Всероссийский велофестиваль, прошедший в Пятигорске с 7 по 9 июля, по данным организаторов собрал более пяти тысяч участников из 25 регионов России. Как было заявлено, мероприятие не является «событием ради события», оно преследует более глобальные цели – пропаганда велодвижения, привлечение внимания к проблемам велосипедистов. Мы поговорили с участниками из разных городов, чтобы узнать, готовы ли россияне променять машины на велосипеды.
«Идея проста – сделать людей счастливыми»
– А на велоквест здесь можно зарегистрировать
Оборачиваясь, вижу мужчину в спортивной форме с велосипедом. Понимая, что меня спутали с кем-то из волонтеров, указываю в сторону палатки организаторов.
– А вы откуда приехали?
– Из Волгограда.
– Что, прямо из Волгограда на велосипеде?
– Нее, на поезде. Я вообще на велосипеде уже лет 20 не ездил. А здесь сел и понял, что навык не пропал.
– А почему вы решили поехать на этот фестиваль, если вы не велосипедист?
– За эмоциями, впечатлениями новыми, интересно же.
Игоря Прохорова на Велофест пригласили друзья, с которыми он отдыхал на Олимпиаде в Сочи. В Пятигорске он до этого был лишь раз. Город ему понравился «достопримечательностями и отсутствием комаров».
Очередь из желающих зарегистрировать
Публика собралась разная – семьи, шумные компании, одинокие путешественники. Кто-то узнал о Велофесте из Интернета, кого-то, как Игоря Прохорова, позвали друзья или организаторы, есть и такие, кто «просто ехал мимо».
Дмитрий Москаленко добирался на велосипеде из Крыма. В дороге он провел около восьми дней. Побывав в окружной столице, Дима планировал отправиться в Махачкалу, Грозный, Дербент, однако узнал о Всероссийском велофестивале и отложил поездку в республики еще на неделю. На вопрос, почему он решился на такое непростое приключение, улыбается и рассеянно пожимает плечами: «Мне просто нравится ездить на велосипеде».
Как «просто нравится» превращается в масштабные акции по изменению городских пространств, рассказал руководитель ростовского велоклуба «Катушкин» Вячеслав Белов.
На фестиваль Слава приехал с женой Ангелиной и еще десятью активными ребятами.
– У себя в Ростове мы организовываем разные события для велосипедистов – экопикники, пробеги. Однажды ночью оделись в пижамы и поехали по городу, все, кто нас видел, были в шоке! – в перерывах между фразами Славик успевает командовать каждым, кто попадается на нашем пути: – Ты карту взял? Как какую? Карту города, конечно, мы на квест как пойдем без карты?! Так вот, – возвращается к разговору. – Цель всех этих по сути развлекательных мероприятий не только порадовать людей, но и привлечь внимание к нашим проблемам. В плане приспособленности к передвижению на велосипеде Ростов, конечно, полный ноль, инфраструктуры никакой. Мы сами рисуем велодорожки, за свои средства устанавливаем велопарковки, чтобы сделать город хоть немного безопаснее для велосипедистов.
Однажды Слава пришел в городскую администрацию и сказал, что активисты готовы за свои средства установить в городе велопарковки. В администрации пожали плечами, пошуршали бумагами, но внятного ответа так и не дали. Ребята все равно пришли и сделали.
– Здесь надо просто брать и делать, понимаешь, по беспределу. С чиновниками трудно договориться. – Славик так позитивно рассказывает о проблемах ростовских велоактивистов, будто речь идет о посторонних людях. – С каждым годом все больше людей выбирают велосипеды, мы видим это и на улицах города, и по тому, как растет аудитория наших мероприятий.
– Значит, у велодвижения у нас в стране все-таки есть перспектива?
– Нет, конечно, это же Россия, здесь ничего не будет! – абсолютно жизнерадостно заявляет Слава.
– Так зачем тогда вы все это делаете?
– Если бы ты видела, как мы сюда ехали, ты бы не спрашивала! Я тебе видео покажу, там столько эмоций, – капитан велоклуба больше не в силах сдерживать свою бешеную энергию. Он хватает меня за руку и ведет в палаточный лагерь ростовчан. – Вот здесь у нас кухня своя, здесь душ, здесь велопарковку поставили, вот общая беседка, здесь мы вместе собираемся вечером. Мы серьезно подготовились, видишь, вот флаги висят, я люблю, чтобы все было как надо. Есть единицы людей, как Юля Говорова, которые готовы что-то делать, что-то менять в этой жизни. Такие события, как Велофестиваль, приносят людям радость, это очень здоровый, позитивный, активный способ провести время. Когда мы готовили первые свои мероприятия, в нас никто не верил, но после люди подходили и благодарили. Это самое главное, я не занимаюсь коммерцией, я работаю за идею.
– И в чем она состоит?
– Идея проста – сделать людей счастливыми. Лучшей наградой для меня являются эмоции ребят, которые приходят к нам. Для многих из них это становится стимулом начать ездить на велосипеде. Вот я пока тут с тобой разговариваю, мои уже все пропустят. – Слава Белов вместе с шумной толпой уносится на велоквест.
Автомобиль – ошибка XX века
Утро второго фестивального дня велосипедисты встретили на горе Машук, куда отправились любоваться рассветом. Днем погода скорректировала планы организаторов – из-за дождя пришлось отменить гонку на горе Бештау. Участники остались на Комсомольской поляне наслаждаться творчеством музыкальных коллективов Кавминвод. Вечером состоялся показ фильма о велопутешествии из Санкт-Петербурга в Лиссабон. Его автор и главный герой – куратор проекта по развитию велокультуры «Let’s Bike It» Владимир Кумов.
Шесть лет назад Владимир учился в Аргентине. Ему очень понравилось, как местные города приспособлены к свободному передвижению на велосипедах. Вернувшись в Москву и простояв в трехчасовой пробке по пути из аэропорта, Вова решил – пора делать города для людей, а не для машин.
– Не люблю слово «велосипедист». Оно ассоциируется со спортом. Велосипед – просто способ ускорения моих пешеходных возможностей. Я объехал всю Европу, там действительно многое делается для развития велодвижения. Развитые города давно уже поняли, что велосипед – это хороший способ освободить улицы, сберечь экологию. Есть еще масса других плюсов. Правительства стараются по-разному поддержать велосипедистов – в некоторых городах им разрешено проезжать на красный свет, считается, что так человек экономит силы, не тратя их на лишние остановки. Где-то есть специальные скидки для обладателей велосипедов, различные бонусы, которые помогают людям экономить. Зачастую в небольших европейских городах люди просто вынуждены пересаживаться на более здоровый и практичный велосипед, так как там безумно дорогие парковочные места.
– Думаешь, со временем мы тоже к этому придем?
– Человек – существо ленивое, но практичное. Если создать все условия для безопасного и комфортного передвижения, люди будут чаще выбирать велосипед.
– Значит, прежде всего, необходимы изменения на государственном уровне?
– Да, и они уже происходят. В последние годы у нас в стране серьезно меняется отношение к велосипедному движению. Я занимаюсь этой темой уже давно, несколько лет подряд организовываю велопарады в Москве. Сначала руководство города не обращало на нас особого внимания, но с каждым разом мероприятие собирает все больше и больше людей, и игнорировать нас уже стало просто невозможно. Последний велопарад и стал переломной точкой в отношении властей к велосипедному движению. О том, что изменения действительно есть, говорит и распространение таких акций, как «На работу на велосипеде» (она проходит в предпоследнюю пятницу мая, в этом году в ней принимали участие города по всей России). В последнее воскресенье мая проходит «День велопарадов», этот праздник тоже стал довольно массовым. Наконец, 22 сентября – День без автомобиля, который мы тоже приравниваем к акции по популяризации велосипедов.
Спокойный, уверенный тон Владимира убеждает меня, что будущее любого развитого города – за велосипедами, особенно если речь идет о городе туристическом.
– В одном из городов Северной Каролины власти вложили 6,5 миллиона долларов на развитие велотуризма, и эти средства окупились всего за один год за счет увеличения потока отдыхающих.
– А правда, что Москва сейчас самый удобный в России город для велосипедистов?
– Я бы так не сказал. Да, с уходом Лужкова и появлением Собянина многое изменилось – ширятся тротуары, парковых зон становится больше. Но все это касается больше центра, в остальных районах столицы передвигаться на велике все еще не удобно и порою опасно.
– Так что нужно для того, чтобы российские города стали более дружелюбны для пешеходов и велосипедистов?
– Прежде всего, необходимо корректировать наше законодательство
– С Москвой понятно, а как обстоит дело в регионах?
– Я бы выделил несколько активных в этом отношении городов – Альметьевск в Татарстане, Петрозаводск, Астрахань, Ростов-на-Дону. То, что делает у вас Юля Говорова, очень вдохновляет. Развивать велотуризм на Кавминводах – потрясающая идея, которая может помочь курортам сделать большой шаг в увеличении потока отдыхающих. Все глобальные перемены начинаются с таких низовых инициатив, главное, чтобы это движение не остановилось, а было продолжено. В одной из влиятельных иностранных газет я как-то прочитал такую фразу – «Автомобиль – ошибка XX века». Глядя на то, какой вред нанесен окружающей среде, люди начинают это понимать.
«Люди ждут, что Велофест будет продолжаться»
К концу третьего дня Велофеста его главный организатор – Юлия Говорова – выглядит утомленной, но продолжает улыбаться и уделяет внимание каждому гостю. Многих из них она пригласила сама, отчасти именно этим объясняется ее трепетное отношение ко всему, что происходит на фестивале. Во всем здесь видна заботливая рука – добрые, уникальные фотозоны, флажки, указатели, яркая палатка «Катафот», шатер для которой сшила Юлина мама. Здесь продумана каждая мелочь, и это внимание к деталям создало очень теплую, домашнюю атмосферу.
На сцене не смолкает музыка. По поляне бродят счастливые и расслабленные кикиморы, богатыри, Белоснежки, герои комиксов и прочие персонажи. Днем эта пестрая толпа дружной колонной проехала по главным улицам Пятигорска, но выходить из образа участники веломаскарада не спешат – вечером авторы лучших костюмов должны получить призы.
– Я довольна тем, как все прошло, жаль только, что из-за дождя пришлось велогонку отменить. – Юля торопливо собирает подарки для победителей различных конкурсов, до следующего блока награждений у нее есть не больше сорока минут. – Здесь собралась очень качественная аудитория, а это даже важнее, чем количество. Посмотри – никакого алкоголя, беспорядков и всем весело. Это здоровая атмосфера, и здесь находятся люди, которым близок этот образ жизни. Ко мне уже подходят и спрашивают: «А когда следующий фестиваль?», «А в другой раз мы всей семьей приедем, мне очень понравилось у вас». Я почувствовала большую ответственность перед людьми – теперь они ждут, что Велофест будет продолжаться, и мы не хотим их разочаровать. Организовать такое масштабное событие действительно было тяжело, не скрою. Рады, что администрация нам помогла, дали возможность бесплатно разместить рекламу на баннерах, для веломаскарада по распоряжению главы Пятигорска специально перекрывали главные улицы. Поддержка властей нам очень важна, сами мы не справились бы.
Проект Всероссийского велофестиваля стал грантообладателе
С того времени, как общественная организация «Велосообщество КМВ» под руководством Юлии Говоровой получила грант «Машука», в Пятигорске появился уникальный Велохостел «Централь», прошло несколько массовых акций и велопробегов. По словам Юли, сейчас они намерены направить все усилия на развитие проекта Велохостела, а также будут и дальше поддерживать и развивать велодвижение на Кавминводах.
Очевидно, что количество людей, предпочитающих машине велосипед, будет расти и дальше. Будет ли это движение по-настоящему массовым на Кавминводах? Хотелось бы. Велофест «КМВ-2016» подходит к концу. Ранним вечером я спускаюсь с Комсомольской поляны на улицу Калинина. Город стоит в пробке.