Анна Мартын
Автор

Ставрополье и Дагестан — лидеры кардиологического «антирейтинга»

Анна Мартын
Автор
28.08.2015

Мониторинг был проведен Общественным народным фондом в нынешнем году, объявленном Владимиром Путиным Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

2015 год получил такой статус не случайно. Россия — абсолютный лидер по преждевременной смертности от заболеваний системы кровоснабжения среди развитых европейских стран. Минздрав об этом осведомлен и активно разрабатывает мероприятия по улучшению ситуации в отрасли.

Но как только речь заходит о низком качестве оказания кардиологической помощи населению, чиновники от медицины не забывают попенять в сторону пациентов: усилий врачей недостаточно, чтобы эффективно вылечить болезни, — пациенты должны при первых же симптомах обращаться к специалистам и ни в коем случае не заниматься самолечением.

Все верно, только вот есть ли реальная возможность у россиян, особенно в сельской местности, при первых признаках недомогания быстро и бесплатно получить помощь врача? Или попытки получить талончик к кардиологу и прорваться в его кабинет только усугубят течение болезни?

Видимо, эти вопросы и задавали себе активисты ОНФ, готовя исследование доступности услуг кардиологии. Был взят 71 регион, в каждом по четыре поликлиники. Выяснилось, что специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям имеются в 72% поликлиник, а более чем треть пациентов ждет приема от одной до пяти недель. В худших регионах, к которым были отнесены Ставрополье и Дагестан, время ожидания помощи — не менее двух недель.

Такой результат совпадает с мнением недовольных пациентов, столкнувшихся с системой. Вероника Ч. пишет на сайте отзывов о ставропольских медицинских учреждениях по поводу кардиолога Оксаны Дядьковой из центра клинической фармакопии: «Очень хороший и внимательный специалист! Единственное, что взять талон не всегда получается, — вечные очереди в регистратуру!»

Гость, не пожелавший назвать свое имя, об Анастасии Бабаевой из краевого кардиологического центра: «Попадая к ней на прием, точно получишь положительный результат. Только огорчает завышенная занятость доктора, хочется чаще наблюдаться. А вообще — так, как работают доктора кардиоцентра, на износ, с заранее настроенными против них пациентами, вымещая на них отсутствие господдержки, — это круто…»

А вот крайне негативный отзыв пациента, понятно, почему пожелавшего остаться анонимным: «Наш кардиоцентр — как всегда, «на высоте»: отношение просто отвратительное, привожу маму каждый год, и ничего не меняется, проводим там целый день... Нам посчастливилось быть в Москве в кардиологическом центре. По тому обслуживанию, какое там, про наш кардиоцентр ничего говорить не хочется. Надеемся, что когда-нибудь и у нас что-нибудь поменяется, ведь сюда приходят лечиться, а не просиживать целыми днями в душных коридорах, где негде даже воды попить, где все время хамят, причем у людей — очень серьёзные болезни…»

Понятно, что сколько будет существовать сфера медицинских услуг, столько будет и недовольных ее качеством. Благодарных врачам пациентов тоже немало, это стоит признать. Поэтому хотелось бы понять, насколько объективен вывод, сделанный народным фондом на основании оценки двух критериев в четырех учреждениях из сотен имеющихся в регионе. Специалисты отрасли в этом сомневаются.

Как пояснили порталу «Кавказ Сегодня» компетентные источники, в крае с каждым годом число кардиологов на душу населения растет. Несколько лет назад Минздрав начал массовое сокращение узких специалистов из поликлиник в надежде на развитие системы семейных докторов, но практика показала, что специалисты в поликлиниках все же нужны. Работает Минздрав и над повышением квалификации врачей. Конечно, сегодня в районах часто работают совсем молодые доктора, которые наберут опыт только со временем. Но ведь недавно и их не было.

На Ставрополье действует уникальная система кардиодиагностики — теле-ЭКГ. Оборудование есть на станциях скорой помощи в районах края. Фельдшер снимает показания (ЭКГ) у больного, данные поступают в центральный кардиоцентр, где опытный специалист дистанционно ставит диагноз. Ставропольские эскулапы гордятся этой системой и утверждают, что аналоги есть далеко не во всех регионах страны. Оказывают в крае все виды хирургического вмешательства и применяют методики высокотехнологической помощи, уникальные для Северо-Кавказского и Южного округов.

Возможно, стоит согласиться с тем, что полученные данные ОНФ не совсем референтны. И доступность медицинской помощи стоит отделять от ее качества. Но наверняка ставропольчане, простаивающие часы в очередях в регистратуру и кабинеты врачей, согласятся с выводами народного фонда.

А общественники выполняют очень важную социальную функцию, заставляя чиновников встряхнуться в мягких офисных креслах и задуматься, так ли уж «все гладко в датском королевстве»…

Лариса Фечина, член комитета по здравоохранению Госдумы, член рабочей группы по подготовке к форуму по вопросам здравоохранения «За качественную и доступную медицину!»: «Год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями провалился. Более 60% регионов просели по этому показателю. А мониторинг ОНФ показал, что все эти ситуации можно просчитать. И никакой стресс от роста доллара и ухудшения в экономике тут ни при чем. Есть реальные проблемы, которые нужно решать, — это, прежде всего, дефицит кардиологов, нехватка лекарств для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Нужно это признать и срочно менять ситуацию».

Маргарита Кузьменко, заместитель министра здравоохранения Ставропольского края: «Не знаю, насколько качественно было проведено исследование общественной организацией и как сильно отстает наш край от других территорий. В Ставропольском крае увеличивается количество кардиологов на амбулаторном приеме. А если их там нет, специалистов берут по совместительству в стационарных заведениях. Как минимум, в половине территорий у нас кардиологи есть. Поэтому ссылаться только на те учреждения, которые были посмотрены при исследовании, не совсем правильно. Я не могу оценить, насколько объективными получились результаты».

Ирина Терентьева, заместитель главного врача Ставропольского краевого клинического кардиологического диспансера: «Я не согласна, что в крае кардиологическая служба на самом низшем уровне. Для нас это была новость и неожиданность, что мы попали в ряды субъектов, худших по организации кардиологической службы, которая существует в крае более 30 лет. Мы первые из областей и краев, кто вообще организовал специализированную службу кардиологии, мы первооткрыватели для близлежащих регионов. Удивительно, рядом есть республики, где нет вообще такой, как у нас, высококвалифицированной помощи. У нас в центре часто оказываются пациенты из Чеченской, Ингушской республик, из Карачаево-Черкесии. Каким образом эти республики оказались впереди нас? Не знаю, по каким критериям у фонда строился рейтинг».