Игорь Стеблинов
Автор

Прогноз экономической погоды

Игорь Стеблинов
Автор
23.08.2016

В июне текущего года был объявлен ТОП-20 регионов-лидеров Национального рейтинга инвестиционного климата, в котором на 14 месте разместилась Чеченская Республика. Казалось бы, хорошая новость, однако анализ инвестиционной привлекательности регионов показал, что место остальных субъектов СКФО далеко за пределами первой двадцатки.

И вот совсем недавно в городе-курорте Ессентуки при Министерстве по делам Северного Кавказа завершилось первое заседание новообразованной рабочей группы по вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата, которая призвана разработать системный, унифицированный подход к привлечению инвестиций в регион. Удастся ли ей это?

Облачно, с прояснениями

Основным критерием, которым будет руководствоваться коллектив экспертов и представителей экономических ведомств субъектов СКФО, станет все тот же Национальный рейтинг инвестклимата, созданный по инициативе АСИ.  Автономная некоммерческая организация, к слову, уже стала неотъемлемой частью рабочей группы.

Списки членов готовы, уже завершилось первое заседание… Что дальше? Какие задачи стоят перед регионом?

Вывести СКФО в ТОП сейчас не требуется. Не те реалии. Экономика, которая находится в довольно тяжелом положении, выступает преградой для всех попыток взобраться на вершину рейтингов. Сейчас от действий экономистов зависит, в первую очередь, сохранение хотя бы минимальной положительной динамики развития. Подобной позиции придерживается и советник генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анвар Гаджиев:

«Хочу отметить, что не важно то, какое место занял регион.  Для нас важна положительная динамика. Важно, чтобы субъекты продвигались в рейтинге хотя бы на два-три пункта вперед».

Такая позиция является, должно быть, наиболее правильной, но что могут предложить экономисты для поддержания этой положительной динамики?

Путей решения проблемы не так уж и много – экономические и законодательные. И такие меры уже применяются. В настоящий момент на Кавказе реализована дюжина инвестпроектов, запланированы еще десятки. Однако СКФО все еще не может похвастаться идеальным инвестиционным климатом. Напомню, что в ТОП Национального рейтинга инвестклимата, кроме Чечни, не вошел ни один субъект Северо-Кавказского федерального округа.

Стоит отметить, что подавляющее число инвестпроектов – это проекты крупного бизнеса, который и получает львиную долю субсидий и льгот. А нужно помнить, что без малого нет большого.

Именно развитие малого предпринимательства решает ряд общественных и государственных проблем. Малый бизнес – это создание новых рабочих мест, доступность услуг и товаров для населения, рост благосостояния и, самое важное, пополнение бюджета страны.

Практика увеличения налогов и частоты проверок доводила предпринимателей до закрытия. Долгое время на это никто не обращал внимания, однако за последние годы бизнесу удалось наладить диалог с государством.

Так, сейчас зарегистрировать индивидуальное предпринимательство можно буквально за неделю. Кроме того, происходит расширение программы кредитования малого и среднего бизнеса, что не может не оказать положительное влияние на экономику и инвестиционный климат.

И здесь возникает главный вопрос: почему же не ускоряется динамика развития, не улучшается тот самый инвестиционный климат?

Разгоняя тучи

Все очень просто. Главная проблема – неоднородность. С нашим федеральным округом злую шутку сыграло знаменитое кавказское многообразие. Более того, похожая проблема коснулась и всей России.

«Сейчас существует проблема разрыва между территориями. В каждом субъекте фактически свой климат при одном и том же федеральном законодательстве. К примеру, срок выдачи разрешения на строительство может достигать от 60 до 260 дней в разных субъектах», – рассказала руководитель Департамента развития инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив Вера Адаева.

Проблемы субъектов СКФО разительно отличаются, а значит, должны отличаться и пути их разрешения. Подход к улучшению инвестиционной привлекательности Кавказа, который сейчас используется руководством региона, нельзя назвать неплодотворным. Более того, уделяя проблеме особое внимание, оно смогло добиться положительной динамики роста инвестиционных вложений.

Так, по данным Росстата, в 2014 году, когда инвестирование по стране снизилось на 2,5 процента, СКФО смог увеличить объем инвестиций на 12%. На территории округа были созданы перспективные инвестплощадки Гринфилд и Браунфилд. Благодаря привлечению инвестиций в сфере строительства жилья для населения сложилась стабильная положительная динамика. В планах руководства округа также создание на территории КМВ инновационного медкластера, который поможет региону увеличить ВРП, привлечь в основной капитал дополнительные инвестиции и улучшить общую инвестиционную привлекательность СКФО. 

Создание крупных инвестпроектов, очевидно, принесет региону немалую пользу, однако, взглянув на его потенциал, вы заметите, что он не задействован даже на 50%. Пока нерешенные проблемы субъектов выступают основным препятствием на пути развития СКФО.

«Проблемы везде разные. Нельзя сравнивать проблемы, которые возникают на Дальнем Востоке, с проблемами, которые есть у нас. Даже в соседних республиках совершенно разные проблемы существуют… Я считаю, что должен быть индивидуальный подход в каждой республике, но отработано все системно. Только в рамках общей системы, в рамках всех показателей может что-то сложиться», – считает заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников.

По его мнению, в каждой республике должен быть разработан свой системный подход для решения общей проблемы, который затронет все то, что волнует бизнес в момент его развития – энергетику, инфраструктуру. Самое главное – применять комплексные меры.

«Не будет человеку комфортно, если он сядет в хороший автобус, но поедет по плохой дороге», – сказал Андрей Резников, сравнивая проблему.

С такими выводами нельзя не согласиться, наверное, потому, что они верны. Работа по улучшению инвестиционного климата, да и экономического положения в целом, должна вестись непрерывно. Тут немаловажным фактором является информационный обмен между субъектами СКФО, который и призвана обеспечить новообразованная рабочая группа.

Пока рано говорить о том, насколько эффективной будет ее деятельность, но уже сейчас, глядя на заинтересованность представителей северо-кавказских республик, можно понять, что этот эффект будет положительным.