Крым и Кавказ: две части одного архипелага

25.08.2015

Строительство Керченского моста — что это? Политика, экономика, социальная сфера, философия? Или все вместе? Попробуем разобраться.

НАЧИНАЯ РАЗГОВОР

Не вижу никакого негативного контекста в новом словообразовании «Крымнаш». Не чужой ведь. Наш, родной, российский. Наш — потому что народ полуострова так решил. Потому что и сам он, этот народ, до мозга костей — наш. Был, есть и будет.

Интеграционные процессы, которые бурным ходом сегодня идут между двумя близкими историческими областями, имеют шанс получить дополнительный мощный толчок в связи с возведением моста «Крым — Кавказ» через Керченский пролив. А духовная и культурная интеграция и в стимулах не нуждаются. Об этом и других важных вещах — в нашем материале.

НЕ КОНКУРЕНЦИЯ, А КОНСОЛИДАЦИЯ

 Полемика о возможной конкуренции в курортно-туристической сфере двух территорий началась сразу же после воссоединения Крыма с Россией. Интенсивное решение административных, социальных, инфраструктурных и многих других проблем возвращенной области, в ряду которых — сохранение и развитие туризма как одного из важнейших направлений крымской экономики, родило очень актуальный вопрос. Не в ущерб ли курортам Краснодарского края и Северного Кавказа будет развиваться новый туристический кластер России?

 Прошло уже достаточное время, чтобы осознать: не в ущерб, а в пользу. Сразу по нескольким причинам.

 Первое. И данный фактор сразу претендует на звание решающего. Крым и Кавказ — две части единой страны. А со строительством Керченского моста они практически превратятся в единое курортно-туристическое пространство, разделяемое лишь условными административными границами. Для экономического сообщества субъектов и региональных властей сближение этих территорий даст дополнительный шанс на расширение бизнеса, инфраструктуры, культурного обмена, развитие логистики, образовательной и социальной структур, многих других важных факторов. Примеры проявления такого тренда уже имеются. А для людей это вообще безболезненное расширение, в самом широком смысле, своего жизненного пространства. Стремление тех же жителей Северного Кавказа отдохнуть в «нашем Крыму» растет, несмотря на определенные неудобства, связанные с паромной переправой.

 Второе. Народ — один, а территории отличаются кардинально. В Крыму другое все: и море, и ландшафты, и архитектура, и историческое наследие, и даже воздух. Разные территории в едином геополитическом пространстве не конкурируют. Они дополняют и взаимообогащают друг друга. Не хочется натягивать на себя тогу пророка, но верится: настанет день, когда не только жители Кавказа и другие россияне хлынут отдыхать в Крым. Пойдет и обратный процесс. На Северном Кавказе крымчанам тоже есть что посмотреть. Одна страна — много чудес. И все они родные, и ко всем хочется прикоснуться.

 Третье. Нельзя не только недооценивать значение патриотизма в консолидации Кавказа и Крыма, но и отказывать ему в определяющей роли на этом пути. Как можно в здравом уме и твердой памяти желать зла брату или близкому родственнику — завидовать ему черной завистью, вставлять палки в колеса, создавать трудности? Родному человеку обычно отдают последнюю рубашку, суют лучший кусочек. А Крым — он наш, родной. Кто-то сомневается? Спросите это у миллионов кавказцев и крымчан, они ответят.

 Четвертое. Не нужно быть великим экономистом, чтобы понимать: здоровая конкуренция идет на пользу развитию. А уж если конкурирующие стороны — в одной семье, то никто ничего и не теряет. Обогащаются, в конечном итоге, сразу все — финансово, технологически, инфраструктурно. Все — в одном доме, под одной крышей Юга России. Богатство дома в целом — благополучие его обитателей. Если положительный пример более расторопного домочадца послужит стимулом для другого — разве это плохо?

 Нам о другом нужно думать — о конкуренции на международном уровне. Перспективы, при наличии доброй воли и грамотной реализации данного направления, — бесспорны. Природа Юга России сама позаботилась о своей конкурентоспособности.

 И, наконец, пятое. Северному ли Кавказу с его уникальнейшим природным и этнографическим компонентом бояться конкуренции? Пусть ее боятся (или исправляются, или уступают место более расторопным) те чиновники, которые не хотят улучшать инфраструктуру, логистику, сервис и т.д. — мол, российский турист и так все вытерпит. А потом удивляются, почему россияне едут в Египет и Турцию.

 Работать нужно, господа! У Кавказа все есть, чтобы удивить и восхитить туристов, в том числе и зарубежных. Это у чиновников иногда не хватает желания и компетентности.


 МОСТ ДЛЯ АРХИПЕЛАГА «КРЫМ — КАВКАЗ»

 Итак, предпосылок для интеграции и консолидации — пруд пруди. Великая миссия требует достойного воплощения. Один из главных шагов в этом направлении — строительство моста через Керченский пролив, транспортный переход между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла и Тузлинскую косу.

 В декабре 2018 года уже планируется завершить строительные работы и открыть движение по мосту в рабочем режиме. В июне 2019 года, после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, мост планируется ввести в эксплуатацию. Переход и автомобильные подходы к нему должны стать частью автострады М-25 «Керчь — Новороссийск».

 За сухими фактами и датами — ожидания миллионов людей. Возведение моста должно дать импульс экономическому развитию не только Крыма и Кубани, но и остального Северного Кавказа. Строительство века.

 Именно века. Нынешнего. Потому что идея строить «трамплин из Европы в Азию» посредством перехода через Керченский пролив будоражила много умов в разные времена. История эта — весьма длинная и буквально напичканная подробностями. Найти это в сети не составит труда.

 Опустим и подробности недавнего прошлого, связанные с вхождением Крыма в Россию, и уже практическое воплощение идеи строительства моста. Они хорошо известны. Но что происходит там сейчас, в эти дни?

 В настоящее время в Таманском сельском округе и в Керчи возводятся вахтовые городки для будущих строителей моста через Керченский пролив. Комплексы включают двух- и трехэтажные общежития для рабочих и инженеров, штабы строительства, контрольно-пропускные пункты, столовые, банно-прачечный модуль, медицинские пункты.

 Временное жилье возводится в непосредственной близости от объектов строительства. На стройку работников будут доставлять на автобусах. Один из таких городков, рассчитанный более чем на 500 строителей, уже построен и введен в эксплуатацию на таманской стороне. Рядом с ним создается второй городок, где предусмотрены общежития и гостиницы более чем на три тысячи строителей. Здесь будут работать две столовые, способные обслуживать единовременно до 1000 рабочих и до 250 инженерно-технических работников. Планируется и создание двух спортивных площадок, в том числе с уличными тренажерами. Первые корпуса этого вахтового городка будут введены в строй осенью, а полностью городок будет обустроен в начале 2016 года.

 Ведется также проектирование вахтового городка в Керчи. Предполагается, что он будет рассчитан на две тысячи строителей. Заселение в этот городок начнется ближе к весне следующего года.

 Во время строительства моста жилые комплексы на таманском и керченском берегах смогут вместить более пяти тысяч человек. Такая инфраструктура позволит задействовать на пике строительства более 10 тысяч строителей, работающих вахтовым способом.

 На данный момент подрядные организации уже привлекли к работам на этапе подготовительного периода более 1,7 тысячи сотрудников, в том числе более 100 человек — в Крыму и почти 600 человек — жители Краснодарского края.

 В настоящее время уже забиты первые испытательные сваи Керченского моста. Возводятся заводы по производству бетона и асфальта для строительства моста производительностью более 150 кубометров бетона, более 130 кубометров цементобетона и 140 тонн асфальта в час.

 Специалисты строительных, проектных и научно-исследовательских организаций проводят динамические и статические испытания грунтов основания сваями на таманском и керченском берегах. Исследования проходят в естественных условиях — на месте будущего строительства моста через Керченский пролив, на участках с наиболее сложными геологическими условиями…

 Словом, работа кипит. Сроки известны. Ожидания велики. Но как же сейчас решается транспортная проблема для тех людей, которые хотят посетить вновь обретенную часть России?


 «ЛЮДИ ВСЕ ПОНИМАЮТ И СПОКОЙНО ЖДУТ»

 Керченская переправа, порт «Крым» — порт «Кавказ». Тема непростая. Да, в условиях повышенного пассажиропотока возникают задержки, сложности и накладки. Но если пристальнее посмотреть на любой «горячий узел» из любой сферы человеческой жизнедеятельности, в любом городе России, да и мира тоже, можно обнаружить точно такие же сложности. Будь то приемка зерна на элеватор в страду или очередь за билетами на концерт заезжей звезды. Отсюда вывод: львиная доля пересудов вокруг Керченской переправы — инсинуации и спекуляции.

 Ежедневные сводки о дежурной ситуации в порту «Кавказ» — вполне себе штатные. На все про все — один-два часа, а то и менее. Не считая форс-мажоров. Основная масса путешественников все понимает и спокойно ждет. Не так уж долго, кстати. Однако находятся люди, которые из этого делают такую огромную проблему.

 Интересно, почему таких претензий не предъявляется, например, к переходу «Египет — Израиль» на КПП «Таба», где тысячи россиян ежесуточно переходят границу в стремлении посетить Святую Землю? А ведь там нередко такой переход длится и пять, и все восемь часов! И никто не возмущается…

 Представляется, что все эти страсти вокруг Керченской переправы искусственно подогреваются извне. С какой целью? Делайте выводы сами.

 МНЕНИЕ ОЧЕВИДЦА

 Анатолий Штейн, сотрудник администрации Пятигорска:

 — Мы вернулись из Крыма в конце июля. Ездили с семьей отдыхать в Ялту. Сказать, что переходили с какими-то проблемами, не могу. Из порта «Кавказ» на паром вообще очень быстро проскочили, потому что ночью дело было. А обратно возвращались — попали в час пик. Это где-то с полудня до шести часов вечера. На все про все — около четырех часов. Ничего, потерпеть можно. Но это форс-мажор, пик времени. А так — паром справляется на все 100.

 Забавно, что у них уже там какой-то «быт» налажен во время ожидания — мелкая торговля, попрошайки попадаются… Словом, жизнь идет. Заметил, что все ожидающие — абсолютно спокойные люди, никто не нервничает, не возмущается. Все спокойно ждут.

 Что удивило в самом Крыму — туристы-«дикари», спящие ночью на надувных матрасиках у обочин. Без всяких палаток, под открытым небом! Никто их не трогает, не бандитствует. То есть обстановка спокойная.

 Восхитили сами крымчане. Они до сих пор находятся на огромном эмоциональном патриотическом подъеме. Их не волнуют особо трудности быта, какие-то происшествия и сложности. Они, как мне показалось, очень счастливы, что вернулись в Россию, остальное для них второстепенно.

 Очень все вежливые, напоминают питерцев. Даже на заправке налили лишний бензин в виде бонуса — денег не взяли. Абсолютно доброжелательная, спокойная атмосфера во всем.

 Да, на пляже дороговато. Впрочем, как и в Сочи, как и в Анапе. Но пройди чуть далее — и встретишь магазин с вполне нормальными ценами. Как и в остальной России.

 Очень интересно, что молочные продукты в основном — из Кабардино-Балкарии. То есть бизнес-связи вполне налажены. Еще молочные изделия есть из Кубани. Есть белорусские продукты, украинские…

 Знаете, я там абсолютно не почувствовал никакого межнационального напряжения — украинцы, русские, люди других национальностей очень деликатно друг к другу относятся, вежливы и предупредительны. Слышится украинская, другая речь. Все вместе торгуют на базаре, общаются, никто никому не мешает. Разговаривал с одним гуцулом на рынке, обратил внимание на гуцульские продукты, спросил о них шутливо. А он мне: «Не надо нас по национальному признаку делить. Мы все — крымчане». Вот такое там обостренное отношение к национальному вопросу. Украинцы там ощущают себя гражданами России. Своими глазами видел.

 Про природу. Знаете, когда стоишь в стороне от моря в Крыму и озираешься вокруг — можно представить, что ты в Карачаево-Черкесии. Такие же холмы, деревья, зелень, воздух. Все такое родное… Как будто и не уезжал из дома. Вернее — как будто ты дома. А ты дома и есть! Крым — Россия.

 Что еще заметил — чистенько. Но по-особому. Коммунальные службы справляются неплохо, но вся инфраструктура старенькая, еще советских времен. Такое ощущение, что новые украинские власти вообще сюда не вкладывались.

 Полицейские — очень лояльные, терпимые к гостям. Не строгие. И что важно — ненавязчивые, их практически не видно. Хотя порядок присутствует.

 Если сравнивать Черноморское побережье Краснодарского края с Крымом — я бы отдал предпочтение в некоторых моментах Крыму. Это если не брать в расчет Сочи. В Крыму — чище, без обдираловки, без толкотни. Цены ниже — и на экскурсии, и на местные продукты. Все проще, душевнее. Я бы так сказал: на краснодарском побережье местные «подзаелись».

 Думаю, будущий мост свяжет не только территории. Он даст толчок  здоровой конкуренции, которая Кубани очень не помешает.

 А вообще — везде своя «изюминка». В России везде хорошо. И в Сочи, и в Ялте. А у нас на Северном Кавказе — вообще здорово... Потому что наша природа вообще уникальна.

НАПОСЛЕДОК

Все ждут Керченский мост. И он обязательно будет. Но главный мост уже построен — мост единения, уважения, сотрудничества, ощущения себя великим народом, гражданами могучей России и жителями прекрасного архипелага «Крым — Кавказ». Этот мост становится шире, крепче и тверже с каждым днем.