Владислав Соколов
Автор

«Главная цель — польза для народа»

Владислав Соколов
Автор
04.09.2015

Сразу четыре организации вошли в созданный 31 июля текущего года единый Союз черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесии. Какие цели ставит перед собой Союз и для чего он был создан — рассказал председатель общественного движения по сохранению самобытности черкесского народа «Хасэ» Валерий Кургов.

— Валерий Давлетович, с какой целью Ваша организация решила вступить в созданный недавно Союз черкесских объединений?

— Цель проста и важна одновременно: приносить пользу своему народу — безо всякого пафоса и лишних слов. Союз черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесии сейчас нам жизненно необходим, потому что давно настало время реальных дел, а не досужей болтовни и дутых лозунгов.

Направления деятельности самые различные — национально-культурная, гражданская, просветительская, социальная, воспитательная, правовая и другие векторы работы. На учредительном собрании было отмечено, что объединение черкесских общественных организаций стало следствием их единой позиции по ряду принципиальных вопросов, в том числе по защите интересов черкесского народа путем открытого диалога с органами государственной власти, активного участия в развитии и сохранении адыгской культуры, а также полной поддержки действий руководства Российской Федерации в вопросах обеспечения мира и стабильности в стране.

— Работа в Союзе сможет эту работу сделать более эффективной?

— Объединение усилий принесет огромную пользу, я убежден в этом. В состав Союза вошли весьма авторитетные организации, каждая из которых может внести свой уникальный вклад в общее дело. Это Карачаево-Черкесская региональная общественная организация по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа», Региональная национально-культурная автономия адыгов Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесское региональное общественное движение по сохранению самобытности черкесского народа «Хасэ» (Совет) и Общественная организация «Центр Черкесской (адыгской) национальной культуры Карачаево-Черкесской Республики».

Данные объединения хорошо известны не только у нас, в России, но и далеко за рубежом — своей конструктивной и эффективной деятельностью на созидание, а не на какие-то деструктивные процессы. Да, путь созидания — не всегда легкий и безоблачный путь. Но, как говорится, что не сделает один — легко сделать вместе. Для этого Союз черкесских объединений и создавался.

— В него могут вступить какие-то другие организации, или это какая-то закрытая структура?

— Ни о какой закрытости даже речи идти не может, если вступающая организация разделяет наши цели и задачи. Двери Союза открыты для всех, кто стремится принести благо нашему народу, а также благо всем народам, проживающим в Карачаево-Черкесской Республике. Нам всем вместе жить в Карачаево-Черкесии. Жить в дружбе, согласии, сотрудничестве и взаимоуважении — и карачаевцам,  и черкесам, и абазинам, и русским, и всем людям доброй воли, независимо от национальности, вероисповедания и мировоззрений.

— Как у Союза складываются взаимоотношения с властными структурами?

— Назвать их полной идиллией нельзя, но стремление к взаимопониманию присутствует с обеих сторон. И, конечно, мы должны находить конструктивные решения в самых сложных ситуациях.

Как-то за границей у Владимира Высоцкого спросили, доволен ли он властью в СССР. На это он ответил следующее: «Да, у меня есть претензии к своей власти, но решать их я буду не с вами».

Здесь, я считаю, один из ключевых посылов — слово «решать». Вопросы нужно пытаться решать, а не отвергать любые компромиссы. Отрицание — самый простой путь. Разрушать легко. А вот найти путь созидания, взаимодействия — намного труднее. Но мы сознательно выбрали именно этот путь.

Мы не отказываемся от критики властей, если для этого есть веский повод. Лично я — за критику. Но даже критика может быть конструктивной. Не согласен с чем-то? Предлагай пути решения. И будь готов к сложной практической работе на данном направлении. Вместе, а не врозь.

— Не все объединения вступили в Союз адыгских организаций Карачаево-Черкесии. Означает ли это какой-то раскол в черкесском народе?

— Совершенно не означает. Никакого раскола я лично не наблюдаю. И мы, кстати, видим очень положительную реакцию со стороны некоторых руководителей этих организаций (которые, кстати, принимали активное участие в работе учредительного собрания Союза), готовность сотрудничать с нами в той или иной форме. Если у отдельных лидеров есть иное видение своих задач и векторов работы — это их право. Лишь бы все находилось в морально-правовых рамках. А наша задача на сегодняшний день, повторюсь,  проста и прозрачна — деятельность на благо народа. Если кто-то ее разделяет — мы рады. Двери Союза открыты. 

— При создании Союза подчеркивалось Ваше намерение сотрудничать с действующей властью…

— Если власть захочет с нами сотрудничать — мы готовы сотрудничать с властью. Тем более что существует много нерешенных вопросов, которые без ее помощи не решить.

Вот, скажем, очень наболевший вопрос, касающийся сирийских беженцев. Приведу конкретный пример. Ко мне лично обратился один парень из Сирии, который целых три года находился в нашей республике. И все три года он не мог решить проблему поступления в институт. Его не принимали туда, так как он — не гражданин России.

К кому только он не ходил! Обращался и в Адыге-Хасэ, и ко многим авторитетным лидерам черкесского народа… Никакого результата. Затем от имени организации, которую я возглавляю, мы написали письмо на имя ректора одного из вузов республики — встретились, поговорили, нашли выход, и в течение недели вопрос решился. Сегодня парень учится. Вывод очевиден: любое сотрудничество, если оно дает положительный результат, — уместно и полезно.  

— Вы уже выразили желание войти в Международную черкесскую ассоциацию? Какую практическую пользу это может принести?

— Это создаст, на мой взгляд, дополнительные рычаги для решения тех или иных вопросов межгосударственного значения. Народ не имеет границ, поэтому и деятельность на его благо должна иметь самую широкую географию. Использование авторитета, возможностей и полномочий МЧА может принести ощутимую пользу.

— Много ли трудностей в текущей работе Союза?

— Скажу так: если трудно — значит, мы движемся вперед. Легко лишь тому, кто стоит или топчется на месте. У нас есть четкое направление пути, понимание проблем и путей их решения. Дорогу осилит идущий.