Число объявлений о продаже готового бизнеса в Ставропольском крае выросло с начала года практически во всех отраслях. Самый значительный рост показал агрорынок и индустрия развлечений. Эксперты разошлись в мнениях: одни считают, что причина в развитии Интернета, другие объясняют, что кризис подталкивает бизнесменов к продаже.
В аналитических данных Avito.ru, предоставленных для «Кавказ Сегодня», сообщается, что в Ставропольском крае больше чем в два раза увеличилось количество предложений по приобретению сельскохозяйственных активов. В январе текущего года на продажу было выставлено 1319 аграрных предприятий, а на конец июля (самые актуальные данные) 2872 объекта.
Развлекательные объекты, выставленные на торги, тоже увеличились более чем в два раза — с 721 объекта в начале года до 1863 компаний. В производственной сфере число предложений тоже выросло – 3002 предприятия продавалось в январе 2015 г., в июле 2015 г. – уже 3269. Ресторанный бизнес тоже нарастил число предложений – от 2895 заведений в январе до 3024 в июле 2015 г. Продаваемые торговые объекты в январе значились в 6940, а в июле в 7072 объявлениях. Количество объявлений в сфере услуг выросло с январский 3554 объектов до июльских 4881 предложений.
Мнения экспертов
Александр Мельников, руководитель петербургского филиала бизнес-брокерской компании "Альтера Инвест":
"Увеличение предложений о продаже готовых предприятий связано с развитием самого рынка и с развитием рекламных площадок в частности. Когда, в начале этого года, некоторые СМИ говорили о многократном увеличении количества объявлений, однако мы наблюдали реальный рост, и он составил не более чем 15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Так же обстоит ситуация и с продажей сельхозпредприятий, если на рынке и появились новые объявления, то в половине случаем - это дубли старых предложений, которые "висят" на рынке уже несколько лет. Сельское хозяйство не является ликвидной собственностью, и безусловно, в кризис подготовленный инвестор может приобрести несколько предприятий по стоимости активов или даже дешевле. Как правило это инвесторы из столичного региона, которые планируют увеличить свою доли на рынке, заручившись административной поддержкой и гос.субсидиями".
Владислав Варшавский, генеральный директор в "Южный инновационно-консалтинговый центр"
"В кризисных условиях большинство предпринимателей в первую очередь избавляются от непрофильных активов. С течением кризиса у таких непрофильных компаний из-за дефицита "управленческого внимания" появляется ряд проблем, которые обнажаются в кризисных условиях. Большинство этих проблем зачастую сводится к неэффективной системе управления. При этом не всегда такие компании малорентабельны, скорее им нужно хорошее управление и вовлечённость руководства. Нет единой формулы: какой бизнес стоит покупать в кризис, а от покупки каких активов стоит воздержаться. Нужно покупать бизнес, в котором хорошо разбираешься или есть желание разобраться".
Алексей Плугов, генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр".
"Анализируя показатели агробизнеса в Ставропольском крае в 2015 г., можно заметить, что некоторые отрасли агробизнеса показывают падение больше, чем по стране, или рост, меньше, чем в среднем по другим регионам РФ. Зато Ставрополье демонстрирует высокий рост по производству мяса птицы.
Площади под производство овощей снизились в этом году на 6,8 % до 10,1 тыс га. Речь идет только о промышленном секторе: без хозяйств населения. Тем не менее Ставропольский край занимает 7-е место в России по площади возделывания овощей.
Производство картофеля выросло на 4 %, но по России рост составил 11,1 %. Площади под зерно выросли на 2,1 %, а сборы на 2,7 %. В молочной отрасли есть снижение, а производители мяса птицы бьют российский рост (9%) и показывают увеличение на 18,3 %, произведено 111,4 тыс т мяса птицы в живом весе".