Сергей Юсупов
Автор

Сентябрьский рейтинг влияния - кавказский ракурс

Сергей Юсупов
Автор
11.10.2016

На днях Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) был опубликован очередной, сентябрьский рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации, который продемонстрировал цифровой показатель деятельности региональных руководителей в первый месяц текущей осени.

Напомним, методикой работы этой российской компании, работающей в сфере политических, рейтинговых и региональных исследований, а также общественных коммуникаций и медиа-проектов, является ежемесячный экспертный опрос, который проводится методом закрытого анкетирования. В анкетировании в нынешнем сентябре принимали участие 25 экспертов из различных сфер деятельности - политологи, политтехнологи, специалисты в области медиа, представители средств массовой информации.

Оценка происходит по десятибалльной шкале. Каждый эксперт сначала оценивает влияние отдельных персон, представленных в списке, после чего выводится среднее арифметическое значение экспертных оценок по каждой кандидатуре (средние баллы). Итоговый рейтинг – это консолидированная оценка влияния руководителей регионов РФ авторитетными представителями экспертного сообщества Российской Федерации.

Все лица, представленные в итоговом рейтинге, разделены на три группы - «очень сильное влияние» (первые двадцать позиций), «сильное влияние» (от 20-й до 50-й позиции) и «среднее влияние» (от 51-й позиции до конца рейтинга – 85-й позиции).

Экспертное сообщество, выставляющее оценки главам субъектов РФ, представлено известными организациями, пользующимися заметным авторитетом как в стране, так и за рубежом. При этом речь идет не только о столичных экспертах, но и о представителях различных регионов страны, что существенно расширяет географию рейтингового исследования и добавляет ему содержательности, приближенной именно к региональным реалиям.

Итак, что же показал сентябрьский рейтинг? Как комментирует таблицу генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, главный тренд первого месяца осени - это усиление политического влияния ряда руководителей регионов, которые сумели значительно улучшить результаты партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу Российской Федерации. От себя добавим: в целом, это утверждение справедливо, но не абсолютно. И к этому фактору мы еще вернемся. Другой сопутствующей тенденцией Дмитрий Орлов считает укрепление позиций вновь избранных глав регионов. Данное обстоятельство на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа также срабатывает не безоговорочно.

Но вернемся к первой пятерке таблицы. Тройку «призеров» привычно открывает мэр Москвы Сергей Собянин, за которым (также уже традиционно) следует глава Чечни Рамзан Кадыров. Он сохранил не только место, но и тот же средний балл (7, 17) по сравнению с августом (у Собянина в сентябре – 7, 25, в августе – 7,33).

Отметим, что, как и столичный мэр, глава ЧР является руководителем региона, где по результатам прошедших 18 сентября выборах в Госдуму «Единая Россия» заняла безоговорочные лидирующие позиции и по партийным спискам, и в одномандатных округах. К тому же Чечня показала самый высокий по стране показатель участия избирателей в голосовании (97,99%). Причем «Единая Россия» набрала в республике более 90% голосов (также первый результат по стране). При этом чеченский лидер одержал уверенную победу на прямых выборах главы региона.

Интересно и то, что Рамзан Кадыров стал единственным северокавказским региональным руководителем, которому удалось войти в другой рейтинг, опубликованный Агентством политических и экономических коммуникаций 30 сентября – «100 ведущих политиков России в сентябре 2016 года», в разделе «Региональная элита». Он остался в группе «Сильное влияние» данного рейтинга на 47-й позиции, потеряв 9 пунктов по сравнению с предыдущим месяцем. Как говорится в комментарии к таблице, данное обстоятельство – «…вероятнее всего, ситуативная негативная коррекция». Что это в реальности означает, можно трактовать достаточно широко, но факт остаётся фактом: в целом, глава ЧР сохраняет лидирующие позиции на федеральной политической арене.

Однако вернемся к рейтингу влияния глав регионов. Третью строку в нем, так же неизменно, как и в августе, сохраняет президент Татарстана Рустам Минниханов. И дальше (не будем перечислять фамилии), вплоть до 15-й строки и далее – существенные изменения в таблице. Кто-то потерял свою позицию, кто-то, напротив, поднялся выше. А что же руководители субъектов СКФО?

Единственным региональным лидером Северного Кавказа, вошедшим наряду с Кадыровым в группу «очень сильное влияние», остался губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, потерявший две позиции в таблице (19-е место против 17-го в августе). Средний балл – 5,70 против августовского 5,78. Показатель весьма достойный, перемещение в рейтинге незначительное.

Следующие два руководителя из СКФО вошли в раздел «сильное влияние». Это глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Евкуров упрочил свою позицию, поднявшись с 36-го места в рейтинге на 34-й. При этом средний балл не изменился – 5,12.

Абдулатипов, наоборот, потерял позицию, переместившись с 40-го места на 49-е (средний балл – 4,49 и 4, 92 соответственно). Что могло повлиять на это, объяснить достаточно легко. Это объективные факторы, связанные с непрекращающейся в республике активностью правоохранительных структур по уничтожению остатков бандподполья. Как и в предыдущем рейтинге, данная (безусловно позитивная) деятельность создает негативный эмоциональный фон, что не является парадоксальной тенденцией. Как бы то ни было, в разделе рейтинга «сильное влияние» дагестанский политик остался.

Следующая группа – «среднее влияние». Лучшая позиция среди представителей Северного Кавказа в этом разделе – у Рашида Темрезова, главы Карачаево-Черкесии. Однако следует отметить, что политик потерял сразу 10 пунктов, переместившись с 53-го на 63-е место (средний балл – 4,05 и 4,45 соответственно). Это выглядит достаточно нелогичным, учитывая и единогласное избрание Темрезова главой КЧР региональным парламентом (49 голосов из 49), и высокие показатели, достигнутые республикой в прошедших выборах – как по активности избирателей, так и в голосах, отданных ими за партию власти. Возможно, на рейтинг, составленный экспертами, также повлияла некая «ситуативная негативная коррекция», но следует констатировать: политик находится в группе персон «среднего влияния» и продолжает оставаться в верхней части этого раздела.   

Оставшиеся два лидера регионов СКФО – глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков и глава Северной Осетии Вячеслав Битаров также находятся в группе глав со «средним влиянием». Однако обоим удалось улучшить свои позиции.

Коков переместился на 76-ю позицию с 77-й (средний балл – 3,47 и 3,29 соответственно). Битаров поднялся с 81-го места на 78-е (средний балл – 3,35 и 3,11 соответственно). В обоих случаях – стабильность с позитивной динамикой.

Резюмируя рассмотренный рейтинг, необходимо отметить две вещи, которые представляются заслуживающими внимания.

Первое: рейтинг – это не абсолютный, а достаточно относительный показатель, в котором, несмотря на авторитетность составляющих его экспертов, все же имеет место их определенная субъективность. Весьма красноречиво по этому поводу высказался известный российский политолог, руководитель фонда «Невская политика» (который также занимается составлением рейтингов) Михаил Виноградов:  

«…Знаете, несмотря на то, что с нашей подачи пошло увлечение региональными рейтингами, я призываю их не абсолютизировать. Это как бы важный индикатор повышения узнаваемости регионов. Но бороться за места в них, как самоцель, наверное, не стоит»

Сходной точки зрения придерживается и Владислав Никонов, директор исследовательских программ Центра современной кавказской политики (ЦСКП «Кавказ»):

«В целом, рейтинг конечно вещь относительная. Политологи, журналисты, медиа-эксперты оценивают не реальное влияние персоны, а его отражение в информационном пространстве. Реальные события происходят за закрытыми дверями, и те, кто о них знает, крайне редко об этом пишут…»

Трудно не признать эти мнения, как минимум, резонными. Но все же, учитывая важность рейтинга АПЭК как «индикатора» и прислушиваясь к его результатам, можно прийти ко второму выводу.

Вопреки негативным прогнозам некоторых оппозиционных «аналитиков», прошедшие думские выборы не принесли не то чтобы значительных, но и вообще сколько-нибудь ощутимых изменений в политической обстановке регионов Северо-Кавказского федерального округа. Существенно не повлияли на это и другие, в том числе и негативные факторы – такие, как определенная активизация бандподполья в Дагестане или попытки спровоцировать скандалы на выборах со стороны оппозиции в отдельных регионах СКФО.

Кавказ стабилен. И рассмотренный рейтинг влияния глав это в очередной раз подтверждает.