В минувшую пятницу в Пятигорске ведущие политологи, политтехнологи, представители политических партий и федеральные эксперты обсуждали итоги и особенности прошедших выборов на Северном Кавказе.
Со дня голосования прошло больше месяца, утихла шумиха по поводу избирательной кампании и ее результатов. Настало время обстоятельно и вдумчиво рассказать о том, какими были выборы 2016 года.
Сбор подписей: барьер или фильтр?
Открыла заседание депутат Государственной Думы Ольга Казакова. По ее словам, прошедшая кампания была непростой. Хорошей «встряской» для кандидатов от «Единой России» стала процедура праймериз. В целом, по мнению Казаковой, вся предвыборная гонка держала кандидатов в напряжении. Несмотря на то, что выборы позади, это не повод расслабляться, подчеркнула депутат:
«Еще большая работа предстоит для обработки всего материала, который был подан избирателями во время предвыборной кампании. Депутату предстоит проанализировать, понять, зафиксировать и у себя в голове, и документально, все то, что хотели наши избиратели».
Инициатором встречи стал Центр современной кавказской политики при поддержке аппарата полномочного представителя Президента в СКФО. В первой части конференции предметом обсуждения стал отчет ЦСКП «Кавказ» по результатам избирательной кампании 2016 года в регионах СКФО. Основой анализа были данные мониторинга средств массовой информации, социальных сетей, а также опрос самих кандидатов и экспертов.
По словам директора Центра современной кавказской политики Владислава Никонова, картина выборов на Северном Кавказе вышла очень противоречивой. С одной стороны, все цифры свидетельствуют о безоговорочной победе «партии власти». Не дожидаясь итогов голосования оппозиция начала заявлять о массовых фальсификациях, которые были зафиксированы и выложены в социальные сети.
После подсчета этих свидетельств в соцсетях, эксперты ЦСКП «Кавказ» не увидели оснований называть эти нарушения массовыми. С другой стороны – власти сразу признали выборы состоявшимися, легитимными, прозрачными, а высокую явку – реальной, что тоже не совсем соответствовало действительности.
Выборы-2016 ознаменовались возвращением кандидатов по одномандатным округам. Это должно было подстегнуть конкуренцию, вывести на политическую арену ярких харизматичных лидеров от оппозиции, однако в итоге их было гораздо меньше, чем ожидалось.
«Тем не менее, это оживило картинку. Именно это заставило кандидатов пройти дистанцию очень напряженно – это была борьба», - отметил Никонов.
В Карачаево-Черкессии политической интригой стало выдвижение Алия Тоторкулова, в Северной Осетии-Алании громко заявил о себе Мурат Агузаров, в Дагестане интерес к предвыборной гонке подогревало выдвижение правозащитника Максима Шевченко.
Как отметили эксперты, к сожалению, оппозиция не смогла предложить электорату какой-то новой актуальной повестки. Все лозунги самовыдвиженцев сводились к формуле «власть никогда не даст мне победить, потому, что я говорю правду». Поначалу такие заявления всегда имеют успех.
Однако, когда позже, в ходе избирательной кампании, тематика выступлений не поменялась, стало понятно, что победить тех, кто говорит о социально-экономической повестке, о том, что реально волнует людей одними протестными лозунгами не получится.
Истории всех трех отмеченных самовыдвиженцев закончились одинаково – они не смогли собрать подписи и не были зарегистрированы, обжаловать это решение никто из них не стал.
В ходе избирательной кампании многие кандидаты и партии вышли из гонки из-за неспособности собрать подписи. Владислав Никонов подверг сомнению целесообразность этой процедуры.
«По моему ощущению, подписи – это, все-таки, запретительный барьер. Без мощного административного и экономического ресурса собрать подписи практически невозможно», - считает Никонов.
С этим мнением не согласился электоральный юрист Олег Захаров, участвующий в конференции по видеосвязи. Он назвал сбор подписей фильтром для несерьезных кандидатов.
Более существенной проблемой для организации конкурентных выборов является не сбор подписей и другие формальности, а низкая подготовка кандидатов в целом. В политику часто идут непрофессионалы, и проверять на прочность тех, кто хочет побороться за место во властных структурах, стоит еще на этапе выдвижения.
По словам экспертов, если в прошлые годы оппозиция звучала убедительней, используя критику власти и образ «партии жуликов и воров», то теперь такие атаки на власть утрачивают силу. Не сумев предложить ничего другого, оппозиция «размылась».
Участники встречи отметили, что «Единая Россия» остается практически единственной партией, которая обращает внимание на актуальные проблемы и отвечает на запросы времени.
«Единая Россия» выходит, и они работают по повестке, по тому, что происходит сейчас в социально-экономической сфере. Во всяком случае говорят о болячках. Другие кандидаты выходят и говорят об одной болячке – «Единая Россия» плохая», - сказал Владислав Никонов.
Говоря об особенностях выборов в Северо-Кавказских регионах, руководитель ЦСКП «Кавказ», отметил, что наибольшая доля публичной политики наблюдается на Ставрополье.
«Среди всех субъектов Северо-Кавказского округа Ставропольский край наиболее политичен. То есть здесь публичная политика работает, методами диалога с электоратом можно что-то сделать - повлиять на итоги выборов. Понятно, что властный ресурс здесь очень мощный, но то что здесь была публичная политика, люди работали с населением - это было значимо. Не все решалось в кабинетах, это точно. По другим регионам такого впечатления не создалось», - считает Никонов.
«Идеологическая задача на ближайшие годы - найти критерий внутреннего размежевания»
В ходе оживленной дискуссии эксперты отметили ряд федеральных тенденций прошедших выборов, которые отразились и на Северо-Кавказском округе.
Во-первых, интернет не оказал должного эффекта на избирателей. На Северном Кавказе особенно наглядно это показала история выдвижения Тоторкулова. Еще в июне многие думали, что его сторонники буквально взорвут социальные сети и наберут голосов, однако, «Фейсбук далеко не такой сильный, как казалось» - заметил один из участников встречи.
Как считает эксперт Александр Серавин, у агитаторов не получилось перевести свое влияние в социальных сетях на реальную электоральную активность. Люди оказались далеко не так подвержены воздействию интернета, как было принято считать.
Следующей тенденцией стало то, что в большинстве регионов предвыборные кампании стартовали буквально за месяц до дня голосования, то есть фактически кампании не велись. Бедна была агитация. По мнению одних экспертов, причиной этому послужили крайне скудные бюджеты предвыборных кампаний.
Другие считают, что это может свидетельствовать о том, что в обществе в принципе снизился запрос на яркую рекламу, избиратель стал более вдумчиво подходить к процессу и обращать внимание не столько на «обертку», сколько на суть предвыборных программ.
Серавин поделился еще одним интересным наблюдением - раньше социологические опросы показывали наличие 20-30% неопределившихся со своим выбором людей. В этом году, по исследованию эксперта, за полгода до выборов процент таких граждан составлял около семи (это касается только выборов по партиям, а не одномандатников). По мнению политолога, это может говорить о формировании у партий устойчивого электората.
Среди других тенденций, эксперты отметили то, что тон кампании, как и на выборах 2007 года, задала поддержка «Единой России» Президента РФ Владимира Путина. Еще одной особенностью стало доминирование международной повестки (присоединение Крыма, ситуация на Украине, война в Сирии и т.д) над внутренней. Политологи уверены, что эта черта будет характеризовать и будущие президентские выборы.
Анализируя избирательную кампанию на Кавказе, Серавин обратил внимание собравшихся на то, что выборы здесь прошли гораздо спокойнее, чем ожидалось.
«Во многом от Северо-Кавказского федерального округа ожидали гораздо более яростных кампаний, конфликтных, и ничего этого не произошло. Мне кажется, что надо отметить работу субъектов и выделить взвешенную позицию внутриполитического блока полпредства – Ведерникова Михаила Юрьевича, Алексея Юрьевича Семенова. Были найдены переговорные площадки для своевременного устранения конфликтов, и это тоже надо отметить, потому что в других федеральных округах конфликтов было довольно много», - считает Александр Серавин.
Избирательный процесс в России находится в кризисе, и одна из главных причин этого – отсутствие внятной, профессиональной оппозиции, убеждены политологи. Об этом говорят и опросы избирателей – все сходятся во мнении, что монополизация политической жизни недопустима, однако никакой серьезной альтернативы «партии власти» в стране просто нет. Людей уже давно не волнует идеологическая борьба, и партиям просто необходимо найти то, что будет актуально для населения, и на чем политические силы смогут организовать достойную конкуренцию. Поиск этой основы и должен определить политическую жизнь в стране на ближайшее время.
«В некотором смысле, идеологическая задача на ближайшие годы состоит в том, чтобы найти такой критерий внутреннего размежевания, который бы не приводил к взаимному мордобою, а наоборот позволял бы с осознанием различий между социальными группами и т.д. вести корректный диалог на тех же дебатах, и говорить о политике с полным взаимным уважением к тем, кто стоит по другую сторону», - отметил эксперт Алексей Чадаев.