Анна Мартын
Автор

Школьные учебники: что купить, сколько стоит и где достать?

Анна Мартын
Автор
08.09.2015

Вот и закончилась первая неделя нового учебного года. Отзвенели первые звонки, закончились торжественные линейки. Отдохнувшие за лето и отвыкшие от плотного учебного графика дети медленно плетутся к воротам школы...

Педагоги судорожно перераспределяют рабочие часы, а директора формируют расписания занятий.В это время в книжных магазинах города настоящий ажиотаж, который, кажется, замечают только родители и продавцы учебных пособий.

Чиновники от образования и директора уверено заявляют: все ставропольские дети обеспечены бесплатными учебниками.

Если это так – почему в магазинах стоят длинные очереди из учеников и их родителей с длинными списками?
 
- Мне нужна биология для 6-го класса, - подошедшая с блокнотом женщина называет автора пособия.
- Этого нет. И не будет, - заявляет продавец в магазине.
 
Женщина покорно уходит – ей придется обойти еще полгорода.
Я только что тоже оббежала несколько крупных торговых точек. На руках - фотография обложки рабочей тетради по английскому языку, которую я сделала на смартфон и предъявляю продавцам. Мне, в отличие от той женщины, на этот раз повезло. Продавец оказался компетентным, угадал по фото, что мне нужно. И даже готов привезти 25 тетрадок для класса под заказ. Ждать около двух недель - если повезет.
Пока продавцы связываются с Москвой, чтобы узнать, есть ли требуемые мне тетради в наличии, к прилавку подходит еще одна покупательница. И, к моему удивлению, берет целый комплект учебников для 9 класса.
 
- Простите, - не выдерживаю я, - а зачем вы покупаете учебники? Вам их разве не выдают?
- Нет, - обреченно вздыхает она, – мы иногородние, нам учебники не положены. В школу взяли, а книги нужно покупать самим...
 
Продавец Татьяна делится со мной своими соображениями:
 
- Не понимаю, почему учителя не дают списки учебников и пособий летом, чтобы мы могли спокойно привезти людям то, что им нужно. Сейчас у нас ажиотаж. Мы заказали всего много, но точно – с чем-то просчитались. Каждый год мы уничтожаем целые горы. А сколько их уничтожают издательства – представить страшно.
 
В это время наличие нужных мне тетрадей подтвердилось. Я могу сделать заказ – по 200 рублей за тетрадь и идти домой. В конце недели дочь приносит новость:
 
- Мама, нам еще по информатике что-то там купить надо – тетрадь какую-то.
 
Я в родительском комитете. Поняла: в ближайшие дни надо разузнать у учителей, что им требуется, собрать деньги с родителей и побегать по городу в поисках необходимого. Можно, конечно, оставить родителей на произвол судьбы – пусть ищут сами.
Кстати, с младшим, первоклассником, повезло больше. Накануне первого сентября учитель просто собрал с нас по две тысячи рублей и раздал купленные школой рабочие тетрадки. Мы сэкономили не деньги, но хотя бы время.
 
Вера, мама и учитель истории в одной из краевых школ, на мой вопрос, нужны ли кому-то, кроме издательств, рабочие тетради по предметам, объясняет: 
 
 - По ряду предметов наличие рабочих тетрадей крайне важно. Они позволяют педагогу разнообразить формы контроля, обеспечить учеников разноуровневыми домашними заданиями.
Для своей дочери я всегда, независимо от требований педагогов, покупаю контурные карты по истории и географии, занимаюсь с ней сама. На уроках этому уделяется крайне мало внимания. Урок длится 40 минут. Из них: 5 минут садились, 10 минут опрос, 20 минут - поговорили о новом материале, 5 минут подведение итогов. Что можно дать за 20 минут? За это время физически невозможно дать даже хронологию событий, не говоря уже о личностях, анализе документов и т.д., хотя ЕГЭ предполагает наличие таких знаний. Спасает контурная карта и рабочая тетрадь, но, подчеркиваю, я занимаюсь с дочерью сама. В нашем классе рабочие тетради не требуются по большинству предметов.
 
К сожалению, часто тетради покупают, а потом они лежат мертвым грузом. Задания в них не делаются, и вся польза сводится к нулю. Кстати, стоят они недорого, мне на 6 класс рабочие тетради и контурные карты в интернет-магазине обошлись в 900 рублей.  Доставили в пределах 2 недель. 
Мой муж (учитель информатики) говорит, что  учитель должен сам определиться и с автором тетради, и с издательством. Например, 1-я часть тетради по информатике для 5 класса - очень удачная, а 2-я – безобразная. Моя подруга, историк, очень любит тетради из серии  ФГОС, но тоже - себе покупает все виды, которые изданы для того или иного класса - а детям рекомендует лучшее.
 
По поводу учебников: да, всем их должны выдать бесплатно. Если не выдали, то школа должна на своем официальном сайте разместить цифровые (сканированные) версии невыданных учебников для скачивания. В таком случае ученики ходят на уроки с планшетом. В частности, у нас в школу на первую неделю сентября не поступило в библиотеку около 8 комплектов. Но покупать никто не просит. 
Есть и другая сторона медали: иногда мне кажется, что из учебников целенаправленно убираются упражнения, задания, и т.д., чтобы печатать рабочие тетради. Но факт есть факт - современный учебник без рабочей тетради, как правило, малоэффективен. Либо педагог к каждому к уроку должен готовить массу заданий, карточки, раздаточный материал.
Верите вы в это? Я - нет. Более того, в школах сумасшедший дефицит кадров - у нашего математика нагрузка 40 часов (это 8 уроков в день). Другого математика нет. То есть качество подготовки учителя к уроку крайне низкое. Физически невозможно провести столько уроков, проверить тетради и т.д., как положено. Поэтому итог - рабочая тетрадь. Сейчас заказываю дочери на 7-й класс, а заниматься буду сама. По всем предметам. В репетиторов тоже верю мало. Домашнее задание она может сделать и сама, а большего они почему-то дать не могут...
 
Заказывались ли вовремя учебники краевым министерством, напрямую узнала от крупнейшего российского издательства «Просвещение». Выяснилось, что учебники издательства в край поставляются по прямым договорам со школами. И Ставрополье можно назвать образцовым регионом по организации поставок министерством. По информации «Просвещения», к началу нового учебного года 2015-16 в край все поступило в срок и недопоставок не отмечено.
Дополнительные пособия, которые школы или родители закупают самостоятельно, в июле-августе отгружены региональным оптовым книготорговым компаниям, магазинам и школам. Что касается электронных форм учебников, то ни по Ставропольскому краю, ни по всему СКФО массовых закупок электронных учебников не было (а они стоят дешевле, по 85 рублей за учебник – А. М.). Такие закупки носят пока единичный характер – школы тестируют электронные учебники, пробуют работать с ними.
 
По итогам своего небольшого расследования я узнала одну вещь, которой почему-то нисколько не удивилась. В том, что в начале сентября родители штурмуют книжные магазины, виноваты родители и родительские комитеты. Нам все организовали, а мы опять чего-то недопоняли, вот и носимся по магазинам…
 
Наталья Белова, начальник учебно-методического управления Северо-Кавказского института РАНХиГС: «На наш взгляд, использование рабочих тетрадей в дополнение к основным учебникам необходимо. Материалы и задания, представленные в рабочих тетрадях, структурированы согласно темам основной программы. Проверка остаточных знаний по изученному материалу для учителя облегчается использованием тестовых и творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Однако мы считаем, что качество разработанных рабочих тетрадей по некоторым предметам оставляет желать лучшего. Прежде чем передавать учебно-методические материалы в продажу, необходимо проводить их экспертную оценку соответствия заданий требованиям ФГОС, психологическим особенностям детей данного возраста, а также степень их эффективности для учебного процесса».
Александра Будяк, сопредседатель регионального отделения  Общероссийского народного фронта: «На сегодняшний день не все учебники краевыми школами получены, грузы еще идут в Ставрополь. Руководители школ договорились - пока мы работаем со старыми учебниками, которые есть в библиотеках. Региональное отделение фонда держит вопрос обеспечения школьников учебниками на особом контроле - в конце августа мы встретимся на эту тему с представителями министерства. Есть системная ошибка на уровне федерации. Идея обеспечения детей учебниками за счет федерального и региональных бюджетов прекрасная. Но ежегодно министерство образования обновляет перечень допустимых изданий. Те учебники, которые мы приобретали за значительную сумму в позапрошлом году, процентов на сорок оказались вне закона. На уровне федерации есть какое-то лоббирование интересов. Видимо, кто-то с кем-то не договорился. А средства, израсходованные нами в прошлых годах, оказались выброшенными на ветер. Учебники изданы на 5 лет, и они 5 лет должны служить».
Екатерина Агеева, руководитель образовательной программы «Государственное и муниципальное управление», кандидат политических наук, доцент: «Ситуация, связанная с обеспечением учебного процесса в школах учебниками, на мой взгляд, во многом создается самими родителями и некоторыми школьными учителями. Мы знаем, что с 2014-2015 учебного года все школьники должны быть обеспечены необходимым комплектом учебников (о рабочих тетрадях речи не идет). В конце года выдают не все учебники, и в августе начинается ажиотаж - родители лихорадочно начинают скупать учебники, которые часто оказываются не теми, которые нужны (поменялся стандарт, например). Вместе с тем, в начале сентября в школах недостающие учебники были выданы. Что касается рабочих тетрадей,  насколько я могу судить из опыта мамы детей 8 и 2 класса, каждый учитель решает сам, следует иметь рабочие тетради или нет. Мой совет: не торопитесь и обращайтесь к директору школы в письменном виде».