Магомед Сираков
Автор

Кто стоит за смертью Кайбалиева?

Магомед Сираков
Автор
27.09.2016

В минувший понедельник на обочине автодороги «Прасковея-Ачикулак» возле автомобиля «Ниссан» с многочисленными пулевыми ранениями было обнаружено тело заместителя имама поселка Кара-Тюбе Нефтекумского района Равиля Кайбалиева. О мотивах убийства активного религиозного деятеля и бизнесмена с непростым прошлым сейчас представители мусульманской общественности и силовики говорят с особой осторожностью, однако это не мешает разного рода «угнетенным» и правозащитникам делать свои однозначные выводы.

Преступление произошло 26 сентября в районе 16 часов неподалеку от Буденновска, в десяти километрах от города. 38-летний заместитель имама возвращался домой в село Кара-Тюбе, административный центр муниципального образования «Сельское поселение Кара-Тюбинский сельсовет» Нефтекумского района Ставропольского края, где его ждали супруга и шестеро детей. До близких и родных священнослужитель так и не добрался: неизвестные, которых потерпевший возможно знал, остановили автомобиль и произвели несколько выстрелов в тело Кайбалиева.

Одним из первых о случившемся узнал муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов - спустя час после убийства. На тот момент погибший уже был отправлен в морг, а на месте происшествия работали следователи. Подоспевшие на горячую новость журналисты тут же стали проводить параллель между свершившенным убийством и «давлением» на Равиля Кайбалиева, связанным с его позицией по нашумевшему делу о хиджабах. Но муфтий оставил эти высказывания без комментариев.


Старый знакомый Равиль

В 2012 году тихий Ставропольский край информационно «разорвало» скандалом из села Кара-Тюбе, где директор местной школы Марина Савченко отказалась впускать в образовательное учреждение девочек, облаченных в хиджабы, ссылаясь на светскость школы и ее устав, предлагая при этом заменить религиозный атрибут косынкой. Это очень сильно не понравилось родителям школьниц, в числе которых общий тон диалогу с властями придавали неизвестные на тот момент Магомед Гази-Магомедов и Равиль Кайбалиев: они с помощью ангажированных СМИ и правозащитников подняли ситуацию до федерального уровня, где свое слово пришлось сказать Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.
На встрече с активистами Общероссийского народного фонда глава государства дал четкую оценку всему происходящему.
«У нас 80 с лишним процентов формально или неформально относят себя к православию. Это значит, если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, представители всех остальных традиционных религий так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными. Лучше пусть все чувствуют себя равными. Это первое. И второе: я бы все-таки подумал о том, чтобы вводить единую форму одежды. Не обязательно как в Советском Союзе — одна на всю страну — но в регигонах вполне возможно вводить такую форму одежды для школ. И будет лучше, если в регионах и муниципалитетах подумают о введении единых стандартов одежды», — высказался тогда Путин, поставив тем самым жирную точку в долгом споре.

Восток Ставрополья пошумел. Очаги «борьбы за хиджаб» периодически смещались на юг, где отдельные представители все еще пытались на этой теме противопоставить религию государству. Говорили о притеснениях, исламофобии. Но вскоре все сошло на нет.
С тех пор прошло более трех лет. Разговоров о хиджабах уже никто здесь не поднимал. И, возможно, третьи силы решили снова разворошить осиный улей, принеся в жертву своим корыстным целям Кайбалиева.


Версия первая. Религиозная

Именно на этой версии настаивает сейчас большинство наблюдателей за расследованием уголовного дела. Одни видят в преступлении «руку» радикалов, которые стремятся поднять массы на войну с «неверными», запрещающими носить хиджабы, иметь несколько жен, жить по законам шариата. Нашлись и те, кто говорит о «заказе» спецслужб одиозного исламского лидера, выступившего когда-то против власти.
Как ни крути, убийство священнослужителя не оставило равнодушными не только жителей Ставрополья, но и других регионов Северного Кавказа. Люди приносят свои соболезнования, понимая, что погибший, скорее всего, стал «пешкой» в большой, не совсем чистой игре.
Только кому это было нужно? - главный на сегодняшний день вопрос.
Государству и спецслужбам? Отнюдь. Согласитесь, насильственная смерть одного из мусульманских лидеров Северного Кавказа, которую журналисты преподносят как месть за хиджабы, вовсе не на руку государственным органам. Все это с учетом того факта, что после памятного 2012 года о Кайбалиеве не было слышно. Напряжение общества, у которого всегда есть предел, это совсем не то, что нужно структурам, у которых и без того много работы. Между тем, очередной повод стравить верующих с представителями власти выгоден людям, имеющим свое определенное мировоззрение и планы на будущее в отдельно взятом регионе.
Но это только один из возможных мотивов...

«Вполне возможно, что мотив преступления действительно лежит в плоскости религиозной деятельности убитого. Но делать предположения, основываясь на публикациях ваших коллег и заявлениях неизвестных исламоведов, пока еще рано», — отметил на вопрос о выдвинутой версии высокопоставленный источник в силовых структурах.


Версия вторая. Коммерческая

Как было упомянуто выше, Равиль Кайбалиев был не только и не столько религиозным деятелем, сколько предпринимателем, о чем не преминул сообщить журналистам и муфтий Ставрополья Рахимов: «Он был бизнесменом, его религиозная деятельность являлась для него общественной нагрузкой».
Кайбалиев Равиль Душанбекович с апреля 2010 года являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, выращивал зерновые и зернобобовые культуры, чем, собственно, и жил.

Конечно, может кому-то показаться абсурдной эта версия, но убийства руководителей аграрных фирм в 2013 году, а также общая ревностная атмосфера в сфере пользования земли и недр среди фермеров в Нефтекумском районе Ставропольского края (где за 18 овец фермеры стреляют друг друга), как минимум, оставляют этот мотив для рассмотрения.


Версия третья. Бытовая

Ну и наконец бытовая версия. Автомобиль Кайбалиева средь бела дня был остановлен на дороге. Что же могло послужить причиной остановки транспортного средства? Как отмечают в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю, это мог быть и банальный конфликт на дороге.

«Следствием рассматривается несколько версий убийства, в том числе в связи с возможным возникновением конфликта на дороге при управлении транспортным средством», — отметил источник в СУ СК РФ по краю.

Зная о том, что подобные ситуации, действительно, периодически возникают на дорогах Северо-Кавказского федерального округа, эта версия является одной из приоритетных в расследовании уголовного дела. И будет совершенно неудивительно, что заместитель имама села Кара-Тюбе стал жертвой «дорожных войн».


Как бы то ни было, в остатке сегодня мы имеем только то, что не стало человека: мужа, отца, друга, религиозного деятеля. Кто и зачем совершил преступление - разберутся правоохранительные органы. Всем нам, неравнодушным, остается только дождаться окончательного заявления правоохранителей с именами убийц и не поддаваться на провокации, на которые нас усиленно подталкивают.


И последнее

«Его смерть на совести тех, кто хочет породить зерна ненависти, разрушить мирное сосуществование народов на северокавказской земле, опорочить миролюбивую сущность ислама. Ответственно заявляем — никому не удастся поссорить мусульман нашего края, посеять страх и ненависть в душах людей. Уверен, что правоохранительные органы в кратчайшее время найдут убийц, которых постигнет суровая кара российского закона», - заявил Мухаммад-хаджи Рахимов. У него своя версия.