уровне. Они подтягиваются под требования Госстандартов. Конечно, высшей школе СКФО решать многие вопросы труднее, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге в силу меньшего финансирования. Есть у нас СКФУ с особым статусом, но ведь есть и региональные учебные заведения, которым в этом смысле сложнее. Однако, надо отдать должное ректорскому корпусу северокавказских вузов, которому удается в непростой ситуации поддерживать должный уровень образования.

Если сравнивать с тем, что было 20-30 лет назад - разница колоссальная. Тогда нам и не приходило в голову сопоставлять образовательную среду Северного Кавказа с той же краснодарской или ростовской.

- То есть, качественно мы подтягиваемся…

- Да. Если брать количество, как выражение качества, то, конечно, мы стали подтягиваться. Хотя, тут все зависит от того, кто и как работает над этим.

 

- Какие цели и задачи ставите перед собой в краевой думе? Будете заниматься вопросами образования?

- Ну, своих собственных, отличных от думских, целей нет. Что касается системы образования: да, конечно, используя глубокое знание ситуации, мы - те, кто пришел в думу из этой сферы - можем более качественно решать некоторые вопросы на законодательном уровне. Думаю, что у нас есть возможность влиять в положительном смысле не только на эту сферу общественной жизни, но и на остальные, не менее важные.

Я серьезно отношусь к тому, что мне ближайшие годы доверено представлять интересы ставропольчан, жителей Кавминвод и, конечно, пятигорчан.

- Что касается Пятигорска… Вы возглавляете Общественный совет при главе города. В чем заключается его работа? Может ли обычный житель курорта обратиться туда за помощью?

- Конечно. Для того Общественный совет и создан, чтобы люди могли туда обращаться. Так как мы постоянно сотрудничаем с администрацией города, то моментально получаем ответ на любой вопрос. Здесь очень велика роль главы Пятигорска Льва Травнева, который всегда открыт для диалога. Также, у нас очень хороший контакт с думой города, с ее председателем Людмилой Похилько, с депутатами.

В Общественный совет входят люди авторитетные, представляющие определенный коллектив или организацию, общественную, национальную структуру. Думаю, подобный Совет должен работать в каждом городе.

- Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем сложную геополитическую ситуацию. Как известно, у ПГУ всегда были обширные связи за рубежом. Не отразилась ли напряженность на этих связях? Не возникает ли проблем у студентов, аспирантов и преподавателей с выездом за границу?

- Если говорить о негативном отношении к Российской Федерации и ее политике, ничего подобного мы не ощутили. Просто возникли некоторые барьеры.

Вот, например, у нас были сложности с направлением группы по обмену в Египет. Сейчас, поскольку Россия возобновила отношения с египетской стороной и планирует наладить транспортное сообщение, думаю, проблема скоро будет решена. Конечно, из-за известных событий мы потеряли, будем надеяться, что временно, партнера в лице Турции.

Есть и другая сторона: мы смогли развернуть целый ряд наших зарубежных партнеров к пониманию той угрозы, которую несет международный экстремизм и терроризм. В начале июня прошла большая конференция, на тему противодействия идеологии терроризма, прежде всего, ИГИЛ (деятельность организации запрещена в РФ - прим.ред.). Участие в ней приняли делегации из семи стран. Надо сказать, что и представители США, и представители других государств согласились с нашими подходами. А это - развитие общественной дипломатии.

Помимо прочего, мы весной открыли Центр русского языка во Втором университете Неаполя. Это серьезный шаг к сближению в условиях санкций. Сейчас откроем еще три Центра: в Чанчуньском университете Китая, в университете Пиаже в Португалии и в испанском университете Кадиса.

- То есть, роль русского языка, интерес к русской культуре растут за границей?

- Растут. Если бы этого не было, они бы не дали согласия на открытие центров в своих учебных заведениях. Вчера же не было этих решений, а сегодня они появились. Это связано с усилением роли Российской Федерации и, опять же, с пониманием именно в университетской среде того, что им надо создавать базу для сотрудничества. У нас в вузе курсы для иностранных граждан тоже заполнены. И это очень хороший знак. Все говорит о том, что завтра будет намного лучше, чем вчера.

-То есть, можно сказать, что мы движемся через тернии к звездам...

- Да. Тернии, конечно, серьезные, но к звездам двигаться можно и нужно. Цели наши четкие и ясные, и мы будем работать для их достижения. Мы убежденные люди, а это - самое главное.