Алексей Мокроусов
Автор

Муслим Алимирзаев: «Нам еще снимать и снимать. Лет пять-шесть точно»

Алексей Мокроусов
Автор
14.10.2016

Что мы знаем о Кавказе? По сути, очень мало, говорит организатор серии туров этнографического проекта «Неизвестный Кавказ» Муслим Алимирзаев, который с экспедициями посетил множество неизведанных для жителей региона мест. И, как рассказал в личной беседе Муслим, впереди много работы и еще больше открытий для любителей кавказских красот.

 — Муслим, на этой неделе завершается большой проект под названием «Неизвестный Кавказ». Тебе, как автору и организатору всего этого действа, наверное, жаль, что все подходит к концу?..

 — Да, завершился североосетинский, шестой этап проекта, осталась Карачаево-Черкесская республика из всех летне-осенних туров. Сейчас я прекрасно понимаю: нам снимать и снимать лет пять-шесть точно, потому что здесь много осталось неизведанно-красивых мест. Поэтому нашему проекту, я думаю, еще долго жить и успешно развиваться. (улыбается) Отрадно видеть сейчас внимание СМИ, внимание туроператоров, которые считают проект «Неизвестный Кавказ» интересным и заслуживающим внимания. Мне, как организатору, признаюсь, это очень приятно. И, что самое главное, ничто не может нам помешать открывать регион для своих читателей: в Северной Осетии, несмотря на сложные погодные условия, фото- и видеоконтент получился красочным, работы безумно радовали наших подписчиков и, в следствие этого, интерес к проекту с каждым днем растет.

Рад также видеть, что фотографы, которые не были еще с нами в поездках, добавляют к своим фотографиями, сделанным в регионе, наш хеш-тег #НеизвестныйКавказ, и он становится в сети Instagram очень популярным. О нас узнают во всем мире, узнают, что у нас есть Кавказ. Хочу сразу оговориться, в самом начале нашей беседы, что «Неизвестный Кавказ» — это не мой проект, это наш проект.

Кроме того, к проекту активно подключается бизнес, который проявлет свой интерес. Мы, например, уже провели переговоры с крупным российским туроператором, наименование которого я пока не буду называть. По окончанию тура у нас в планах провести выставку фотографий на улицах, в парках, сначала по Северному Кавказу, позже - в Центральной России, чтобы люди видели как красиво на Кавказе. И это не все. Есть много-много планов...

 — Это очень хорошо. Но давай прежде поговорим о «Неизвестном Кавказе», который продлился пять месяцев и охватил все семь субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Вспомни, как зародилась идея об этно-культурной экспедиции и как ты нашел друзей по этому проекту?

 — Идея зародилась после того, как я не обнаружил на выставке «Дикая природа России» в Москве ни одной фотографии из Северного Кавказа, кроме своей работы. Это был печальный для меня факт, я по-настоящему не понимал, почему такой регион, как наш, не представлен разноцветьем красот КБР, КЧР, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии и Ставропольского края. И мне захотелось, конечно же, исправить это. Из большой любви к нашему региону я решил показать и доказать всему миру, что здесь находятся красивейшие места. Отрадно, что мою инициативу поддержали друзья, в числе которых и «Валькирия», и «Кавказ Сегодня», и компания «МегаФон», и многие-многие другие, которым я чрезмерно благодарен и без которых не было бы всего этого. Для поездки я выбрал своих друзей и знакомых по социальным сетям, озвучил предложение к желающим, и таких оказалось очень много.

 — Первая поездка в рамках «Неизвестного Кавказа». Помнишь ее? Как организатор, переживал ли? И, в конечном итоге, как она, на твой взгляд?

 — Это было в Дагестане, на моей исторической Родине. В первую поездку, на самом деле, мне было очень тяжело. Морально… Не оказалось той поддержки, на которую я рассчитывал от должностных лиц, но очень сильно выручили простые люди, с которыми я был знаком по сети, которые, в итоге, стали мне настоящими друзьями. По большему счету, тот тур удался, мне не на что жаловаться: пошла информационная волна, которая до сих пор держится на должном уровне…

 — Дагестан, наверное, много поменял в восприятии проекта, в его видении…

 — Да. Понял, что развитие туризма на Кавказе — это народное дело, в прямом смысле этого слова. Если сам народ, сами люди, живущие здесь, не захотят популяризировать туристические тропы, то ничего не получится. Мы захотели, и делаем это. (улыбается)

 — Ясно. Если сравнивать ту поездку и поездку в Северную Осетию, насколько разными они получились?

 — Если сравнивать поездку в Осетию с предыдущими, то она оказалась организована на более высоком уровне. Вообще, по этому критерию, лучшим считаю тур в Ставропольский край. Потом идет Чечня. Конечно, ни в одной из поездок не обошлось без «шероховатостей», да и этого не нужно — мы же всегда учимся на собственных ошибках, и нам всегда есть к чему стремиться.

Визит в Северную Осетию отличается своей атмосферностью. Если в Дагестане погода благоволила, то в Осетии нам с ней немного не повезло. Но даже она не помешала нам сделать потрясающие снимки природы, которые благодаря дождю показали нам республику в ином, завораживающем свете.

В целом, в плане организации каждый этап заставил меня по-своему относиться к определенным вещам, но самое главное, что к процессу под названием «Неизвестный Кавказ» был причастен уже не я один, а многие люди: и в плане организации поездок, и в плане «раскрутки».

 — Давай оставим организационные моменты и поговорим о более приятных вещах — о пейзажах Кавказа. В поездках были люди, которые впервые видели горы Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечни. Действительно ли для них Кавказ оказался неизвестным?

 — Кстати, хороший вопрос… (улыбается) На самом деле, для многих, даже для людей, которые изъездили Кавказ вдоль и поперек (например, Магомед Шапиев) и живут здесь, места в той же Ингушетии оказались невообразимыми в своей красоте. Такого фотографы явно не ожидали. (смеется) Взять, например, Мурата Закарьяева, очень хорошего фотографа — он открыл для себя после туров все ту же Ингушетию, Осетию. Он очень впечатлен. Чеченский фотограф Абдуллах Берсаев для себя открыл Дагестан. «Неизвестный Кавказ» — это, можно сказать, проект-открытие. (смеется) Сейчас заключительный этап, и от КЧР я жду не меньших удивлений.

 — По прошествии долгих путешествий по Кавказу, какие неизвестные достопримечательности региона можешь порекомендовать потенциальным туристам?

 — В ТОПе моих достопримечательностей Дагестан, Салтинский водопад, Карадахская теснина, Джейрахский район Ингушетии, Ингушетия полностью, (улыбается) Дигорское ущелье, плато Бермамыт и, я думаю, все же увижу Худес.

 — Что ждет участников тура в Карачаево-Черкесии?

 — В Карачаево-Черкесию мы стартовали сегодня. Планируем на закате и рассвете быть на плато Бермамыт, посмотреть Худесский лабиринт, переночевать у озера Хурла-Кель и посмотреть, конечно, столицу республики - Черкесск.

 — И, наконец, что бы ты пожелал нашим читателям?

 — Я хотел бы им передать, чтобы они больше снимали нашу природу, которой нет равных в мире, показывали наш регион в положительном свете. И не важно, на телефон они фотографируют или на профессиональную камеру. (улыбается)

 

Фото в тексте: Алим Калибатов