Во второй половине октября жители дагестанской столицы прошли через горнило бедствий. Еще до массового отравления питьевой водой в городе ограничили подачу воды, затем маршрутные такси перестали выходить на линии, проливные дожди затопили улицы, канализации и подвалы многоквартирных домов, а через три дня вспыхнула кишечная инфекция.
НАЧАЛОСЬ С ПЕРЕБОЕВ…
Испытания махачкалинцев начались 17 октября, когда в Кировском районе и прилегающих поселках отключили водоснабжение из-за очистных работ на Миатлинской ГЭС. Власти города заявили, что против отключения, но от позиции столичной администрации мало что зависело. Мэрия организовала подвоз воды на 15-20 водовозах, что заметно спасло ситуацию. Изначально отключение планировалось на две недели – до 31 октября, однако сотрудники «РусГидро» завершили обследование деривационного тоннеля с опережением на пять дней. Они работали в трехсменном режиме.
Через несколько дней после ограничения водоснабжения с городских улиц исчезли маршрутные такси. Правда, несколько водителей вышли на линии. Кроме того, в городе курсировали автобусы и троллейбусы, но этого было явно недостаточно для обслуживания миллионного города. Таксисты быстро поймали ветер перемен и подняли цены, прекрасно понимая, что горожанам деваться некуда.
НА ЧЕМ ПОЕДЕМ?
Маршрутные такси исчезли после начала рейда. Инспекторы ДПС проверяли наличие печати в техпаспорте автомашин, подтверждающей разрешение на установку газового оборудования. Машин без печати в техпаспорте ожидала платная стоянка.
В столичном управлении ГИБДД завили, что водители были заблаговременно предупреждены о необходимости регистрации газового оборудования, но никаких действий не предприняли.
По словам водителей, регистрация газобаллонного оборудования обходится дорого – до 13 тысяч рублей, а ездить на бензине невыгодно. В городе пошли слухи, что водители маршрутных такси бастуют.
Начальник технического надзора махачкалинского ГИБДД Мурад Шахбанов заявил, что в столице проходит профилактическое мероприятие «Незаконный перевозчик» в рамках которого, проверяется разрешение на газобаллонное оборудование (ГБО), а также наличие лицензии, справки о медицинском осмотре, разрешения на перевозку пассажиров, карты маршрута и техническое состояние транспорта.
Комментируя сложившуюся ситуацию, Мурад Шахбанов заявил, что печать в техпаспорте – разрешение на ГБО – должна быть у всех автомобилей, которые перешли на газ с бензина. «Мы работаем в рамках закона», – подчеркнул Шахбанов.
По словам начальника городского управления транспорта Садулы Исмаилова: «Разрешение на газобаллонное оборудование дают только в Москве, у них там произошла задержка с процедурой в двадцать дней. У кого есть разрешение – ездят, другие запломбируют газовое оборудование, и пока будут ездить на бензине». Большая часть общественного транспорта вернулась на городские улицы, но еще не все перевозчики вышли на линии.
ПРИШЛА БЕДА…
На этом испытания махачкалинцев не закончились. 23 октября начались проливные дожди, что привело к подтоплению улиц, микрорайонов, канализаций и подвалов многоквартирных домов. Городские системы ливневой канализации и водоприемники не справлялись, аварийные службы работали в усиленном режиме, откачивали подвалы, канализации, пытались устранить последствия стихии.
Но самое тяжелое испытание было еще впереди. Первые сообщения о массовом отравлении появились 26 октября. В дальнейшем события развивались стремительно, уже 30 октября стало известно, что в больницах Махачкалы лежат уже 360 человек с острой кишечной инфекцией. В Дагестан в срочном порядке прилетела глава Роспотребнадзора РФ Анна Попова, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.
В беседе с представителями СМИ глава Роспотребнадзора РФ заявила, что причиной отравления стало недостаточное хлорирование воды, а виновные будут наказаны. «Вспышка острой кишечной инфекции расшифрована. Она связана с загрязнением питьевой воды. В первые дни отмечено превышение нормативов по содержанию микроорганизмов в воде до восьми раз… вода была загрязнена и недостаточно прохлорирована», – рассказала Анна Попова.
Второго ноября количество отравившихся возросло до 700 человек, подавляющее большинство заразившихся – дети. На следующий день арестовали гендиректора «Махачкалаводоканала» Магомеда Муртазалиева по обвинению в массовом отравлении жителей столицы Дагестана, кроме этого, было возбуждено 22 административных дел, троим сотрудникам мэрии Махачкалы объявили выговор.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ПОСЛЕДСТВИЯ КОШМАРА
Но окончательная причина массового заражения махачкалинцев питьевой водой была озвучена на встрече главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с Президентом России Владимиром Путиным. Из-за ливневых дождей прорвало канализацию, сточные воды попали в водоканал, что вызвало отравление питьевой воды.
Чтобы избежать дальнейшее распространение инфекции, в Дагестан привезли около 70 тысяч доз вакцины - от гепатита А, дизентерии и брюшного тифа. В Махачкале началась прививочная кампания, которая, по последним данным, охватила 26 тысяч человек.
Минздрав Дагестана третьего ноября объявил, что вспышка кишечной инфекции пошла на спад: все больше людей выписывались домой, уменьшилось количество обращений в связи с отравлением кишечной инфекцией. Всего с 27 октября по 3 ноября с признаками острой кишечной инфекции были госпитализированы около 800 человек.
На заседании оперативного штаба глава дагестанского управления Роспотребнадзора Элеонора Омариева заявила, что микробиологические исследования подтверждают соответствие воды санитарным нормам.
«Вся вода, которая поступает в город с очистных сооружений, чистая. Граждане могут спокойно ею пользоваться, но это не значит, что надо отменять существующий режим и проводимые мероприятия. При мониторинге больных стали выявляться случаи, когда родители в легкой форме переболели, а плохое самочувствие, особенно маленьких детей, “списывают” на зубы или другие факторы, и только когда ребенок получает осложнение, идут к врачу» – рассказала главный санитарный врач Дагестана.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?
Надо отметить, что региональные и федеральные власти оперативно отреагировали на проблемы жителей Махачкалы, но также очевидно, что город оказался не готовым к таким масштабным бедствиям. Еще 31 октября махачкалинцы собрались на митинг, чтобы выразить недовольство действиями городских властей, в акции участвовали около 200 человек.
В городе все еще устраняют последствия минувших темных дней – очищаются и ремонтируются канализационные сети, продолжается дезинфекция мусорных площадок, маршрутные такси возвращаются на улицы, сокращается количество обращений с признаками отравления, жизнь продолжается.
Но так же очевидно, что за все произошедшее кто-то должен ответить. И ответить «по-взрослому». Да, уже арестован руководитель махачкалинского водоканала, кой-кому из столичных чиновников вынесены выговоры... Но катаклизму подобного масштаба столь узкий круг лиц, ответственных за произошедшее, явно не соответствует. И с этим нужно что-то делать. Аргумент прост: чтобы впредь не повторилось.
Будут ли сделаны выводы и, что намного важнее, оргвыводы? Поживем – увидим.