Максим Батырев входит в тысячу лучших менеджеров России. Его семинары прошли в 54 городах нашей страны. Автор бестселлера «45 татуировок менеджера» рассказал в беседе с Натальей Чуйко - директором компании «Бизнес-Класс», которая уже в третий раз выступает организатором семинара в Пятигорске, о своей книге, особенностях системы управления в России, методах «кнута» и «прияника» и о многом другом.
- Максим, Вы написали книгу «45 татуировок менеджера», которая стала бестселлером. В чем секрет такой популярности? И почему такое название?
- Книга про наш российский менеджмент. Я ничего не придумывал, описывал свой опыт, те ситуации, с которыми сталкивается любой руководитель. И каждый, читая книгу, узнает себя в ней. Возможно, в этом секрет. Название родилось само собой. Когда что-то происходило в моем управленческом опыте, я говорил: «Вот это точно оставит татуировку на моем сердце», поэтому название «45 татуировок менеджера».
- Есть ли отличие российского управления от западного?
- Конечно, есть. У нас культура другая, и люди другие. Мы реагируем на одно и то же по-другому. К примеру, возьмите систему штрафов. Если на предприятии Германии или Кореи введена система штрафов, то люди соблюдают правила. В нашей стране люди придумывают, как эти правила обойти, как обезопасить себя.
- Что больше мотивирует в России: кнут или пряник?
- Думаю, что « кнут». В моем понимании, кнут – это реагирование системы управления на отклонение от стандартов. Есть руководитель - такой король в своем королевстве, который считает что-то важным, к примеру, чтобы люди приходили на работу к 9.00. Это стандарт в этом королевстве. И если человек приходит в 9:05, то король должен реагировать. Иначе, сначала люди начнут приходить в 9:01, потом 9:15 и, если руководитель не реагирует на отклонения, то потом вообще система власти перейдет к подчиненным. Вот эта реакция и есть кнут.
- А пряники нужны?
- Без «пряников» нельзя, но пряники или поощрения не должны доставаться просто так. Любое поощрение должно даваться за конкретный результат в работе. Пряники даются после того, как задачи будут выполнены. Некоторые работодатели расширяют свои социальные пакеты, конечно, в кризис уже меньше. Человек ничего не сделал и еще не заслужил, а у него куча социальных благ. Потом он уходит с одной работы и у него требования к новому работодателю те же самые и плюс еще «дайте мне теплое молоко по утрам и бутерброды с красной икрой».
- Статистика говорит о том, что у нас в стране самая низкая производительнос
- На своих мастер-классах я показываю более 40 инструментов для мотивации людей. Очень странно, когда наш человек, который был неэффективным на нашем российском предприятии, решает мигрировать в какую-нибудь западную страну, и тот же самый человек вдруг становится там эффективным. Вопрос не в человеке, а в системе управления: не вовремя реагировали, неправильно мотивировали. В нашей стране лидерство, результаты своих людей, на «своем горбу» надо тащить, куски сердца отрывать. А если так работать не будешь, то в России не добиться результата. Создать только систему правил и не вкладывать душу - не получится. Людьми надо заниматься. И пока они видят, что руководитель самоотверженно развивается и переводит людей на новый уровень жизни, то будут сверхрезультаты.
- В своей книге вы описываете случай, когда надо было «разбудить сонное царство» в отделе продаж - отдел не давал результаты. И Вы, вместо того, чтобы ставить планы и контролировать – собирались вместе, читали стихи, смеялись. Вы всегда так делали, чтобы добиться результата?
- Все время что-то делал, жал на все кнопки. И иногда нестандартно. Мы с командой холодной водой обливались, и плакали во время кризиса, выстраиваясь в две шеренги. Все это превращалось в смех. Это заряжало с утра, люди с настроением шли на работу. Люди могут заряжаться сами, надо только им условия создать. Но чтобы создавать условия – надо много работать, читать, интересоваться, смотреть чужой опыт, находиться в поиске.
- Вы упомянули кризис, что посоветуете руководителям в это непростое время?
Я превращаюсь в тренера личностного роста ( смеется). Не прячьтесь от проблем, берите ответственность на себя за своих людей, двигайтесь, несмотря ни на что. Это, как ситуация с той лягушкой, которая попала в кувшин с молоком и барахталась, пока не сбила сметану. Руководитель обязан показать людям будущее своей компании, взять за руку и отвести туда. И еще обязан давать надежду!
18 ноября МАКСИМ БАТЫРЕВ приезжает в Пятигорск с новой программой «МЕНЕДЖЕР И КОМАНДА: как создать команду мечты, способную достигать сверхрезультатов