Игорь Стеблинов
Автор

СКФО – магнит для инвестиций

Игорь Стеблинов
Автор
28.10.2016

В ходе рабочего заседания премьер-министра Дмитрия Медведева и глав регионов СКФО председатель правительства России неоднократно обращался к теме экономического развития и инвестиционной привлекательности округа.

Главным вопросом встречи, в которой также приняли участие заместитель председателя правительства Александр Хлопонин, полпред президента РФ в СКФО Олег Белавенцев и министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, стала реализация федеральной государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Ее ключевым пунктом, напомним, является развитие реального сектора экономики и, как следствие, улучшение инвестиционной привлекательности и поддержка инвестпроектов округа.

Тема инвестиций была всегда актуальной для такого перспективного региона, как Северный Кавказ. Правительство округа неоднократно говорило о повышении инвестиционной привлекательности СКФО и улучшении инвестклимата. Не смотря на то, что население несильно ощущает на себе перемены в этой экономической среде, региональные и федеральные власти прилагают немалые усилия для создания положительной динамики в сфере инвестиций.

Говоря об инвестициях, не стоит забывать и о подводных камнях, которые выступают противовесом, мешающим округу и всей России двигаться вперед. Речь, конечно же, идет о санкциях, которые выступили одним из факторов снижения прямых иностранных инвестиций в Россию.

По данным доклада о мировых инвестициях, подготовленного Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ПИИ в РФ в 2015 году сократились на 92% (по данным Банка России, на 78%) в то время, как объем прямых иностранных инвестиций по всему миру вырос на 36% и составил 1,7 триллиона долларов.

Однако Северо-Кавказский федеральный округ все же занимает выгодную позицию среди остальных субъектов Российской Федерации. В столь перспективный регион готовы прийти бизнесмены со всего света, в том числе и те, что с опаской относятся к сотрудничеству с Россией из-за внешнеполитического давления.

Эксперты в один голос подтверждают перспективность региона, однако подчеркивают, что Северному Кавказу все еще не хватает системности, бренда. Проблемы в сфере инвестирования, само собой, имеются, но не стоит забывать, что и сейчас на Кавказе есть немало зарубежных инвесторов, поддерживающих взаимовыгодные отношения.

Приключения европейцев в России

Совсем недавно стало известно, что Министерство по делам Северного Кавказа намерено налаживать сотрудничество с европейскими, в том числе и итальянскими, инвесторами в сфере агропромышленного комплекса.

И это немудрено, ведь компании из Италии уже давно облюбовали СКФО. Имея опыт в создании и обслуживании туристических комплексов и горнолыжных курортов, итальянские предприятия видят большие перспективы в работе на Кавказе.

Более того, итальянцы уже неоднократно выступали партнерами в кавказских инвестпроектах. Так, компания «Техноальпин» обеспечила горнолыжные курорты Кабардино-Балкарии оборудованием для оснежнения трасс.

«Для нас туризм на Северном Кавказе - не только возможность культурно- этнического обмена и установления более глубокого сотрудничества между народами России и Италии, но и развитие эффективных отраслей экономики. Образцом для подражания служит провинция в Южном Тироле в Италии, где за короткий промежуток времени туриндустрия позволила качественно изменить социально-экономическое положение», - заявлял министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

Есть проекты не только в туристическо-рекреационной сфере, но и в сфере агропромышленного комплекса, однако основное место в сотрудничестве СКФО и Италии пока занимает обычный товарооборот. Но стоит отметить, что только за первое полугодие удельный вес экспорта субъектов округа в товарообороте с Италией составил около 2,3 миллиона долларов, а импорта - 24,6 миллиона долларов. Это значительные цифры. 

При этом, экспортными товарами стали органические и химические соединения, свинец и изделия из него, а импорт составили живые деревья и другие растения, луковицы, корни, срезанные цветы и декоративная зелень, удобрения, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части, пластмассы и изделия из них, средства наземного транспорта и их части и принадлежности.

СКФО готово расширять сотрудничество с Италией и это подтверждается действиями. В Ингушетии итальянские компании намерены участвовать в АПК, в КЧР поставщики саженцев из Италии стали партнерами инвестпроекта ООО «Сады Карачаево-Черкесии». Более того, все новые проекты по закладке яблоневых садов реализуются по итальянским технологиям.

Также итальянские инвесторы смогут поучаствовать в реализации инновационного медицинского кластера на Кавминводах. Ряд соглашений уже был подписан на Петербургском международном форуме.

«Итальянских партнеров мы видим на всех этапах и во всех формах сотрудничества: начиная от возможного проектирования и строительства, от управленцев и инвесторов, до тех, кто будет преподавать здесь», - рассказал Лев Кузнецов.

Стоит также упомянуть, что на Северном Кавказе регулярно проходят мероприятия по развитию сотрудничества, в том числе бизнес- миссии «Италия встречает Кавказ», которая проводится дважды в год.

Но итальянцы далеко не одни выступают для Кавказа инвесторами. Так, Ставрополье давно облюбовала Германия, на 2013 год инвестиции немцев составили около 70% от всех прямых ивестиций в край!

В Карачаево-Черкесии европейские инвесторов заинтересовало строительство и обслуживание промышленных и курортных комплексов.

Северная Осетия, в инвестпортфеле которой уже сейчас находится проектов на сумму более 42 миллиардов рублей, привлекает зарубежных партнеров агропромышленным и рекреационным комплексами.

Инвестиции в Чечню осуществляют многие европейские компании, в том числе чешская компания SEKO-RUS CZ.

Инвесторы из Европы не обошли стороной ни один регион СКФО и, не смотря на санкции и снижение общего объема инвестиций, продолжает сотрудничать с Россией на Северном Кавказе.

Гости из Поднебесья

Еще на XIV сессии Российско-итальянского совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству была затронута тема российско-китайского сотрудничества. Тогда речь зашла, в первую очередь, о выпуске товаров на китайском рынке.

Однако стоит заметить, что сотрудничество с Китаем не ограничено одним лишь товарооборотом. Китай, который, как известно, является одним из главных партнеров Российской Федерации, стал таковым и для Северного Кавказа.

Одним из главных событий во взаимоотношениях России и Китая стало подписание меморандума о взаимопонимании в сфере туризма между регионами СКФО и крупными туристическими компаниями Китая. Это произошло в Северной Осетии в рамках реализации проекта «Великий Шелковый путь».

«Туризм — это мостик Дружбы между нашими народами и усилитель гуманных обменов. Культура Кавказа, его богатая история пользуется популярностью в Китае. В нашей делегации есть представитель международного радио Китая. Вчера она опубликовала репортаж о нашем путешествии по Кавказу, который уже набрал два миллиона просмотров», - рассказал тогда глава Дипломатического представительства Государственного управления по делам туризма КНР в Москве Чжао Хунцин.

Китай и Россия сотрудничают и в сфере строительства, и в сфере обслуживания курортов. Кроме того, прилагаются неимоверные усилия для увеличения турпотока и этого нельзя не заметить. Так, за последние полгода рост туристического потока из Китая в Россию составил 50%, из России в Китай — 45%.

По мнению Чжао Хунцина, сегодня отношения между Россией и Китаем переживают самый благоприятный период в истории. Это действительно так, страна и округ сотрудничают и будут сотрудничать в сферах здравоохранения, экономики, торговли, образования и туризма.

В рамках развития этих торгово-промышленных отношений в сентябре текущего года в Пятигорске Президент Пекинской торгово-промышленной палаты группы «Син Фухай» Чен Чжунцай подписал с главой окружной столицы соглашение о сотрудничестве.

Для китайских бизнесменов наш курортный регион является весьма привлекательным. Многие инвесторы выказывали желание принять участие в создании Медкластера на КМВ. Кроме того, оговаривался и проект создания на Кавказе Центра китайской традиционной медицины.

 

«Китайский народ обладает богатейшим сокровищем медицинских и фармацевтических научных знаний. В рамках соглашения мы надеемся открыть и развивать в вашем регионе Центр китайской традиционной медицины, где будут использоваться методы иглоукалывания, траволечения, китайского массажа, электротерапии», - рассказал Чен Чжунцай.

Из этого следует, что российско-китайские отношения в СКФО не ограничиваются банальным товарооборотом. Кавказ привлекает бизнесменов из Китая по тем же причинам, по которым его облюбовали итальянцы. Туристско-рекреационный комплекс СКФО имеет огромны потенциал благодаря уникальным бальнеологическим курортам и хорошей экологии.

В этой связи стоит еще раз напомнить о растущем сотрудничестве в сфере промышленности и торговли. Не углубляясь в разговоры об импорте, стоит отметить, что рост экспорта товаров в Китай составил около 50%. Особенно выделяется торговое партнерство ставропольской компании «Монокристалл».

Еще одним особо важным событием в инвестиционной среде стало сотрудничество компаний China Petroleum Technology and Development Corporation и China Kunlun Contracting and Engineering Corporation в реализации проекта по строительству на территории Кабардино-Балкарии завода термопластиков. Контракт на строительство закона на сумму около 24 миллиардов рублей был подписан на саммите G20.  Этот проект является один из важнейших не только для КБР, но и для всего Северного Кавказа. Он будет полностью реализован уже в 2020 году.

Инвестиционные проекты Кавказа обширно представлены на востоке. В том же Китае имеются представительства Агентства по предпринимательству и инвестициям регионов СКФО

Помимо Китая отношения с Россией поддерживают и другие страны Азии. Яркие примеры – Япония и Корея, которая намерена создать новое производство на базе инвестплощадки в Чечне.
Кроме того, корейское сельхоз предприятие «Сидон» финансировать строительство в регионе агропромышленного комплекса.

Стоит также отметить, что еще 5 лет назад ОАО «Курорты Северного Кавказа» совместно с «Korea Western Power» и «CHT Korea» создали предприятие для развития Северокавказского туристического кластера.

И тут вспоминаются слова директора компании «Сидон» Ким Те Юна, который заявлял, что взаимные санкции России и Запада способствовали снижению конкуренции в агропромышленном секторе, что дало возможность азиатским партнерам получить выход на российский рынок.

Близкий и родной Восток

Партнеры Северного Кавказа есть не только на дальнем, но и на Ближнем Востоке. Главными партнерами СКФО в этом регионе выступает ОАЭ. Сотрудничество с этими странами, как известно, выходит далеко за рамки обычных экономических связей.

Крупные инвестпроекты Объединенных Арабских Эмиратов сконцентрированы в Чечне и Ингушетии. Так, в Чеченской Республике президент строительной компании Emaar Properties из ОАЭ Мухаммад Аль-Аббари выступил главным инвестором проекта по строительству пятизвездочного отеля «Канвас» на 120 номеров, а также нескольких спортивно-оздоровительных

А еще в прошлом году Мухаммад Аль-Аббари совместно с главой Чечни Рамзаном Кадыровым стал инициатором создания Грозненского международного университета, который будет строиться в рамках соглашения главы ЧР с руководством ОАЭ.

Помимо этого, компания МАZCORP намерена принять участие в строительстве фармацевтического кластера «Магнус-Грозный» и вложить инвестиции в строительство многофункционального высотного комплекса.

Еще одним немаловажным пунктом сотрудничества с Эмиратами являются соглашения о сотрудничестве, подписанные с «Фондом Халифа», который окажет Чечне поддержку в становлении и развитии малого, среднего бизнеса и предпринимательства.

В Ингушетии же инвесторов из ОАЭ привлекает в первую очередь агропромышленный комплекс. Юнус-Бек Евкуров неоднократно утверждал, что республика намерена выйти на арабский рынок, чтобы поставлять туда свою продукцию, свои товары. И успехи в этом уже есть, только в этом году инвестиции в Ингушетию выросли до 10-12 млрд рублей, что втрое превышает цифры прошлого года.

Растет и товарооборот СКФО с арабскими странами. Уже в этом году Республика Ингушетия экспортирует в ОАЭ более 350 тонн выскококачественного меда. Помимо АПК, регион налаживает торговлю и в других сферах.

В экономической сфере также появились и инвесторы из Ирана. Регионы СКФО и, в первую очередь, Дагестан имеют огромный географический потенциал, который позволяет наращивать взаимовыгодное двустороннее экономическое сотрудничество между странами, что и привлекает иранские компании.

Так, на территории Дагестана планируется реализовать предприятие по сборке иранских автомобилей фирмы Saipa, а также создать совместные ирано-российские инвестпроекты в сфере туризма и сельского хозяйства. Другие регионы, в том числе и Ставрополье, тоже связаны с Ираном крепкими дипломатическими и экономическими отношениями. В настоящий момент они всеми силами приумножают взаимный товарооборот с этим государством.

В этой связи стоит упомянуть слова Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова:

«У нас ведется строительство крупных объектов с участием инвесторов из Объединенных Арабских Эмиратов, а отсутствие исламских банков является в этом серьезным препятствием».

Несомненно, создание исламского банка является последовательным и правильным шагом. В Чечне этот вопрос уже обсуждался с представителями все той же фирмы MAZKORP.

Отметим, что создание банка, работающего по исламским правилам, необходимо для возможности привлечения инвестиций со всего Ближнего Востока, потому что принципы их работы значительно отличаются от привычных принципов работы банков европейского типа.

Главное отличие исламского банкинга – это запрет на проценты и фьючерсные сделки. Клиент и банк в исламской банковской системе выступают соинвесторами.

Так, заемщик, взявший ссуду на развитие бизнеса, в случае успеха делится с банком доходом, а в случае неудачи не возвращает банку долг. Вкладчик же банка является инвестором и получает доход от вклада только в том случае, если его инвестпроект оказался удачным.

Как видно, взаимоотношения ближневосточных стран и регионов СКФО ни только не исчезли из-за санкций, но и продолжают развиваться. Более того, работа по созданию исламского банкинга придаст дополнительный толчок для развития взаимовыгодного сотрудничества.

В окружении инвесторов

Желающие инвестировать в Северный Кавказ находятся по всему миру. Зарубежных партнеров СКФО не пугают санкции и их возможные последствия. Более того, все они находят пути продолжать взаимовыгодное сотрудничество.

Как ранее рассказывал председателя японской общественно-политической организации «Иссуй-Кай» Мицухиро Кимура, «несмотря на ведущуюся против России санкционную политику, премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил независимую программу экономического сотрудничества с Россией, которая позволит проводить политику за рамками санкций».

Такие же меры принимаются и в других странах и дело тут вовсе не в политических играх, а в самой обыкновенной целесообразности. Россия и Кавказ имеют невероятный потенциал и использовать его хотят не только российские, но и зарубежные бизнесмены.