Александр Емцов
Автор

Как осла ни прячь, уши выдадут

Александр Емцов
Автор
23.06.2016

12 июня один из работников концерна «ЭСКОМ» нашел в социальных сетях упоминание, что Общественная палата Российской Федерации то ли рассматривала, то ли будет рассматривать положение дел с выплатой зарплаты на их предприятии. Удивился, поскольку никто в концерне об этом слыхом не слыхивал. Вышли на палату. Да, ответили там, обсуждение на заседании «круглого стола» нарушений трудовых прав работников концерна, причем открытое, будет 16 июня. Если хотите, можете приезжать.

То есть, дела на «ЭСКОМе» могли обсуждать и без его представителей? Поразились этому в концерне, но поехали. Пригласили и меня как журналиста, подготовившего статью о попытке рейдерского захвата предприятия. Поскольку заподозрили, что будущее слушание может быть очередным элементом развернувшейся в последнее время масштабной рейдерской атаки на предприятие.

Они оказались недалеки от истины.

Страсти с экрана

Открыл заседание заместитель руководителя комиссии Общественной палаты Георгий Федоров. Обосновал слушания тем, что в последнее время в адрес палаты поступило несколько десятков обращений из Ставрополя по фактам невыплаты зарплаты в концерне «ЭСКОМ», запугивания людей и даже гонений на них. Я считаю это преступлением. Цель нашего «круглого стола» – определить, есть ли проблема, найти пути ее решения.

Включают видеоролик. На экране молодой человек, представившийся как Виктор: «На «ЭСКОМе» откровенное кидалово. Кидают на бабки в родном Ставрополе». Еще кадр: «Меня зовут Борис. На «ЭСКОМе» к людям относятся как к собакам, не платят зарплату. Должны быть приняты меры». В кадре девушка: «Меня зовут Людмила. Четыре месяца работала упаковщицей без зарплаты. Пошла к Азирову (генеральный директор. – ред.). Сначала медленно послал, потом – грубо, потом в суд отправили». Еще одна девушка: «Меня зовут Марина. На «ЭСКОМе», где я работала почти полгода уборщицей, не платят зарплату. Штрафовали, каждый месяц снижали оплату наполовину, заставляли писать заявления, что я за свой счет должна покупать моющие вещества». Следующий кадр будто из уголовной хроники: двое среднего роста полицейских держат под руки двухметрового детину, который кричит что-то в защиту «ЭСКОМа» от заокеанских рейдеров, и голос за кадром, обличающий этого детину в том, что он порвал и растоптал какие-то лозунги, чем нарушил права трудящихся.

Со словами: «Картина, в общем, понятная, катастрофическая» Федоров прерывает показ. Предоставляет слово сидящему рядом Кругляку в прошлом начальнику службы экономической безопасности «ЭСКОМа». Тот напористо рассказывает, что при увольнении ему неправильно рассчитали зарплату, недоплатили свыше двухсот тысяч рублей. Обратился в суд, тот отказал, так как «ЭСКОМ», по его словам, представил сфальсифицированные документы. Обратился в МВД – отмахнулись. И раз, и два... Вообще там все ужасно, огромные деньги миллиардами расходуются неизвестно куда, люди стонут, лекарства выпускают некачественные, что подтвердила контрольная закупка.

Ведущий дает слово Алексею Албу, корреспонденту газеты «Рабочая демократия». (Автор этих строк свыше сорока лет в журналистике, но о такой газете не слышал, но это к слову.)Вроде Албу получил задание от руководства своей газеты разобраться в жалобах с «ЭСКОМа», приехал в Ставрополь 2 мая, прямо на митинг обиженных работников концерна на площади 200-летия. Увидел Исаханова, того самого, которого на видеоролике держат за руки двое полицейских. Он отбирал у протестующих и рвал плакаты. Бросился на их защиту. Ему (то есть корреспонденту) было нанесено несколько ударов локтем в живот. Потом встречался с рабочими. Им действительно не платят, им угрожают, их закрывают в темной комнате... Там текучесть кадров, люди не могут квалифицированно работать, физрастворы, которые производят, негерметично закрыты... Мы провели контрольную закупку в аптеке и выявили это. Я посоветовал работникам не бросать протесты, организовывать пикеты, митинги, бороться за свои права...

В общем, страсти еще те. И показали, и рассказали.

Позитивная правда... не нужна?

Наконец, слово дают исполнительному директору «ЭСКОМа» Корабельникову. Он давно рвался к микрофону, и было бы логично начать обсуждение проблемы именно с него, как-никак, первичный источник информации, но Федоров упрямо не пускал. Не хотел, по его же словам, нарушать прописанную очередность.

Корабельников сказал то, что, по большому счету, должно было у того же Федорова, раз он заявил о своей и всей Общественной палаты жуткой озабоченности нарушением прав работников, вызвать вздох облегчения, желание порадоваться за этих самых работников и под аплодисменты закрыть обсуждение. Поскольку Корабельников доложил: проблема исчерпана. На 15 июня вся задолженность по зарплате на «ЭСКОМе» выплачена. Что подтвердил целым ворохом бухгалтерских документов и даже заключением прокуратуры, проводившей проверку и не выявившей на ее момент никаких нарушений. Исключение – те люди, которые обратились в суд. Их несколько десятков. Мы считаем, что большинство исков надуманы. Выплаты будут произведены по вынесению решения судами. Тому же Кругляку основания выплачивать нет, ему отказано в иске. Это полностью законный путь.

Но тут началось то, что, как говорится, с головой выдало организаторов действа. Оказалось, такая позитивная правда им совсем не нужна. Федоров даже документы не посмотрел. И продолжил мероприятие, как будто ничего и не случилось. Приговаривая, что проблема очень, очень серьезная.

Тень на плетень

Одно за другим Федоров начал предоставлять слово экспертам из институтов и некоммерческих организаций. Явно по намеченному ранее сценарию. По их же словам, ни разу не бывавших на предприятии, но берущих на себя смелость судить о положении на нем. Причем во всех сферах – от своевременности оплаты труда до качества выпускаемой продукции, эффективности технологий и грамотности принимаемых менеджментом решений о закупке оборудования и стратегии развития.
Б. Кагарлицкий: «Хорошо, у вас нет долгов по зарплате работающих. А те, кто уволился? Они тоже получили? Распространенная практика, когда таким подолгу не платят. Достаточно частая для страны сейчас ситуация, когда менеджмент не справляется с кризисными проявлениями и все выливается в долги предприятий, в том числе в невыплату зарплаты. Но люди ни при чем, не они принимают решения, из-за которых страдают. А что это у вас там за бартерные схемы, из-за которых до тридцати процентов дохода оседает у посредников? О них подробно написано в «Комсомольской правде».

И. Алферов. Этот прочел собравшимся лекцию о том, как строго у нас карает задерживающих зарплату руководителей административное и уголовное право. При этом о двух главных моментах, позволяющих возбудить уголовное преследование – умысле и заинтересованности, – скромно умолчал. Вышло, что Азиров уже априори преступник, раз задержал зарплату.

В. Колташов: «Перед нами типичная схема девяностых годов – задержки поставщикам, невыплаты зарплаты, бартер. Сегодня нельзя так вести дело! Люди идут в суд, а у вас финансовая схема, которая не позволяет им выплатить зарплату! Надо отправить все материалы по «ЭСКОМу» в Генеральную прокуратуру, там должны дать оценку!»

М. Нейматов: «Может ли волна протестов вокруг «ЭСКОМа» раскачать политическую ситуацию в крае? Чем дольше это будет продолжаться, тем больше вероятность!»

Д. Зоммер: «Приехал заместитель генерального директора в Общественную палату на «Мерседесе» в то время, когда люди зарплату не получают! Нечистоплотно это все. Надо все материалы рассмотрения передать в Следственный комитет».

В. Надточий: «Амбиции генерального директора Сергея Азирова пошли вразрез с возможностями предприятия. Из вложенных в развитие шести миллиардов рублей – а это весь объем долгов – 1,6 миллиарда не работают. Отказался от выгодных поставок стеклянной тары. Из-за дефицита средств вынуждены были перейти на бартер. 9 июня на «ЭСКОМе» введена процедура наблюдения. Активы выводятся. Дочернее предприятие в Петербурге продано, как я подозреваю, аффилированным лицам. Совет директоров не был поставлен об этом в известность. Менеджмент предприятия перешел грань своих полномочий, надо уже по-другому квалифицировать их деяния».

Ответы по делу

Конечно, и Корабельников, и другой заместитель генерального директора Купов разумно и с аргументами отвечали на все эти домыслы. Почерпнутые, да их авторы этого и не скрывали, из Интернета и СМИ, щедро рассыпанные там в последнее время, как по команде. Рассказали, что ни одного из жалующихся на выплату зарплаты на видеороликах рабочих мастера смен, которые уж своих людей знают, не опознали. Кстати, на просьбу предоставить их фамилии Федоров ответил, что их нет и у него. Получается, анонимы в роли обличителей. Это говорит об уровне подготовки обсуждения в Общественной палате. Штрафов в системе оплаты работников на предприятии нет. Моющие вещества не могут покупаться за счет работников. Уборщики получают их на складе, это специальные растворы, что продиктовано фармацевтическим профилем предприятия.

Мы знаем Азирова не один год, и не замечали, чтобы он грубо разговаривал с рабочими, тем более – посылал их куда-то. Выплаты произведены всем, у кого были оформлены трудовые отношения, никто не делил людей на работающих и не работающих. Это придумано. Рассказы про «контрольные закупки» в аптеках – для непосвященных. Во-первых, такое право дано только представителям Росздравнадзора. Во-вторых, если человек вернул в аптеку пузырек из-за того, что у него якобы герметичность нарушена, где гарантия, что он сам пробку не свернул? Тем более, что возвращал Кругляк, находящийся в конфликте с предприятием. Лицо ведь заинтересованное. Контролем качества на предприятии занимается 12,5 процента коллектива. Это жестко контролируется Росздравнадзором. Сертификация, декларирование... Выпуск продукции подтверждается специально уполномоченным лицом, которое не подчиняется директору. Каждые три года Росздравнадзор тотально проверяет концерн, и мы эти проверки выдерживаем, подтверждаем лицензию. Действует жесткая система отбора образцов, проверяется ежедневно 400 тысяч бутылок, отбраковывается 3-4 тысячи. Это меньше одного процента, хотя по некоторым предприятиям страны этот показатель 6-7 процентов. Мы отказались потому от названного поставщика стеклянной тары, что он выдвинул неприемлемые условия, в частности, предоплату. Почему приходится переходить на бартер, кстати, законом не запрещенный? Да потому, что денег в обороте не хватает, тут вопрос к тем, кто определяет финансовую политику страны. Да и к вам как к экспертам, раз вы ими назвались. Про ошибки менеджмента в развитии предприятия пусть говорят акционеры. Одно лишь скажем, что объекты, на которые были взяты кредитные ресурсы, это объекты программы развития здравоохранения страны, они под контролем правительства. Коллектив «ЭСКОМа» здоровый, сработавшийся. Кадры, что называется, штучные, хорошо подготовленные. Руководство ценит их, старается делать все, чтобы поддержать людей. Организована бесплатная доставка на работу и с работы. Действуют механизмы материального поощрения и помощи. В частности, помогают родителям и отправить ребенка в школу, и учить детей в вузах. Выдается пособие и на похороны. Задержки в зарплате носили объективные причины, они от падения производства и доходов, что связано в том числе и с политической ситуацией, когда Украина отказала в поставках тары. Сегодня они преодолеваются.

Тот факт, что на так называемый «митинг» против руководства концерна вышло всего несколько человек, да и то это бывшие работники, говорит о том, что коллектив поддерживает руководство.

Эксперты на подхвате

Я намеренно не назвал выше должности всех выступающих «экспертов». Просто они не показались мне экспертами. Зачем же высокое слово обижать. Они больше смахивали на обвинителей. Вместе с уже названными «корреспондентом», а в реальности подстрекателем на протесты, в чем он сам сознался, Албу и Кругляком они явно представляли некий дружный таран, которым пытались разбить «ЭСКОМ» и его руководство. Их, похоже, специально собрали, озадачили, «надергали» им из сомнительных источников «доказательств», сняли сюжет с анонимными персонажами, изъясняющимися уголовной лексикой, и сказали «ату». Вот они и старались.

Легко представить, что было бы, не прибудь на обсуждение работники «ЭСКОМа». Хор единомышленников.
Вызывает сожаление, что сделали это не где-нибудь в темной подворотне, а в стенах Общественной палаты Российской Федерации. Вообще-то, когда она создавалась, задумывалось нечто другое. Что самые авторитетные в обществе и знающие жизнь, да и какое-то определенное дело, люди будут заниматься общественной экспертизой законопроектов. Законодателям помогать, да и обществу в целом выстроить рельсы, по которым оно движется в светлое будущее. Это, кстати, записано и в Уставе Общественной палаты.

Хорошо, допустим, в палате решили изучить ситуацию с невыплатой зарплаты на отдельно взятом предприятии. Потому как ситуация эта не такая и редкая для страны. Чтобы понять проблему на частном примере, выработать какие-то рекомендации для тех же законодателей. Но что мы, приехавшие на заседание «круглого стола» из провинции, увидели? А увидели мы слабо прикрытую попытку вывернуть на всероссийском уровне как можно больше негатива об «ЭСКОМе» и его руководстве, покопаться, разумеется, дилетантски, в проблемах, далеко выходящих за рамки трудовых прав, создать новый информационный повод для всей российской журналистики. Чтобы уже не только ставропольские ангажированные рейдерами СМИ прохаживались по Азирову и его команде, но и всероссийские. И прямые призывы передать дело в силовые структуры услышали, чтобы их безжалостный каток проехался по предприятию.

Вообще-то, рейдерство это: а) опора на недовольных в коллективе и на уволившихся из него, раскачивание с их помощью ситуации; б) дестабилизация финансового положения на предприятии; в) раскрутка через СМИ и общественные структуры негативного образа руководства предприятия и г) подключение силовых структур для расправы над ним. Три первых момента в случае с «ЭСКОМом» уже налицо, о них я подробно писал в названной выше статье. Призыв к четвертому прозвучал из Общественной палаты?

Как говорится, картина маслом. Президент страны Владимир Путин уже множество раз говорил об ответственности за развал бизнеса. Под руководством главы администрации президента Сергея Иванова действует даже рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Госструктуры теперь сложнее привлечь к рейдерству, так подключают общественников?

Своего добились?

Минут через пятнадцать после окончания заседания «круглого стола» мы вышли во двор Общественной палаты. Открыли Фейсбук. И сразу прочитали: «Ситуация с катастрофическими невыплатами зарплаты в концерне «ЭСКОМ» вышла на всероссийский уровень, сегодня эту тему обсудили в Общественной палате России». И пошло обсуждение. По большому счету, глупое, опять из пустого в порожнее. Но – обсуждение. Организаторы действа, похоже, добились своего?

Во дворе стояли шесть люксовых черных машин – в основном «Мерседесы» и «БМВ». Для обслуживания членов Общественной палаты прибыли? Вспомнились сетования одного из экспертов, что замдиректора «ЭСКОМа» приехал на «Мерседесе». Вообще-то «Мерседесом» в Москве никого не удивишь. Вот если бы на осле приехал зам – тогда бы это была новость.

Что же касается осла, раз упомянут, то его, как ни прячь, всегда видно. По ушам. Мы эти ослиные уши в стенах Общественной палаты и увидели. А это значит, что не добились своего организаторы. Как ни старались.