Валерий Газзаев: «Выступление российской сборной на ЧЕ-2016 было провальным»

13.07.2016

Российская сборная по футболу не просто провалила Евро-2016. Даже если сравнить этот результат с 2014 годом, то разочарование от вылета с бразильского мундиаля не было столь болезненным. В преддверии чемпионата Европы все-таки была какая-то вера, что своими результатами на полях Франции наша сборная покажет желание побеждать и выразит тем самым серьезные намерения в преддверии домашнего чемпионата мира. Но после безвольного поражения Уэльсу внутри осталось лишь чувство опустошенности и ничего больше.

Порталу «Кавказ Сегодня» выпала уникальная возможность поговорить о российском спорте и футболе, в частности, с известным советским футболистом, нападающим, российским футбольным тренером, бывшим президентом ФК «Алания», Валерием Газзаевым.

– Валерий Георгиевич, давайте сегодня поговорим о российском спорте, его проблемах, перспективах и возможностях. Первый злободневный вопрос – прошедший ЧЕ по футболу. Ваша точка зрения на катастрофический провал российской сборной. Почему это произошло? Насколько был предсказуем такой результат?

– Я думаю, что те три официальных матча и два контрольных, которые команда провела перед началом чемпионата Европы, были сюжетно практически одинаковы и по качеству игры, и по результату. Наверное, в первую очередь это связано с тем, что команда плохо подготовилась. Я считаю, что была провалена программа подготовки, которую они проводили до чемпионата в Швейцарии. Ни функционально команда не была готова, ни тактически, ни морально-психологически. Отсюда мы и видим результат.

После чемпионата Европы, когда стало больше откровения, мы услышали высказывания отдельных футболистов и интервью главного тренера. Конечно, команда проявила себя крайне безвольно, особенно в последнем матче. Все это настолько обострило отношения к сборной, что болельщики вынуждены были подать петицию о расформировании сборной. Наверное, это все абсолютно реально. Потому что возмущению выступлением нашей национальной сборной не было предела и среди болельщиков, и среди специалистов.  Поэтому я считаю, что это было провальное выступление.

Квалификация игроков была достаточно высокая. Думаю, у нас футболисты намного сильнее, чем в Исландии, Венгрии, Северной Ирландии, в том же Уэльсе, где есть только две-три звезды, а остальные игроки ничем особо и не отличились. Другое дело, что наша команда целостно не была готова. Не было единения и нацеленности на результат и достижение цели. Посмотрите на то, как национальные сборные пели гимн. Они себя заводили и выходили на любой матч, как одиннадцать настоящих воинов, которые сражаются за честь своей страны. И, конечно, все игры на уровне национальной сборной, в первую очередь, связаны с честью страны, а также честью всего футбола. 

– С Вашей точки зрения, услышат ли петицию о роспуске сборной в РФС и лично Мутко? Какие выводы мы сделаем и с чем придем на домашний ЧМ?

– Повторюсь, действительно безвольное выступление нашей сборной - это разочарование. Поэтому и такая негативная реакция болельщиков. Но, я думаю, что нельзя так категорично подходить к национальной сборной. Во-первых, в 17 году мы должны играть на  кубке конфедерации,  в 2018 мы должны уже играть на ЧМ. Да, необходимо существенно обновить национальную сборную.Но, этим нужно было заниматься еще в 2010 году, когда благодаря президенту страны Владимиру Путину, мы получили право проводить ЧМ. Тогда необходимо было провести реформирование, реорганизацию всего российского футбола. Однако, ничего этого сделано не было. В 2014 году я выступал с программой реформирования и реорганизации футбола на всех уровнях: Госдуме, Совете Федерации и Общественной палате. Мы, встречались со всем спортивным футбольным сообществом, к сожалению, кроме министерства спорта и российского футбольного союза. И в итоге что мы видим сегодня?

– Что бы Вы сделали в данной ситуации, обладая всеми полномочиями?

– В первую очередь реформировал бы систему всего российского футбола, чтобы она давала результат. Увеличил бы количество команд Премьер-лиги до 18, расширил бы первый дивизион, который должен быть сформирован по географическим критериям для того, чтобы сэкономить на транспортных расходах. Когда «Луч-Энергия» летит в Калининград – это огромные затраты. Кроме того, Премьер-лига и первый дивизион должны быть исключительно профессиональными. Что касается команд второго дивизиона, они были бы полупрофессиональными и любительскими. Это структура, которая работает во всем мире. Конечно, ввели бы правило «молодого игрока» – это когда молодой игрок, не старше 20 лет, обязательно должен участвовать и в матчах Премьер-лиги, и первого дивизиона. Так мы бы получили 54 футболиста, из которых даже по теории вероятности 10-12 футболистов  могли бы стать кандидатами в национальную сборную к 2018. Я об этом говорил еще в 2014 году.

– Допустимо ли поведение Мамаева и Кокорина?

– Я уже неоднократно говорил: конечно же, недопустимо. Считаю, что нужно четко в контрактах у каждого футболиста прописывать поведение и отношение игроков. Футболисты –люди публичные, и они должны выступать примером для молодых спортсменов, для которых они кумиры. Поэтому необходимо  демонстрировать тактичное поведение и профессиональное отношение. Если он нарушает правила поведения, пусть платит штрафные санкции. 

– У России большой спортивный потенциал. Как Вы считаете, когда мы перестанем стыдиться нашего футбола и сборной?

– Одна из главных задач моей программы - вовлечение в систему детско-юношеского профессионального футбола всех регионов РФ, и всячески популяризировать футбол. Я уже сказал о реформах, которые надо провести для популяризации футбола. Только после реализации этого можно будет чего-то ожидать.И самое главное, переход из юношеского футбола во взрослый, где теряется очень много футболистов. Здесь очень важна роль тренера, подвести молодого игрока к основному составу. Это настоящее искусство.

– Обвинение в применении допинга практически лишило наших спортсменов права выступать на мировом уровне. На чем основана такая «подковерная» политика?

– Что такое допинг - это многогранная тема. Это не только российская, но и мировая проблема. Конечно с ним нужно бороться. Необходимо принимать жесткие законы на уровне Госдумы, включая пожизненный запрет для тех, кто принимает допинг. На сколько мне известно WADA (всемирное антидопинговое агентство) несколько месяцев работало в России, пытаясь привести кодекc РУСАДА к международным нормам. К сожалению, предложенные меры были не очень убедительными. Поэтому сегодня мы видим такие результаты. К сожалению, сейчас в отношении нашей страны принимаются в большей степени политизированные решения. Как можно дисквалифицировать всю команду сборной по легкой атлетике, когда только один человек принимает допинг? Никогда в практике олимпийского движения не было, когда у одного спортсмена обнаруживают допинг, а наказывают всех. Такое же предвзятое отношение мы видели на Чемпионате Европы, где нам вынесли условное наказание после матча с Англией, за поведение наших болельщиков, а проступки английских фанатов остались незамеченными. Почему нет аналогичного наказания для Футбольной Федерации Англии? Это двойные стандарты и с ними нужно всеми силами бороться. Ведь спорт всегда являлся объединяющим фактором.

Сейчас я даже не хочу думать о полной дисквалификации. Мне не нравится, что мы начали бить в колокола и тушить пожар, когда все уже почти сгорело. В борьбе с допингом нужно было применять упреждающие меры, а мы заработали только когда посыпались обвинения правдивые и ложные. Больше нельзя давать повода для наказания, особенно перед ЧМ по футболу 2018 года.

 

– Коснемся вопроса футбола регионального уровня, как одного из основных видов спорта на Кавказе. «Терек», «Анжи», «Спартак-Нальчик» играют вполне стабильно. Почему сейчас так отстает «Алания», а ведь были золотые годы?

– Ну, во-первых, нужно заниматься командой. Второе, сегодня около 82 процентов футбольных клубов содержатся региональными бюджетами и крупными госкорпорациями. Я считаю, что весь футбол должен быть исключительно профессиональным. Поэтому мы должны сократить число клубов до 54. Сегодня я могу сказать, что у нас в России 105 профессиональных клубов, а если взять Германию, Италию, Францию или Испанию - 36,45, 54... А мы получается гонимся за количеством, а не за качеством. Это один из главных вопросов.

Второй вопрос, это продажа телевизионных прав. Премьер-лига должна иметь хороший доход для того чтобы финансировать клубы и соответствовать финансовому «fair-play» . Когда не будет регионального и бюджетного финансирования вот тогда у нас будет профессиональный футбол. Если у клуба есть возможность играть на 5 миллионный бюджет, то будет 5 миллионов. если он может играть на 10, значит будет 10 миллионов. Вот такие реалии. А сейчас у нас практически непонятно где профессиональный, а где любительский спорт. . Поэтому я неоднократно выступал со своей программой, которая необходима для выстраивания российского футбола. 

Что же касается Алании, то правительство не смогло финансировать футбольный клуб, история которого насчитывает 92 года. Прекращение финансирования привело к банкротству клуба с невероятной историей и  традициями. В последний год, когда "Алания" снялась с чемпионата, семь месяцев до этого команда не получала зарплату. При чем в штате тогда было 210 человек. Это работники стадиона, основная команда, детская спортивная школа, вторая команда. Конечно, это проблема большая и пока у нас не будет сугубо профессионального футбола она не решится.

– Как Вы считаете, в достаточной ли мере развивается детский спорт в России, и на Кавказе в частности?

– Считаю, что недостаточно. Во-первых, у нас нет квалифицированных детских тренеров. К примеру, в Германии официально 70 тысяч сертифицированных детских тренеров, а в России всего 10 тысяч. Из них лицензированы три тысячи. О каком качестве здесь может идти речь?

Второе, это спортивные школы. Они  финансируются по остаточному принципу. Очень мало турниров, всероссийских и международных  соревнований проводится. Да, есть некоторые школы и клубы, но в основном почти все они находятся на балансе региональных бюджетов. Кроме того, детские футбольные школы не получают большого внимания, что конечно очень большая проблема. В нашей программе также есть очень важный момент, что профессиональные клуб обязаны содержать детские спортивные школы и выделять на них от своих доходов 10%. Если же речь идет о регионе где нет профессионального клуба, то тогда эту школу может содержать региональный бюджет.
Детский футбол - это основа, наше будущее. Если мы не будем им заниматься, то, к сожалению, те результаты, от которых мы должны уходить, не станут нам уроком. Реорганизация назрела давно, нам необходимо вводить новую систему и не нужно этого бояться.