На совещании рабочей группы при полпреде СКФО по развитию Кавминвод глава Кисловодска Александр Курбатов констатировал: в начале летнего сезона Кисловодский курортный лечебный парк к приему отдыхающих готов не в полной мере. И это несмотря на то, что недавно он получил статус национального парка, а на всех уровнях власти не утихают разговоры и планы по его благоустройству, Что или кто мешает городским властям?
Курбатов: «Реальная работа не проведена»
Это не первое заявление градоначальника Кисловодска о том, что запланированная в парке работа фактически не проводится. Об этом же он говорил на совещании с участием заместителя полпреда Сергея Милейко. Темой встречи стала подготовка города к курортному сезону.
Александр Курбатов отчитался о том, что городская администрация активно борется с уличной рекламой, несанкционированной торговлей, стихийными автостоянками. Благоустроен Курортный бульвар – здесь высажены цветы, заменены газоны.
То, что город меняется к лучшему, замечают и его жители – в соцсетях кисловодчане искренне радуются каждому снесенному самострою или назойливой рекламной конструкции. Однако есть в городе проблемные моменты – камни преткновения.
Одной из главных проблем в подготовке Кисловодска к летнему сезону Александр Курбатов называет неудовлетворительное состояние курортного парка.
«По моему мнению, на сегодня курортный парк не готов к приему гостей в летний период. То, что мы видим при входе в парк и на что обращают внимание наши отдыхающие – пешеходные дорожки, лавочки, урны, цветы, – находится в плачевном состоянии, реальная работа не проведена».
Такое откровенное замечание из уст градоначальника совсем не удивительно – парк находится в ведении Росимущества, с которым администрация Кисловодска имеет давние противоречия. Организация использует следующий принцип – это их зона ответственности, и советоваться с мэром они не обязаны.
Нельзя объяснить все недоработки в решении городских проблем только отсутствием денег или полномочий. Как справедливо отметил Сергей Милейко, многие улицы курорта по-прежнему находятся в запустении – заросшие тротуары, мусор. Казалось бы, уж на элементарную уборку средства и силы должны найтись. Но Курбатов взял бразды правления городом в свои руки лишь чуть больше полугода назад, а времени на решение всех проблем требуется очень много.
Кто виноват
Очевидно, что многочисленные проблемы Кисловодска, как и других городов Кавминвод, не возникли в одночасье, а стали результатом многолетнего равнодушия местных чиновников. Сегодня все чаще звучат слова о том, что только в последние годы со сменой власти на курортный регион подули ветра перемен. Все происходит по старому русскому сценарию – сначала люди долгое время методично уничтожают свое историческое и природное наследие, а затем вдруг хватаются за голову и начинают спасать то, что еще уцелело.
Стоит отметить: нам еще действительно есть что терять, поэтому, хоть и запоздалая, реакция все же приносит свои плоды. Города действительно понемногу начинают меняться к лучшему.
Если сначала курорты губило полное безразличие, то теперь не менее разрушительное воздействие оказывает слишком рьяное желание чиновников всех уровней как можно скорее вернуть Кавминводам былую славу.
Особенно наглядно этот процесс наблюдается в Кисловодске, где события разворачиваются примерно как в известной басне «Лебедь, рак и щука». Герои произведения Крылова не могли найти понимание в силу природных особенностей – каждый тянул в свою сторону, потому что не умел по-другому. Федеральные, региональные и муниципальные власти не могут договориться по некоторым спорным вопросам. Как результат – страдает город.
Резонансные темы, касающиеся судьбы Кисловодска, возникают одна за другой и раскалывают общество. Например, не первый месяц жителям не дает покоя закрытый проход в курортный парк. Под предлогом антитеррористической защиты руководство санатория Орджоникидзе оградило прилегающую территорию забором, перекрыв вход. Люди отнеслись к такой «защите» скептически – как отметила одна из общественных активисток, через эту преграду при желании без труда перемахнет и она, 60-летняя женщина, что уж тут говорить о террористах.
Не меньшее волнение вызывает процесс реконструкции Нарзанных ванн. Правое крыло здания значительно просело, что может привести к его аварийности, однако никаких изыскательских работ на этот счет не проводилось.
Со всеми вопросами, жалобами и опасениями кисловодчане обращаются, прежде всего, к руководству города. Однако внятно объяснить горожанам, что происходит с тем или иным объектом, градоначальник не может – все они находятся в ведении федеральных органов, в частности Росимущества. Оно, в свою очередь, не считает нужным отчитываться о своей работе ни перед властями Кисловодска, ни перед его жителями.
Когда результатом таких необдуманных действий станет утрата уникальных природных богатств региона или исторических памятников, виновных уже будет не найти. Власти и министерства разных уровней продолжат и дальше показывать друг на друга пальцем.
Полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов высказался на этот счет весьма жестко и однозначно.
«Я категорически требую, чтобы организаторы работ не принимали никаких мер без решения главы города. Есть много федеральных чиновников, которые приезжают сюда на один день, а есть люди, которые здесь живут, отвечают на вопросы населения и за все, что здесь происходит».
Действительно, когда в город приезжают первые лица государства, например, Валентина Матвиенко, за все недочеты и ошибки отвечает глава города, а не десятки других причастных лиц.
Что делать
Главной ценностью Кисловодска все же являются не памятники культуры и даже не минеральная вода, а его неравнодушные жители. С болью в сердце они наблюдают за тем, что происходит в родном городе, и больше не желают оставаться пассивными зрителями.
Власти тоже понимают, что разобраться с проблемами курортов невозможно без привлечения мнения широкой общественности и экспертов. Ведь лучше всего болевые точки городов знают проживающие здесь люди.
Именно об этом говорил на встрече с общественниками в Кисловодске заместитель полпреда Сергей Милейко. Он предложил создать при аппарате полномочного представителя президента в СКФО общественный орган, куда войдут активные кисловодчане, журналисты, эксперты.
Люди с готовностью откликнулись на такую инициативу, для них самое главное – чтобы власть их услышала.
Кисловодск, да и другие курорты Кавказских Минеральных Вод, надо спасать, и это понимают все. Самое главное – осознать, что каждый населенный пункт КМВ – это единый город, а не разбросанный набор отдельных исторических памятников, земельных участков и бюветов. И развиваться он может только комплексно. А для этого необходимо, чтобы все – федеральные, региональные, муниципальные органы власти, местные жители и эксперты действовали сообща. Не конкурировали и делили сферы влияния, а вместе искали компромиссные пути решения, помня, что за все проколы и успехи перед людьми, в первую очередь, отвечают главы городов и их администрации.
Виталий Михайленко, председатель Совета Ставропольского регионального общественного движения «ЭкоКурорт КМВ»:
«Анализируя сбои в работе по сохранению Кавминвод, я прихожу к выводу, что федеральная власть, региональная, муниципальная, безусловно, не бездействуют, но работают в растопырку, каждый сам по себе. Надо повысить уровень персональной ответственности от зампреда правительства до региональных чиновников. Убежден, что ничего не выйдет, пока не будет выстроена система общественного контроля, а муниципальные и федеральные чиновники не начнут отчитываться за вверенное им дело. Нужен конкретный спрос с конкретных людей».