"Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике проверено 90 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг. В ходе проверок по выявленным нарушениям требований санитарного законодательства возбуждено 101 дело об административном правонарушении, выдано 81 предписание об устранении нарушений, вынесено 95 постановлений о назначении административного штрафа на сумму 95 тыс. руб., шесть дел об административном правонарушении находятся на стадии рассмотрения".
Об этом сообщили в региональной службе Роспотребнадзора в Грозном. Прокурорская же формулировка гласила: «В деятельности салонов красоты были выявлены грубейшие нарушения законодательства, связанные с несоблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Проведение косметологических операций персоналом, не имеющим соответствующей квалификации, использование техники и материалов, не соответствующих необходимой гигиенической оценке, а также проведение операций без использования средств, необходимых для индивидуальной защиты».
Вместе с тем, в том же Роспотребнадзоре уточнили, что особо грубых нарушений действующих нормативов и правил в этих учреждениях в ходе мероприятий выявлено не было. И все это происходило в рамках плановых проверок.
Однако дыма без огня не бывает. Что-то послужило причиной для массовой проверки косметических салонов. Корреспондент kavtoday решил разобраться в происходящем.
Мнения, суждения и доводы
Среди парикмахеров, косметологов и других специалистов, в разговоре с которыми пришлось затронуть эту тему, несколько разная оценка произошедших событий. Одни очень рады и даже благодарны за то, что наконец-то «дадут по рукам» тем, кто «портит честь их мундира», другие, наоборот, возмущены необоснованностью некоторых действий проверяющих инстанций. Сколько людей — столько и мнений.
Врач-косметолог с 15-летним стажем и таким же количеством сертификатов о подтверждении ее квалификации, работающая в Грозном (пожелавшая остаться неизвестной), назовем ее Малика, утверждает, что основанием для всех этих проверок, по ее мнению, стала коммерческая составляющая, и она тесно связана с конкуренцией между косметологами ЧР и соседнего Дагестана. С ее слов, некая врач-косметолог из Махачкалы, якобы, поделилась фото и другими материалами в социальной сети, наглядно показывающими нарушения, которые имеются в салонах красоты Грозного. В том числе, и применение мастерами технологий и компонентов по эстетическому улучшению лица и тела клиенток, запрещенных в этой отрасли. Об этом узнали представители компетентных органов региона и пошла «цепная реакция» проверок и мер наказания.
«Лично я продолжаю работать. Проверки в моем салоне прошли нормально, и никаких особых претензий к работе нашего учреждения предъявлено не было. Те мелкие недочеты, на которые нам было указано проверяющими, мы уже устранили, — говорит Малика, хозяйка одного из косметических салонов. — Но, многим моим коллегам эти действия помешали в их дальнейшей деятельности».
В основном в ходе проверок меры наказания, по словам нашей собеседницы, коснулись добросовестных специалистов, которые и так старались соблюдать все необходимые в их работе правила. «А так называемые «теневики», которые и до этого работали в подпольных и полуподпольных условиях, все также продолжают работать, наводя тень на нашу репутацию. А в некоторых случаях, нанося вред здоровью и внешнему виду своих пациенток», — отмечает Малика.
Ольга Рожкова, профессиональный врач-косметолог с 18-летним стажем, уроженка Ростова. Уже третий год почти постоянно живет в Грозном, тесно общается с коллегами.
«Я нашла здесь очень много желающих получить новые знания и совершенствовать свои навыки и умения. С этой целью я провожу семинары, мастер-классы и лекционные занятия с мастерами грозненских салонов. Я лично знаю очень многих, кто попал в число тех, кого проверяли сотрудники надзорных органов. Почти все они хорошие профессионалы и добросовестные специалисты в своем деле».
Просвещать, разъяснять и соблюдать правила
«Те косметологи и эстетисты, которые учатся у меня, были готовы к такого рода визитам контролирующих организаций. Я их к этому заранее подготовила, по всем параметрам. Так что, наш салон и магазин профессиональной косметики, с которым мы сотрудничаем, прошли эти проверочные мероприятия без проблем, — сообщила Ольга Рожкова. — А незначительные нарушения тех или иных правил при желании можно найти, наверное, почти в любом учреждении, оказывающем услуги»,- уточнила она.
По ее словам, в регионе и в городе здесь и сейчас в первую очередь почти полностью отсутствует информационно-разъяснительная работа, среди клиентов косметических учреждений. А такие мероприятия, безусловно, необходимы для улучшения ситуации в целом в сфере интенсивно развивающейся в регионе индустрии красоты. Эту работу можно организовывать и проводить и в местных СМИ, и в самих учреждениях косметологии или на различных встречах и семинарах.
Что касается последних проверок в городе, врач говорит, что сама часто удивлялась сервису и условиям, в которых оказывают услуги клиенткам многие из ее коллег или, скорее, псевдоколлег. И также отмечала для себя наличие многих нарушений санитарных норм в этих учреждениях.
И это при том, что перечень этих норм и требований Роспотребнадзора и других ведомств обязательно должен быть вывешен в каждом салоне красоты, претендующем на такое звание. В этих учреждениях, по словам компетентных в деле специалистов, должны быть на видном месте вывешены лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие профессионализм работающих в нем людей. Как выяснилось, у большинства косметологов, работающих в салонах города, нет высшего образования по своей специальности. У многих из них в наличии дипломы об окончании медколледжа по специальности медсестра или фармацевт. А то и еще хуже, имеется лишь документ образовательного учреждения совершенно другого профиля. К тому же, у многих женщин, занятых в этой сфере, в силу национальной ментальности, экономических условий и т. п., нет возможности выезжать в крупные города для повышения своей специализации. На такую профподготовку по нынешним правилам нужно, как минимум, три месяца лекционных и практических занятий. Кроме того, квалификацию эту периодически надо подтверждать и повышать.
Запреты и их последствия…
«Что касается вводимых запретов на проведение различного вида инъекций, то уверена, что эта мера не сработает. Те, кто колет своим пациенткам запрещенные к использованию в косметологии вазелин или тот же биополимер, будут продолжать это делать. Так как работают на дому или в каких-то других полулегальных условиях. Может быть, на время и притихнут, но не перестанут, это точно», — отмечает Рожкова.
Как выяснилось, стоимость процедур, которые предоставляют своим клиенткам эти самые нелегальные косметологи, не соответствуют реальной ценовой категории, имеющейся на рынке таких услуг. Их цены намного ниже. Это серьезный стимулирующий фактор для тех, кто является их клиентами. Хотя давно известно, что дешевое хорошим не бывает. Но соблазн получить большее за меньшие деньги всегда велик.
Будет лучше и эффективнее, конечно, постараться общими усилиями закончить это безобразие. Привести все к каким-то общепринятым правилам и стандартам, которые прописаны в соответствующих документах и в целом работают эффективно. Таково мнение многих, с кем пришлось общаться по этой теме.
«Я по роду своей деятельности часто бываю в различных городах Северного Кавказа и могу проанализировать, что, где и как. И если провести сравнение с крупными городами соседних регионов, то, конечно, уровень оказания косметических услуг в Грозном пока еще на порядок ниже, — говорит Ольга Рожкова. — При этом минусы в работе учреждений красоты встречаются везде, но их все же намного меньше там, где эта отрасль устойчиво развивалась в последние годы».
Причин для такого положения вещей в нашем регионе достаточно. И в первую очередь это то, что отрасль косметологии, как и многие другие сферы у нас, все еще возрождается после многолетних военных неурядиц.
Профессионалам надо объединяться
Исходя из реалий дня сегодняшнего, видимо, настало время для создания в городе и республике Ассоциации косметологов, объединяющей в своих рядах всех профессионалов отрасли. Такая площадка должна помочь более эффективному обмену мнениями, опытом и более тесному взаимодействию между врачами-косметологами. Всеми, кто имеет отношение к области, именуемой, в широком смысле, эстетической медициной.
«Я за конкуренцию между специалистами нашей сферы, не только в одном городе и регионе, но и повсеместно. Тем более, что это имеет место быть и нельзя не принимать во внимание этот факт. Но она должна быть здоровой и приносить положительные результаты. А не так, как сейчас делают некоторые из моих недобросовестных коллег. Поверьте, от этого проигрывают все — и врачи-косметологи, и их пациенты», — говорит косметолог Луиза Духаева.
Элина Юсупова – врач дерматокосметолог. Работает в области эстетической косметологии более 10 лет. Последнее повышение профессиональной подготовки получила в Москве, на базе Государственного научного Центра дерматологии косметологии. В свое время работала в учреждениях государственной системы здравоохранения региона в разных должностях,в том числе и руководящих. В настоящее время врач частной практики, ведет прием больных в своем кабинете в Грозном. Имеет свою постоянную клиентуру и хорошую репутацию среди коллег и пациентов.
На вопрос, часто ли приходят к ней пациентки с осложнениями после неудачно проведенных космопроцедур, отвечает, что такое происходит чуть ли не через день.
«Проблемы с клиентками, в основном, возникают после непрофессионального вмешательства доморощенных «косметологов». Последствия таких экспериментов, порой самые плачевные, начиная от незначительных ожогов после химических пилингов и других косметических процедур на лице и заканчивая тяжелыми ожогами, воспалениями, рубцами и даже частичными некрозами ткани на лице и теле», — говорит Элина Юсупова.
Наиболее частые осложнения случаются, по ее словам, после введения пациенткам безо всяких тестов и проб гелевых субстанций, как правило, синтетического происхождения. К ним, в первую очередь, относятся вазелин, биополимер и прочие нелегальные заменители биоматериалов, с которыми работают эти «специалисты» по красоте. «Если брать по шкале возрастания угрозы, то самые серьезные последствия бывают от инъекционных методик, проведенных непрофессионально, в антисанитарных условиях и с применением тех самых запрещенных материалов», — с тревогой отмечает Элина Юсупова.
Этими опасными методиками, по словам врачей, чаще пользуются молодые девушки и женщины, порой даже не достигшие 30-летнего возраста. Хотя, казалось бы, зачем в таком цветущем возрасте ставить над собой подобные эксперименты? И при этом, они знать не знают и ведать не ведают, что им вкололи или нанесли на лицо и тело сомнительные специалисты. Вот уж, воистину, тот случай, когда традиционное женское любопытство не срабатывает в нужном месте и в должное время. А цена вопроса, ни много ни мало, — собственное здоровье, а порой и жизнь. «Такое тоже случается и, к сожалению, не так уж и редко», — подтверждает Юсупова. Хотя уже есть действующее правило, что врач-косметолог обязательно должен проинформировать своего пациента обо всем, что он собирается делать с его лицом или другими частями тела, какие материалы и компоненты он при этом будет использовать. Сейчас действует и такая практика, что между врачом и пациентом подписывается так называемое информационное соглашение, в котором указываются обязательства сторон. В нем же прописано и то, какие материалы будут использованы во время косметической процедуры. После проведения инъекционной методики пациенту в обязательном порядке отдаются этикетки и характеристики сертифицированных препаратов на случай возможных осложнений в результате процедуры. Об этом знают и это практикуют уже почти все специалисты.
«К сожалению, даже при соблюдении всех норм и правил, врачебные ошибки неизбежны. В косметологии — тоже, как и в любой другой области медицины. Но их неукоснительное соблюдение сводит эти риски к минимуму. Ответственность врача во всех этих случаях — обязательный пункт. Но я не исключаю вины и самих пациенток, которые с такой безответственностью идут на реальные риски негативных серьезных последствий для собственного здоровья. Поэтому так же, как и большинство моих коллег, считаю, что информированность пациентов о получаемых ими услугах и их вероятных последствиях для здоровья — почти такой же важный фактор, как и профессионализм врача», — подчеркивает Элина Юсупова.
С этим сложно не согласиться. Знания лишними, как правило, никогда не бывают. А в случае, когда они могут спасти ваше собственное здоровье и даже
жизнь, лишних сомнений возникать не должно.