Олег Пономарёв
Автор

Ирина Роднина: «Подняться на свой пьедестал»

Олег Пономарёв
Автор
26.08.2016

Интервью с Ириной Родниной, прославленной советской фигуристкой, трехкратной олимпийской чемпионкой, десятикратной чемпионкой мира, 11-кратной чемпионкой Европы, российским общественным и государственным деятелем.
Специально для «Кавказ Сегодня».

 

– Здравствуйте, Ирина Константиновна. Большая честь разговаривать с Вами...

– Ой, давайте сразу к вопросам…

– Хорошо, давайте. Вы впервые в наших краях? Что-нибудь связывает с Кавказом?

– Не совсем впервые. Я первый раз именно здесь, в Пятигорске, раньше никогда не была в вашем городе. В Минводах самолеты меняла… А так – была и в Нальчике, и во Владикавказе, и в Адыгее. Была во многих местах.

– Нравится Вам здесь?

– Ну, здесь свои особенности, конечно. Климат замечательный, люди совершенно удивительные – со своей культурой и обычаями, традициями. Да, мне нравится.

– Вам уже довелось общаться с участниками форума «Машук». Какое впечатление от нашей молодежи? Как Вам их вопросы?

– Мне все понравилось. Вопросы очень разные: о спорте, о том, как себя утвердить в жизни, о политике. Какие-то даже по законодательству вопросы… Видно, что ребята предприимчивые. Были и какие-то просьбы (улыбается).

– Но беседа оказалась содержательной?

– Да.

– Теперь необычный вопрос, из моей личной биографии. Не секрет, что в СССР фигурное катание любили все – и стар, и млад. Вот и моя бабушка была вашей большой поклонницей...

– Да? (смеется)

– Я в том смысле, что фигурное катание в Советском Союзе любили все, независимо от возраста... В общем, когда она видела Вас на экране, то называла – Ирина Родина. Именно Родина, а не Роднина...

– Близко...

– Да, да... Знаю, что в Советском Союзе и сейчас Вы для многих – олицетворение Родины, России, чего-то общенационального, может быть, гордости за страну... Вопрос такой: как Вы считаете, насколько важны победы наших спортсменов для воспитания патриотизма у молодежи?

– Разумеется, они важны. Во-первых, любая победа – это высокое достижение и пример для многих. По крайней мере, она вызывает стимул повторить успех, чем-то заняться в жизни. В свое время Анатолий Владимирович Тарасов говорил, что нам нужны идолы. Для молодежи это очень важно. Конечно, кому-то они нужны, а кому-то нет, но все равно это создает для молодых ориентир, к которому они стремятся.

Не так уж важно, какой это ориентир. Мы всегда говорим только об идеалах, но если человек интересен, если ты видишь его результаты, то понимаешь, что он, кроме спортивных результатов, имеет еще и признание людей, и какие-то материальные достижения. Это тоже важно, это тоже стимул. Любой труд должен оплачиваться. Чем лучше труд, чем выше результат, тем и страна тебя выше оценивает. Не только в моральном плане, награждая орденами, но и в материальном плане...

– И хороший труд оплачивается лучше...

– Да. Я за то, чтобы труд оплачивался справедливо. А спорт – это действительно труд! Молодежь часто подходит к нам, когда кого-то набираем, и спрашивает: «А где мой социальный лифт?» Я терпеть не могу термин «социальный лифт», я понимаю словосочетание «карьерная лестница». Потому что, поднимаясь по лестнице, ты понимаешь, что тебе нужно затратить много усилий. Не только для того, чтобы найти направление, но и чтобы чисто физически подниматься. Потому что каждая ступень в твоей жизни – это труд. В лифт ты можешь войти и не на ту кнопочку нажать. Или тебя кто-то вызвал, пока ты задумался…

Если труд приносит еще и результат на благо страны – в военной сфере, в космосе, в балете, в промышленности… – это, мне кажется, очень хороший пример для молодежи. И в спорте – тоже… Поэтому, наверное, любое государство предусматривает в своем бюджете поддержку спортсменов.

Это еще и национальное признание. Потому что есть страны, с которыми у нас не очень хорошие политические отношения. Где-то даже народ настраивают против нас. И наше присутствие, где есть красивые поступки и победы, – все это может ломать то недоверие, которое есть. Это уже выше, чем политика. Потому что провести мысли через политику – нужно сильно поработать. А здесь – вот он, результат, на глазах. Не надо агитировать там, где ты видишь результат сразу.

– Не так давно, 7 февраля 2014 года, Вы вместе с Владиславом Третьяком зажгли Олимпийский огонь на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Было очень волнительно и вдохновляюще… А вот сейчас мы от Олимпиады в Рио испытываем иные чувства. Вы можете как-то прокомментировать ситуацию с нашей сборной?

– Ну, наши успехи и достижения видны, я считаю их колоссальными. Была участницей многих олимпиад зимних – и как спортсмен, и как тренер. Но, по крайней мере, с 1972 года более красивой и успешной зимней Олимпиады, чем сочинская, я не знаю. Мы тут абсолютные чемпионы. В том числе в плане строительства. Потому что это единственная зимняя Олимпиада, которая строилась с нуля. У нас не было ни горнолыжных спусков, ни каких-то других объектов. Действительно, все абсолютно – с нуля. И сделали замечательно.

Сейчас, если кто сомневался, у нас есть наглядный пример –  то, что происходит в Рио –  и с олимпийскими объектами, и с жильем, и с транспортом, и даже с безопасностью. Олимпиада в Сочи – это наша колоссальная победа, победа страны, которая все подготовила, победа наших спортсменов. И еще, я считаю, это победа самой организации Игр. Я боялась, что мы не сможем передать тот фантастический дух, который бывает на олимпиадах, особенно на зимних. Летние как-то локально в больших городах, а зимние – все-таки на курортах. И там всегда царит та атмосфера, тот дух... Это совершенно другое.

С одной стороны, было обидно, что немного иностранных туристов приехало, с другой – замечательно, что приехало так много наших людей, которые сами все увидели и почувствовали. Ведь что угодно можно писать и говорить... Потому что все, что говорилось и писалось до Олимпиады, когда было недоверие и к спортсменам, и к строителям…

Знаете, я в начале декабря 2013 годы была в Сочи, там собирали молодых журналистов, до 30 лет. И там даже присутствовала группа из Грузии. Ознакомительные курсы были. А я приехала только в последний день, им уже все показали – то, что построено, что делается в городе, что нужно еще было сделать. И первое, что они сказали: «Почему у вас так плохо пишут о том, что делается?» Ведь это даже не мы говорили, а журналисты! Они увидели своими глазами и поняли, что все совершенно не так, как преподносится.

Поэтому, наверное, мы сейчас и расплачиваемся за те победы и за те ошибки. Естественно, такие мощные победы соперникам радости не приносят, поэтому под нас и начали копать. А найти какие-нибудь «причины» можно у любого...

– И все-таки это больше политика?

– Вы знаете... Утверждать однозначно, что «конечно же, это политика!» – я  тоже не могу. Мы, давайте честно говорить, дали определенную зацепку. Наверное, поэтому и не ведем себя агрессивно, не кричим и не вопим. Потому что мы прекрасно знаем, что действительно имеем эти проблемы. Другое дело, что с проблемами нужно очень быстро и жестко справляться.

Вот как мы активно шли на результат на Олимпиаде в Сочи, точно так же нужно провести серьезную работу и здесь. Чтобы не было больше таких «зацепок». Нам ведь на проблему указали не впервые, было подобное и перед Олимпиадой 2008 года и 2004 года, и перед Олимпиадой в Лондоне. Вот эта систематичность нарушений, она, к сожалению, и повлекла такие вопросы. А за них уже уцепились. Дали малейший повод, а его использовали. Было бы глупо с их стороны такую ситуацию не использовать.

Вы же видите, как последние годы на нас давят: сначала санкции – это экономический вопрос. Не получилось задавить, значит нужно давить по больному – по спорту. Спорт у нас в стране всегда любили и любят. Вы знаете, у нас был такой период, когда не было побед. И народ соскучился по ним. Эти победы еще больше нас укрепляют, а это значит – нужно победы отобрать или очернить. Бьют по больному. И такая пошла жуткая программа по поводу паралимпийцев – это, господа, заигрались вы уже, это удар ниже пояса...

– Теперь немного лирический вопрос… Чехословакия, 1973 год, чемпионат мира... Я сам видел трансляцию, когда остановилась музыка, и Вы танцевали без нее...

– Было такое.

– Сложилось впечатление, будто у Вас внутри играла своя собственная музыка... Но это еще не вопрос!

– (Смеется.)

– Вот скажите, пожалуйста, в какие моменты жизни и какая музыка звучит внутри Вас?

– Я вообще не лирик по натуре, я человек очень конкретный. Ни стихов, ни музыки... Бывает, привязывается мелодия, которая тебе нравится. Но вот чтобы каждое действие сопровождалось музыкой... У меня такого нет.

– А как же Вы танцевали? Где она для Вас играла?

– Дело в том, что это программа, которую мы тщательно готовим. Льда очень мало, поэтому бывает, что какие-то отрезки во время подготовки катаем без музыки. Потому что кто-то еще катается под музыку. Это абсолютно нормально. Сейчас вот – хорошие условия, а тогда их не было. Есть разные движения – и под вальсовую музыку, и под маршевую…

– То есть это, скорее, чувство времени, ритма?

– Это все работа, которую ты должен выполнить. Ты можешь упасть, споткнуться, но ты должен встать и продолжать. И выполнить именно то задание, которое тебе дали. В данной ситуации я абсолютно сработала. Раз вышли на старт – катаем программу, до конца.

– Спасибо. Но, тем не менее, какую-то музыку Вы любите, какие-то книги, фильмы?

– Конечно!

– Интересно узнать Ваши предпочтения.

– Музыку больше люблю классическую. Терпеть не могу попсу. Особенно ту, которая задержалась лет на 30 в нашей стране. Мне кажется, как времена застоя отразились на всей истории Советского Союза, так и времена застоя одной фамилии в нашей эстраде тоже сыграли не самую лучшую роль. Хотя люди они очень талантливые, но объесться можно буквально всем.

Если о книгах... Знаете, сейчас пошел такой период – перечитывать то, что прочитано раньше.

– Тоже классика?

– Я обожаю Ремарка...

– Но это тоже классика...

– Это не наша классика... Ремарк – очень хороший писатель. Лермонтова еще люблю…

– Прозу или поэзию?

– Все.

– Замечательно.

– Страшно сказать, но я люблю его больше Пушкина. Хотя Пушкин – наше все (улыбается).

– Лермонтов тоже наше все. Тем более, он очень связан с Кавказом.

– Да.

– Личный вопрос. Вы счастливый человек? В чем Ваше счастье?

– Да, счастливый. Во всем. В результатах, в детях, в работе. 36 лет назад я закончила выступать и до сих пор получаю массу комплиментов. Помню, как один раз, когда у нас был профессиональный чемпионат мира... Знаете, у нас ведь красивые чемпионаты, красивые – окончание, банкеты, балы, приемы... И вот я сижу вся в вечернем платье, плечики голые, смотрю – идут два красивых молодых человека во фраках с бабочками. Подходят ко мне, а я уже сижу вся вот такая… и они говорят: «Можно ваш автограф? Моя мама вас очень любила». Ну, слава Богу, хоть не бабушка (смеется).

– Вас все любили. И бабушки тоже…

– Ну, правда… Мне интересно жить, я не ровный человек. Есть идеи, планы, которые мы выполняем всем коллективом. Слава Богу, есть коллектив, который меня поддерживает и помогает в сегодняшней ситуации. Нам интересно, не скучно.

– Предпоследний вопрос. Молодежно-политический... Кавказ сейчас – одна из самых стабильных территорий России. Это действительно так, и форум «Машук» демонстрирует, насколько люди разных национальностей находят общий язык. Форум, если обобщить, направлен на поддержку молодежных инициатив и на укрепление дружбы. Ваша оценка такой работы?

– Думаю, это очень важная работа. Потому что когда-то мы это упустили... Я ведь работала в ЦК комсомола, и как раз такие программы у нас были. Работала в отделе спортивной обороны и массовой работы. Это и ударные стройки, и массовые соревнования, и очень много различных форумов, которые мы проводили. Там всегда стоял такой вопрос: «Мы люди разных национальностей, и в этом наша сила, в том, что мы едины». Это, конечно, не так легко дается. Есть много сложных моментов.

Если говорить о программах, которые велись по линии молодежных организаций, тоже очень важно, чтобы тот же БАМ, целина, стройки... Важно, чтобы молодежь понимала, что можно и нужно не просто дружить, а еще совместными усилиями что-то создавать. Тогда они и себя будут уважать, и друг друга.

Да, могут и должны быть государственные программы. Здесь вот разыгрываются гранты на поддержку того, что ребята сами предлагают. Это тоже важно, когда у тебя есть свое дело. У тебя тогда совершенно по-другому жизнь наполняется. И, слава Богу, мы к этим вопросам вернулись. А были годы, когда никому это не было нужно. Мы сейчас возвращаемся и к школьной молодежной организации… То есть уже в школе готовим молодых людей к жизни в обществе, в коллективе. Любые вопросы решает коллектив, и ты должен себя находить всегда в коллективе. Хорошо, что есть такие форумы, как «Машук», и такие программы. Я считаю, что их должно быть еще больше.

– Напоследок – традиционное краткое пожелание всей молодежи СКФО и участникам форума «Машук».

– Подниматься на свой пьедестал.

– Большое спасибо.