Эдгард Запашный: «Будущее создается вчера»

19.08.2016

Интервью с Эдгардом Запашным – представителем всемирно известной цирковой династии Запашных в третьем поколении, заслуженным артистом России, народным артистом РФ, директором Большого Московского государственного цирка.
Специально для 
«Кавказ Сегодня».

 

– Здравствуйте, Эдгард Вальтерович.

– Здравствуйте.

– Вы на «Машук» приезжаете уже в третий раз, и это очень приятно. Если возвращаетесь снова и снова – значит, Вас тянет сюда? Значит, для Вас Кавказ чем-то привлекателен?

– Знаете, я очень рад тому, что у меня есть возможность сюда приезжать. Потому что Кавказ – это очень загадочный мир со своей абсолютно уникальной энергетикой. И очень противоречивой, кстати. Кавказ может быть агрессивным, Кавказ может быть добрым, Кавказ может быть закрытым, Кавказ может быть абсолютно гостеприимным… И, конечно же, все это зависит и от тебя в том числе, – с каким ты настроением, с каким ты посылом сюда приходишь, что ты хочешь получить…

– А форум «Машук»?

– Происходящее здесь, конечно, мне близко по духу. Вот сегодня я иду и с охранником разговариваю. Говорю ему: «Василий, происходят здесь стычки? У парней кровь горячая, девушки красивые… Бывает?» Он отвечает: «Эдгард, нет. Все спокойно. Выбраны сюда лучшие из лучших».

Когда сегодня общался с  ребятами, лишний раз убедился, какая здесь география обширная… Все сегодня здесь объединились, идеи их объединились, желания… В самом начале своей встречи с ребятами я сказал, что мне всегда очень волнительно беседовать с будущим. Потому что они и есть будущее. Они то поколение, которое через 10-20 лет придет к власти, и они будут строить политику нашей страны. Они будут бороться на олимпиадах любого уровня – научных, культурных, спортивных… Они – это и есть Россия.

К сожалению, возможности пока не представляется, чтобы я приехал сюда по основной работе, с гастролями, в Ставрополь, Кисловодск… Это просто как-то пока не складывается по графику. Но если есть возможность по другому поводу приезжать сюда – я этой возможностью пользовался и, надеюсь, буду пользоваться снова. 

– Спасибо. Теперь такой вопрос. Недавно в Москве беседовал с одной дамой, тоже журналистом, кстати. От нее довелось услышать столько негативных стереотипов про Северный Кавказ! Что, мол, людей здесь на каждом шагу похищают, что боевики под каждым кустом сидят… Как можете это прокомментировать?

– Я всегда очень аккуратно и с должным вниманием отношусь к стереотипам, потому что сам в этих стереотипах живу. Люди, например, говорят, что цирк – это насилие и жестокость. Что все русские – алкоголики. Что медведи ходят по улицам, что Путин – диктатор. Я езжу по миру и путешествую – как по работе, так и не по работе. Во время гастролей все это слышу и вижу. И приходится очень часто такие стереотипы развеивать. Но развеивать их надо и изнутри, из самой России. Конечно, заслуга Кавказа в некоторых стереотипах все равно есть. Потому что народ здесь взрывной, горячий. Он таковым и останется, от этого никуда не деться. Это надо только уважать. И правильно это направлять.

Но, в то же время, народ здесь очень гостеприимный. Если ты без злого умысла, с добром, – то тебя и накормят, и напоят, и оденут, и проводят, и подарят еще что-нибудь… Это чистая правда, я уже убедился в этом много раз. Я работал здесь.

Поэтому надо начинать менять стереотипы прежде всего с того самого места, вокруг которого они появляются. Если говорят, что на Красной площади белые медведи ходят – значит, нужно сделать ее доступной. Чтобы люди спокойно заезжали в нашу страну, чтобы визовый режим был достаточно упрощенным, чтобы люди сами убеждались здесь в обратном. Точно так же – чтобы была возможность бывать на Кавказе. И действительно бороться здесь с любой формой насилия. Потому все случаи, связанные с Кавказом, – резонансные. Благодаря тем же стереотипам.

Знаете, если произойдет убийство здесь или произойдет убийство в Туле – это два совершенно разных резонансных случая по подаче в прессе! Поэтому нужно проводить очень большую, длительную и сложную работу не только по борьбе со стереотипами, но и с поводами для них. И вести постоянный диалог на эту тему. Если мы скажем, что нам плевать на все, – это неправильно, так не должно быть. Должна быть прозрачность общения и его доступность.

– Для нас большая честь, что Вы являетесь частью этого диалога, огромное Вам спасибо...

– Вам спасибо.

– Вернемся к Вашей работе, к Вашему творчеству. За минувший, довольно сложный и неоднозначный год – что в Вашей творческой и не только творческой жизни произошло?

– На сегодняшний день я смог преумножить свою политическую жизнь. До этого я был доверенным лицом Президента России Владимира Путина, а в нынешнем году смог стать доверенным лицом партии «Единая Россия» и мэра Москвы Сергея Собянина. Конечно, это для меня большая честь.

Что касается моей основной работы, то за последний год мы провели громадную работу в реализации международных проектов. Большой Московский Цирк и мы с братом лично, в том числе, съездили впервые на гастроли в Болгарию, в Дубай, в Латвию, Эстонию, Финляндию… Также недавно начались гастроли в Японию.

– Культурный десант.

– Именно так. За последние 15 лет подобного не было. Конечно, для нас это уже некое достижение. Этот темп развития мы должны сохранить и даже преумножить, поэтому сегодня ведем переговоры с Хорватией, Сербией, Германией и Италией, чтобы организовать там гастроли. Чтобы российский флаг, в самом хорошем смысле, поднимался в столицах других государств. Чтобы люди приходили на наши представления и через призму нашего искусства по-другому начинали смотреть на нашу страну.

Так, мне было очень приятно работать на десятитысячной арене в Финляндии в Хельсинки. Я осознавал, что 70% наших зрителей не говорят на русском языке, но язык искусства понятен всем. Также я убежден, что после посещения нашего выступления очень многие захотят приехать в Россию. Потому что они увидели адекватных, искренних и талантливых людей, которые приехали обменяться культурными ценностями. Это очень важно.

– Поскольку «Машук» проходит под знаком Года российского кино – вопрос о Вашем участии в кинематографической жизни страны.

– У меня фильмография, с одной стороны, большая, а с другой стороны – мне трудно похвастаться тем, что хоть какие-то мои роли видели многие.

– Почему так?

– Наверное, потому, что это не моя основная профессия. Я снимаюсь в кино и снимаю кино так, от случая к случаю. Но самая большая работа, которую нам удалось в этом году реализовать, – 16-серийный фильм «Назарова».

Я автор идеи, мы с братом исполняли роли в этом фильме. Но основное достижение состоит, конечно, в том, что этот фильм – о цирке, о циковых питомцах... Конечно, он и о любви. Но для меня то, что мы потратили около 70 съемочных дней только на съемки животных, которые там представлены в большом количестве и в очень сложных, опасных сценах, – большая работа.

– Питомцы были полноценными актерами?

– Разумеется.

– Это кино, которое касается цирка. А в других жанрах, других сюжетах не думали сниматься? Просто у Вас такая кинематографическая внешность, внешность киногероя...

– Спасибо (улыбается).

– Какие-то предложения на этот счет были?

– Да, была парочка моментов, но не сложилось. В том же фильме «Назарова» Ольга Погодина, как продюсер фильма, предложила играть мне главную роль – Константина Константиновского. И, наверное, я с этой ролью справился бы, я даже фактурно на него похож – довольно высокий, могу быть сутулым, нос не последнего размера... Но чисто технически у меня не получилось. Там съемки были почти в каждом кадре – этот процесс занимал более ста съемочных дней. Но такая работа полностью бы выбила меня из моей основной профессии, из цирка. Я отказался, поэтому на роль был приглашен Андрей Чернышев, который, считаю, великолепно с ней справился. Убежден, что он здорово сыграл. Где-то в душе, быть может, я даже порадовался, что не сам играл. Андрей есть Андрей – он профессиональный артист. Соперничать с ним мне не хотелось бы...

Да, предложения бывают, но во всех случаях я отказываюсь. В том числе и потому, что, смотря российское кино, я вижу в большинстве случаев ярко выраженную халтуру. Ну вот нельзя было переснимать «Кавказскую пленницу» – это какое-то преступление! И актеров подставили, и деньги потратили зря, и хрень сняли. Нельзя было переснимать «Джентльмены удачи» – это издевательство! Это все равно, что пытаться на полном серьезе перепеть Монсеррат Кабалье. Если ты не вторая Монсеррат – то нельзя. Есть какие-то святые вещи, которые нельзя трогать... Либо тогда в корне все переделывать и оставлять лишь небольшую зацепку, как дань прошлому, великому. Но ни в коем случае не пытаться повторить то, прежнее, великое кино для нового поколения. А это было голое повторение с небольшим отклонением к современности. И это провал.

Вот когда я получаю такие предложения, то, конечно, от них отказываюсь. С одной стороны, вижу, что теряю шанс побыть в кадре с великолепными актерами. Но не перестаю мечтать, что когда-нибудь я и у Михалкова сыграю, даже «Кушать подано!». С удовольствием. Потому что это Михалков. И сыграть у него любую второстепенную роль или даже говорящий затылок – нет проблем.

– То есть кино делают личности?

– Да. Личности. Которые, во-первых, безусловно талантливые. Во-вторых, отдающие себе отчет, что они снимают. Потому что когда НЕ такие личности берутся за кино, то получается «Кавказская пленница 2». Провал.

– Не могу не задать вопрос. Вы, конечно, человек, интересующийся спортом. Как Вы прокомментируете ситуацию с нашими спортсменами на Олимпиаде в Рио?

– Это боль нашей страны, и это форма борьбы с российским «Я». Конечно, где-то мы спровоцировали такую реакцию, и не нужно жалеть, что мы заявили о своем «Я». Когда мы предоставили убежище Сноудену, когда мы вошли в Сирию, когда мы вернули Крым, когда мы стали страной, которая способна сказать: «Стоп!» Конечно же, большая часть обиженных затаилась, часть мстительных решила воспользоваться возможностью. С другой стороны, объективности ради, конечно же, зерно какой-то правды в их словах есть.

– Вы про допинг?

– Да. И никуда не денешься, если атлеты были пойманы. Другое дело, насколько объективно это было освещено и как потом додумано. Это уже вопрос для серьезного разбирательства. Но пословица есть пословица – дыма без огня, конечно же, не бывает. И нужно делать выводы прямо сегодня. Надо рубить с плеча, невзирая на головы, на погоны и на все остальное... Потому что, когда смотришь на Исинбаеву – чувствуешь себя виноватым. Чувствуешь, что и ты сам, и вся страна виновата. Такое допускать нельзя.

Впереди – еще масса спортивных проблем, которые будут для нас создаваться. Будет еще вестись борьба с чемпионатом мира по футболу… И нужно быть готовыми к этому. И, может быть, даже нанести упреждающие удары. От нас не отстанут, это сто процентов...

– Еще два коротких вопроса. Первый: Вы еще раз приедете сюда, на «Машук»?

– Прямо и коротко: с большим удовольствием!

– Ну и напоследок – традиционные пожелания всей северокавказской молодежи и участникам «Машука-2016».

– Преумножать достижения, преумножать желание людей сюда возвращаться. Бороться с внутренними проблемами, которые, безусловно, есть. Не перекладывать их ни на прошлое, ни на будущее.

Жизнь проходит сегодня, а будущее создается даже не сегодня, а вчера. Нужно правильно жить. И самое главное – это, конечно, оставаться Страной. Нельзя отделить Кавказ от России, нельзя отделить Чечню от Дагестана. Мы – одна страна. И мы должны быть вместе.

Во мне намешано много кровей – поляки, украинцы, немцы, русские… А на самом деле я – Россиянин. Все мы разные, все мы непохожие, но все мы должны быть друг за друга.

– Огромное Вам спасибо.